Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Система среднего профессионального образования страны является одним из важнейших ресурсов сохранения ее места в ряду таких стран мира, которые обладают высоким уровнем культуры, науки. В современном обществе требуются современно образованные, высококвалифицированные, быстро обучаемые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в сложных и стрессовых ситуациях, привыкшие работать в команде, мобильные и динамичные.
«Активизирующая модель» направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент — «познавательный интерес» (А.М. Матюшкин, М.М. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
«Формирующая модель». Предполагается, что влиять на умственное развитие ученика - значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. При условии прохождения учеником всех его необходимых этапов с учетом специально организованной учителем ориентировочной основы действий можно гарантировать сформированность знаний и умений с заранее заданными качествами. Разновидностью этой модели являются программированное и алгоритмическое обучение. Ключевой психологический элемент - «умственное действие» (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, И.П. Калошина, В.П. Беспалько, С.И. Шапиро и др.).
Мировыми аналогами индивидуализации обучения являются система Ю. Драля, индивидуальные компьютерные обучающие программы (Б. Скиннер, Н. Краудер, В.П. Беспалько), американская батовская система, план Трампа, метод проектов и др. Метод проектов применялся во многих школах и вузах России в 20-х годах прошлого века, сегодня школьная практика вновь обращается к нему. В США этот опыт получил название «Дальтон-план», автором которого являлась Е. Паркхерст (1919 г.). Метод проектов как комплексный обучающий метод, позволяет индивидуализировать учебный процесс; дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
С нашей точки зрения, природосообразный подход к обучению (Сиротюк А.Л., 2005), опирающийся на индивидуально-психологические характеристики, дает учащимся возможность успешного овладения программным материалом. Говоря о необходимости уделять специальное внимание раскрытию способов учебной работы, следует иметь в виду, что способ есть индивидуальное образование, в котором проявляются «стилевые» особенности познания, присущие каждому учащемуся. Способ не сводится к рекомендованному учителем, учебником или методическим пособием приему усвоения, в котором нормативно задается состав действий, последовательность их выполнения согласно правилу или образцу. И.И. Ильясов подчеркивает «мысль о том, что система организованного обучения должна вооружать учащихся не только знаниями того или иного учебного предмета, но и способами эффективного усвоения этих знаний» (Ильясов И.И., 1989. С.59).
Любые
приемы и способы учебной
Ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников в процессе обучения, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного подхода к обучению (человекоцентричный принцип).
В целом, современное образование характеризуется выжидательной позицией, традициями педагогического воздействия, принуждения и монологического преподавания. Элементы вариативного, дифференцированного и индивидуализированного обучения, существующие в практике российских школ, инициируются и продуцируются отдельными педагогами-энтузиастами или их командами. Согласно результатам современных исследований, 60-70% учителей более склонны к традиционным, чем к дифференцированным методам обучения. Е.А. Ямбург (2002) отмечает, что 90% инновационной деятельности педагогов сводится лишь к углублению и расширению содержания образования и только 10% - к разработке и внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий, к которым относится, с нашей точки зрения, природосообразное обучение.
Любую
форму дифференциации обучения необходимо
начинать с квалифицированного психолого-педагогического
исследования индивидуальных особенностей
каждого учащегося. Когда индивидуально-
В заключении можно привести справедливое высказывание С.А. Изюмовой: «При создании новых школьных программ, цель которых сохранить и развить индивидуальность детей, исходя из их природных задатков, психологам отводится важная роль. Именно они должны разработать рациональную систему выявления индивидуальных особенностей школьников и дать рекомендации по обучению детей разного типа» (Изюмова С.А., 1993. С. 137).