Дидактический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 00:32, доклад

Описание работы

Наряду с вопросами, которые определяют структуру и содержание Федерального государственного стандарта подготовки горных инженеров [2-7], важной задачей качественной подготовки горных инженеров является повышение уровня педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, т.к. в большинстве случаев они имеют техническое образование, прекрасно владеют своим предметом, но из-за недостаточного знания основ педагогики испытывают объективные трудности при передаче своих знаний и навыков студентам, это в равной степени относится как к теоретическому, так и к практическому обучению.

Работа содержит 1 файл

Дидакт_анализ.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

    Второй  вид контроля - текущий контроль непосредственно в процессе производственного обучения. Это обязательная составная часть учебного процесса, главная цель которой - осуществление обратной связи в системе преподаватель - обучающийся. Для контроля качества производственного обучения характерны два основных метода - текущие наблюдения за учебно-производственной частью деятельности обучающихся и проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ.

    Проверка  выполняемых и выполненных учебно-производственных по времени и содержанию зависит от характера, сложности, принятой технологии их выполнения. Основными измерителями успешности выполнения работы при этом являются технические и другие требования к качеству, а также установленные нормы времени (выработки) на их выполнение. Текущие наблюдения — это фиксирование процесса выполнения обучающимися работы: приемов, операций, соблюдения их последовательности, использования документации, умений пользоваться рабочими и контрольно-измерительными инструментами и т.п. В результате проверки выполненной работы обучающимся обычно выставляется оценка (отметка); в ходе текущих наблюдений отметка, как правило, не выставляется.

    Таким образом, отражение в УМК форм и методов диагностики качества практического (производственного) обучения представляет обязательную дидактическую основу образовательного процесса в целом.

    В УМК также необходимо учитывать, что в процессе обучения в качестве объектов при курсовом проектировании необходимо рассматривать действующие предприятия и выдавать задания с учетом места прохождения студентом практики. При этом перед отправлением на практику студентов необходимо ознакомить с перечнем курсовых проектов и работ, которые они будут выполнять в двух следующих семестрах. Это позволит им в процессе прохождения практики собрать необходимый материал для курсового проектирования, выявить проблемы, определить задачи и пути их решения, что является в свою очередь стимуляцией научно-исследовательской деятельности студентов.

    В качестве лабораторной базы возможно использование производственных подразделений и лабораторий горнодобывающих предприятий с привлечением к проведению занятий высококвалифицированных специалистов и руководителей этих подразделений. Значительное повышение уровня практической подготовки выпускников обеспечивается за счет того, что работы проводятся на действующем и находящемся в эксплуатации оборудовании, а преподаватели с производства больше внимания уделяют практическим вопросам, с которыми выпускники столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.

    Считаю, что учет имеющегося опыта сотрудничества с горнодобывающими предприятиями и вышеприведенных рекомендаций (повышение уровня педагогической квалификации преподавателей, проведение практического обучения и его контроль) при организации учебного процесса позволит значительно повысить практическую подготовку выпускников, что позволит им легче адаптироваться к условиям производства и формироваться высококвалифицированными специалистами - будущими руководителями. 

    Дидактический аудит как метод  развития УМК.

    Понимая всю необходимость дидактического анализа УМК, не менее важно наличие и внедрение механизма его осуществления в условиях конкретного вуза, кафедры, специальности и учебного предмета. В отличии общепринятого административного аудита, обязательного в ТулГУ для всех кафедр, дидактический аудит и по цели и по задачам имеет существенные различия. Сущность дидактического аудита заключается в организации совместной научно-методической деятельности между педагогом дидактиком и инженерной кафедрой для достижения модельных дидактических свойств УМК.

    1. Целью дидактического аудита является анализ УМК кафедры или конкретного преподавателя и последующая его коррекция с учетом современных педагогических теорий и практик.

    2. Задачи дидактического аудита:

    - достижение нового качества УМК;

    - пропаганда современной педагогической  науки в условиях подготовки  инженерных кадров;

    - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в части педагогической компетентности;

    - развитие мотивации к учению  студентов.

