Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:44, контрольная работа
На рубеже XIX и XX столетий гербартовская дидактика и действовавшая в соответствии с ее принципами «традиционная школа» оказались объектом острой и почти повсеместной критики. Осуждались ригоризм и авторитарность этой школы, выдвигалось требование ее преобразования в «школу для жизни и через жизнь» (Овидий Декроли, 1871—1932). Доминировавший в ней односторонний интеллектуализм и «книжную науку» старались заменить «подлинной работой и всесторонними творческими усилиями учеников» (Гуго Гаудиг, 1860—1923; Георг Кершентштейнер, 1854—1932).
1) осознания проблем на основе наблюдения определенных предметов, явлений, событий или процессов;
2) формулировки гипотез, связанных с разрешением этих проблем, особенно постановки вопросов аналитического характера, а также предварительной, как бы «доопытной» проверки выдвинутых гипотез;
3) установления логических следствий из этих гипотез;
4) решения вопроса о том, какие данные будут необходимы для проверки сформулированной гипотезы или гипотез, а также проведения отбора источников с точки зрения их пригодности для проверки этой гипотезы или этих гипотез;
5) анализа, интерпретации и оценки этих данных с точки зрения их соответствия разрешаемой проблеме;
6) оценки истинности гипотез в свете собранных данных;
7) поведения в соответствии с гипотезой, признанной за истинную в свете действий, перечисленных в пунктах 1—6.
Неверным
в концепции «учения через
деятельность» было и то, что значение
этой деятельности понималось только
в категориях спонтанного стимулирования
через нее развития личностей, включая
интеллектуальное развитие; одновременно
недооценивалось значение направленной,
планомерной деятельности, представляющей
необходимое условие любых
Ошибочным было
основание выдвигаемого Дьюи требования
придания обучению проблемного характера.
Для процесса обучения, по его мнению,
важно не столько то, какие проблемы
учащиеся разрешают, сколько то, чтобы
они научились их разрешать. Такой
своеобразный формализм делал невозможным
приобретение учащимся систематических
знаний о мире; кроме того, он вел
к недооценке объективных факторов
и тем самым их влияния на развитие
психических факторов, не связанных
с меняющимися интересами детей
и молодежи. Согласно рекомендациям
Дьюи, проблемы, разрешаемые учениками
в школе, должны вырастать из субъективных
потребностей каждого из них, а не
из потребностей развития объективной
действительности и науки. В такой
концепции учебно-
Охарактеризованная дидактическая, концепция поставила перед «новой школой» задачи, которые принципиально отличались от задач, решавшихся «традиционной школой».
Место «книжной
учебы», сводившейся гербартистами
к изучению, пониманию и запоминанию
символов мыслей (слов), занял принцип
активного учения, причем последнее
интерпретировалось как «умение
использовать уже имеющийся опыт»
[Sosnicki К. 1967. S. 82]. При таком понимании
учение относится не только к интеллектуальной
сфере развития личности, что типично
для системы.
Гербарта, но
и ко всей ее психической жизни
в целом, т. е. и к теоретическому
мышлению («рефлексивному», по терминологии
Дьюи), и к практическому, к чувствам
и воле, к индивидуальной и общественной
деятельности. А так как основой
понимаемого в таком широком
смысле учения в теории Дьюи является
деятельность учащегося, определяющая
его самопроизвольное развитие, то
и обучение нужно приспособить к
этому развитию и к объективным
потребностям общественной жизни. Именно
этим концепция Дьюи отличается от
нативистических вариантов «
Место активного
учителя, главной задачей которого
в «старой школе» была передача учащимся
готовых знаний, в «прогрессивистской
школе» занял учитель-консультант,
наблюдатель. Он не навязывал ученикам
ни содержания, ни методов работы, особенно
в части разрешения проблем, а
только помогал преодолевать встречающиеся
трудности, когда сами учащиеся обращались
к нему за помощью. Таким образом,
в системе «учитель—ученик» произошла
принципиальная перестановка акцента
активности с учителя на ученика.
Вместо учебной программы, навязываемой учащимся в «традиционной школе» как бы извне, в некоторых направлениях «новой школы» были введены программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Большое значение при этом придавалось тому, чтобы конкретное содержание этих программ учитывало текущие потребности, интересы и склонности учеников, которые должны сами формулировать проблемы, разрешаемые в школе.
