Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 00:32, доклад
Наряду с вопросами, которые определяют структуру и содержание Федерального государственного стандарта подготовки горных инженеров [2-7], важной задачей качественной подготовки горных инженеров является повышение уровня педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, т.к. в большинстве случаев они имеют техническое образование, прекрасно владеют своим предметом, но из-за недостаточного знания основ педагогики испытывают объективные трудности при передаче своих знаний и навыков студентам, это в равной степени относится как к теоретическому, так и к практическому обучению.
Второй вид контроля - текущий контроль непосредственно в процессе производственного обучения. Это обязательная составная часть учебного процесса, главная цель которой - осуществление обратной связи в системе преподаватель - обучающийся. Для контроля качества производственного обучения характерны два основных метода - текущие наблюдения за учебно-производственной частью деятельности обучающихся и проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ.
Проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных по времени и содержанию зависит от характера, сложности, принятой технологии их выполнения. Основными измерителями успешности выполнения работы при этом являются технические и другие требования к качеству, а также установленные нормы времени (выработки) на их выполнение. Текущие наблюдения — это фиксирование процесса выполнения обучающимися работы: приемов, операций, соблюдения их последовательности, использования документации, умений пользоваться рабочими и контрольно-измерительными инструментами и т.п. В результате проверки выполненной работы обучающимся обычно выставляется оценка (отметка); в ходе текущих наблюдений отметка, как правило, не выставляется.
Таким образом, отражение в УМК форм и методов диагностики качества практического (производственного) обучения представляет обязательную дидактическую основу образовательного процесса в целом.
В УМК также необходимо учитывать, что в процессе обучения в качестве объектов при курсовом проектировании необходимо рассматривать действующие предприятия и выдавать задания с учетом места прохождения студентом практики. При этом перед отправлением на практику студентов необходимо ознакомить с перечнем курсовых проектов и работ, которые они будут выполнять в двух следующих семестрах. Это позволит им в процессе прохождения практики собрать необходимый материал для курсового проектирования, выявить проблемы, определить задачи и пути их решения, что является в свою очередь стимуляцией научно-исследовательской деятельности студентов.
В качестве лабораторной базы возможно использование производственных подразделений и лабораторий горнодобывающих предприятий с привлечением к проведению занятий высококвалифицированных специалистов и руководителей этих подразделений. Значительное повышение уровня практической подготовки выпускников обеспечивается за счет того, что работы проводятся на действующем и находящемся в эксплуатации оборудовании, а преподаватели с производства больше внимания уделяют практическим вопросам, с которыми выпускники столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
Считаю,
что учет имеющегося опыта сотрудничества
с горнодобывающими предприятиями
и вышеприведенных рекомендаций (повышение
уровня педагогической квалификации преподавателей,
проведение практического обучения и
его контроль) при организации учебного
процесса позволит значительно повысить
практическую подготовку выпускников,
что позволит им легче адаптироваться
к условиям производства и формироваться
высококвалифицированными специалистами
- будущими руководителями.
Дидактический аудит как метод развития УМК.
Понимая
всю необходимость
1. Целью дидактического аудита является анализ УМК кафедры или конкретного преподавателя и последующая его коррекция с учетом современных педагогических теорий и практик.
2. Задачи дидактического аудита:
-
достижение нового качества
-
пропаганда современной
-
повышение квалификации
- развитие мотивации к учению студентов.
3. Как любая системная социальная деятельность дидактический аудит базируется на принципах инициативности, научности, результативности, информационной доступности, доверия и коммуникабельности.
4.
Формальным результатом
Примером
осуществления теории дидактического
анализа и его практического воплощения
в качестве аудита послужило сотрудничество
в данном направлении кафед ТулГУ «Теория
и методика профессионального образования»
(ТиМПО, зав. каф. В.М. Петровичев) и «Геотехнология
и строительство подземных сооружений»
(ГиСПС, зав. каф. Н.М. Качурин). В распоряжение экспертов
педагогов ТиМПО был представлен весь
арсенал УМК кафедры ГиСПС с целью проведения
дидактического аудита. Итоги, которого
показали, что все УМК в основном соответствуют
дидактической структуре – содержат полный
набор дидактических средств и методов
для достижения образовательной цели
обучения. Поэтому остановимся на основных
рекомендациях по их совершенствованию
с учетом соблюдения логистики дидактического
анализа УМК (Таблица №1).
Таблица №1
№ п\п | Дидактические отклонения | Примеры коррекции УМК |
1. | Принцип научности: | |
1) Теоретический
и практический материал УМК содержит
списки литературы без привязки к дидактическим
единицам.
2) УМК не имеет дифференциации по научно-квалификационному статусу преподавателя. |
1) В рекомендованной
литературе более подробно ссылаться
на предметность в них, изучаемых дидактических
единиц.
2) Учитывать реальную научную новизну предмета, указывая научные журналы, ссылки Интернет, материалы конференций и диссертаций. | |
2. | Принцип систематичности: | |
1) В содержании УМК отсутствуют межпредметные связи. | 1) Практиковать УМК содержащие интегрированные занятия. | |
3. | Принцип связи теории с практикой: | |
1) Отсутствуют активные формы обучения. | 1) Практиковать ролевые игры и кейс-технологии. | |
4. | Принцип сознательности: | |
1) В УМК отсутствует
модульный по степени 2) Отсутствуют ссылки на современные методики и технологии. |
1) Включить раздел
«Технологии и методы обучения».
2) Практиковать наличие в УМК методов организации обратной связи со студентами и выпускниками (анкетирование, учет мнений). | |
5. | Принцип соединения индивидуального и коллективного: | |
1) Не учитывается
психолого-педагогическая 2) В организации практических (семинарских) занятий недостаточно групповых активных форм обучения. |
1) наличие в УМК кратной характеристики учебной группы и отдельных студентов, а также наличие вариантов маршрутов усвоения учебного материала с учетом субъективного фактора - болезнь ученика, уникальные способности и т.п. | |
6. | Принцип единства конкретного и абстрактного: | |
1) Отсутствуют интерактивные методы обучения (лекции) | 1) Практиковать
создание мультимедийных | |
7. | Принцип доступности: | |
1) Объем теоретического
материала не обоснован с 2) Графические объекты не обоснованы с точки зрения наглядности. |
1) В УМК выделить
конспективную часть 2) Указывать
метод представления | |
8. | 8) Принцип прочности: | |
1) УМК не содержит описания технологии самостоятельной работы студента. | 1) Разработать
поведенческие модели |
Опыт
данного исследования показал, что
педагогическая наука в союзе
с желанием и волей преподавателей
позволяет найти новое качество учебного
процесса в вузе путем дидактической коррекции
УМК в контексте современных требований
ФОС.
Литература:
1. Квагинидзе B.C., Козлов В.А., Петров В.Ф., Кожевников В. В. Профессиональная подготовка кадров на производстве. - М., 2003.
2. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогноза развития/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2008. - №1. - С. 128— 145.
3. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008. - №5.
4. Петров В.Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №9.