    3. Как любая системная социальная деятельность дидактический аудит базируется на принципах инициативности, научности, результативности, информационной доступности, доверия и коммуникабельности.

    4. Формальным результатом дидактического  аудита выступают рекомендации педагога дидактика по совершенствованию конкретного УМК. 

     Примером  осуществления теории дидактического анализа и его практического воплощения в качестве аудита послужило сотрудничество в данном направлении кафед ТулГУ «Теория и методика профессионального образования»  (ТиМПО, зав. каф. В.М. Петровичев) и «Геотехнология и строительство подземных сооружений» (ГиСПС, зав. каф. Н.М. Качурин). В распоряжение экспертов педагогов ТиМПО был представлен весь арсенал УМК кафедры ГиСПС с целью проведения дидактического аудита. Итоги, которого показали, что все УМК в основном соответствуют дидактической структуре – содержат полный набор дидактических средств и методов для достижения образовательной цели обучения. Поэтому остановимся на основных рекомендациях по их совершенствованию с учетом соблюдения логистики дидактического анализа УМК (Таблица №1).   

    Таблица №1

№ п\п Дидактические отклонения Примеры коррекции УМК
1. Принцип научности:
  1) Теоретический и практический материал УМК содержит списки литературы без привязки к дидактическим единицам.

2) УМК  не имеет дифференциации по  научно-квалификационному статусу преподавателя.

1) В рекомендованной  литературе более подробно ссылаться на предметность в них, изучаемых дидактических единиц.

2) Учитывать  реальную научную новизну предмета, указывая научные журналы, ссылки Интернет, материалы конференций и диссертаций.

     
2. Принцип систематичности:
  1) В содержании УМК отсутствуют межпредметные связи.  1) Практиковать  УМК содержащие интегрированные занятия.
     
3. Принцип связи теории с  практикой:
  1) Отсутствуют активные формы обучения. 1) Практиковать  ролевые игры и кейс-технологии. 
     
4. Принцип сознательности:
  1) В УМК отсутствует  модульный по степени сложности  подход.

2) Отсутствуют ссылки на современные методики и технологии.

1) Включить раздел  «Технологии и методы обучения».

2) Практиковать наличие в УМК методов организации обратной связи со студентами и выпускниками (анкетирование, учет мнений).

     
5. Принцип соединения индивидуального и коллективного:
  1) Не учитывается  психолого-педагогическая особенность  каждой учебной группы.

2) В  организации практических (семинарских) занятий недостаточно групповых активных форм обучения.

1) наличие в УМК кратной характеристики учебной группы и отдельных студентов, а также наличие вариантов маршрутов усвоения учебного материала с учетом субъективного фактора - болезнь ученика, уникальные способности и т.п.
     
6. Принцип единства конкретного  и абстрактного:
  1) Отсутствуют интерактивные методы обучения (лекции) 1) Практиковать  создание мультимедийных лекций.
     
7. Принцип доступности:
  1) Объем теоретического  материала не обоснован с точки  зрения конспекта студента.

2) Графические объекты не обоснованы с точки зрения наглядности.

1) В УМК выделить  конспективную часть теоретического  материала.

2) Указывать  метод представления графического материала (таблица, проекция, доска).

     
8. 8) Принцип прочности:  
  1) УМК не содержит описания технологии самостоятельной работы студента. 1) Разработать  поведенческие модели самостоятельной работы студентов.
 

    Опыт  данного исследования показал, что  педагогическая наука в союзе  с желанием и волей преподавателей позволяет найти новое качество учебного процесса в вузе путем дидактической коррекции УМК в контексте современных требований ФОС.   
 

    Литература:    

    1. Квагинидзе B.C., Козлов В.А., Петров В.Ф., Кожевников В. В. Профессиональная подготовка кадров на производстве. - М., 2003.

    2. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогноза развития/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2008. - №1. - С. 128— 145.

    3. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008. - №5.

    4. Петров В.Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л.   Петров//  Горный  информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №9.

  1. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008. - №6.
  2. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №10.
  3. Пучков Л.А. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2005.- №2.-С.107-115.

Информация о работе Дидактический аудит