Место устного
и письменного слова, — главного
источника знаний в традиционной
школе, — в «школе—лаборатории»
заняли практические и теоретические
занятия, в которых отражалась самостоятельная
исследовательская работа учащихся.
Тем самым подчеркивалось, что
учащийся в своей работе должен уподобиться
ученому, который собственными усилиями,
преодолевая различные
В связи с
этим школьные занятия рекомендовалось
проводить с учетом последовательности
этих этапов. В результате вместо используемых
в традиционной школе способов закрепления
материала: учения на память и повторения,
учащиеся «новой» школы были обречены
на переживание различных «
Синтезирующий блок
Недостатки прогрессивистской школы:
в одностороннее воспитание, базирующееся на переоценке влияния спонтанной деятельности учащихся на их интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие;
в преобладание практических занятий, часто случайных с точки зрения содержания, над «умственными» занятиями, которые обеспечивают приобретение основ систематизированных знаний о мире:
• одностороннее предпочтение неэкономного «учения через исследование»;
• понимание процесса приобретения знаний как второстепенного для развития мышления;
• преувеличение роли случайных интересов учащихся при отборе учебного материала, интересов и склонностей. Именно в этом контексте Дьюи писал о концепции прогрессивистов как о «коперникан-ском перевороте в педагогике», в то время как его противники говорили о ней как об «умеренном пайдоцентризме».
• Традиционная дидактика оказывала предпочтение искусственным методам обучения, т. е. методам «книжной учебы», в то время как дидактика прогрессивистов высказывалась в пользу естественных методов, т. е. в пользу обучения в ходе непосредственных контактов с действительностью.
• Традиционная
дидактика провозгласила принцип строгого
деления учебного материала на отдельные
предметы, тематические разделы и темы.
Дидактика же прогрессивистов выдвинула
требование целостного обучения, учитывающего
различные стороны «нерасчленимой жизни»
человека: научную, художественную, техническую,
культурную и коммуникативную.
Система, основные черты которой были сопоставлены выше с чертами гербартовской дидактики, не отвечает современным требованиям прежде всего в силу того, что она чрезмерно поднимает интересы ученика над его планомерными усилиями, свободу над дисциплиной, непосредственные запросы над перспективными целями воспитания, индивидуальный опыт над общественным, психологическую организацию обучения над его логикой, инициативу ученика над инициативой учителя» [Sosnicki К., 1958].
Эта система основывается на философии прагматизма, положения которой, особенно учение об истине, не выдерживают научной критики.
Расширяющий блок
Для прагматизма,
прежде всего для его ведущего
представителя Уильяма Джемса (1842—1910),
познание — это не процесс мышления,
объективного отражения действительности,
а только процесс создания гипотез.
Понятия, которыми мы оперируем, являются
не образами фундаментальных характеристик
предметов, а только «планами деятельности»,
сформированными на основе представлений
о мире и человеке; то же можно
сказать и о теориях, которые
истолковываются как «
Таким образом,
деятельность, осуществляемая в перспективе
потребности в чем-то полезном, является
источником знаний, потому что в
ее ходе человек усваивает знания
об окружающей его действительности,
а также преобразует эту
Проблемный блок
На основе изучения приведенного ниже текста определите причины негативного отношения в некоторых кругах к идеям нового воспитания.
Стал ли XX век «веком ребенка»? «Утвердительный ответ на этот вопрос был бы правильным, но только в очень узком смысле. Действительно, значительный прогресс был достигнут в познании психики ребенка, в установлении основных принципов воспитания ..., в понимании особенностей индивидуального развития и трудностей, с которыми оно сталкивается. Но общественное значение такого понимания было ограниченным. Собственно, оно свелось к распространению в немногочисленных семьях, которые стремились и могли пересмотреть традиционные принципы домашнего воспитания; это значение ограничилось немногочисленными экспериментальными школами и немногочисленными воспитательными центрами, в которых пытались воплотить в жизнь и развить принципы нового воспитания.
В более широких
кругах было достигнуто только некоторое
ослабление традиционной педагогики авторитета
и наказаний, традиционной дидактики
лекций и вопросов. Достаточно громкая
пропаганда так называемого нового
воспитания определенно привела
к дискредитации некоторых
... Образование
в целом оставалось во всех
странах... верным традиционной
... Если, как
это определено, школа должна
быть «творческой школой», то
творческим должен прежде
Информация о работе Дидактика Дж. Дьюи как основа прогрессивистской школы