Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 00:32, доклад
Наряду с вопросами, которые определяют структуру и содержание Федерального государственного стандарта подготовки горных инженеров [2-7], важной задачей качественной подготовки горных инженеров является повышение уровня педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, т.к. в большинстве случаев они имеют техническое образование, прекрасно владеют своим предметом, но из-за недостаточного знания основ педагогики испытывают объективные трудности при передаче своих знаний и навыков студентам, это в равной степени относится как к теоретическому, так и к практическому обучению.
Введение.
Наряду
с вопросами, которые определяют структуру
и содержание Федерального государственного
стандарта подготовки горных инженеров
[2-7], важной задачей качественной подготовки
горных инженеров является повышение
уровня педагогической квалификации профессорско-
Устранение
данного противоречия возможно при
тесном сотрудничестве профессорско-
Сущность дидактического анализа УМК.
Дидактический анализ УМК в первую очередь нацелен на выявление в нем законов и принципов дидактики в сравнении с их основными модельными свойствами. Основным законом дидактики является закон единства деятельности субъектов учебного процесса, согласно которому учебный процесс рассматривается как взаимосвязанная и взаимозависимая деятельность преподавателей и обучаемых. При этом обычно исходят из того, что в основе обучения лежит дидактический треугольник, связывающий передачу знаний, усвоение знаний и построение системы формирования знаний, и что сущность обучения слагается из его целей и задач, стоящих перед различными группами обучаемых (степени обучения). Высшей же целью обучения является гармоничное развитие личности, способности к самостоятельному творческому мышлению на основе единства обучении и воспитания.
Таким образом, УМК любой вузовской дисциплины должен подчинятся основному закону дидактики - обуславливать роль и функции обучающего, определять пути, формы, средства и методы приобретения обучаемыми знаний, навыков и умений (компетенций).
Реализация этих функций должна происходить на основе определенных дидактических принципов обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.
Если рассматривать самую сущность дидактических принципов, то их можно охарактеризовать следующим образом.
1) Сущность принципа научности состоит в том, что все предусмотренные УМК сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с передовой современной наукой. Гарантом соблюдения данного принципа является грамотное и обоснованное использование первоисточников (научной литературы) и квалификационный статус преподавателя.
2) Согласно принципу систематичности, все планируемые УМК знания, сообщаемые обучающимся, должны быть выстроены в определенную педагогически обоснованную систему. Под систематичностью понимают последовательность и логическую связь в изучении материала. Данный принцип легко проследить в структуре представления учебного материала рабочей программой преподавателя.
3) Принцип связи теории с практикой - важнейший в системе подготовки УМК, рассматривается как единое и неразрывное сочетание теории и практики в процессе приобретения знаний, навыков, умений. На основе этого принципа, исходя из конечных целей обучения, определяется соотношение между теоретической и практической частями.
4) Принцип сознательности понимается как обоснованное самостоятельное мышление, оправданность действия обучаемых. Сознательность рассматривается как его личное убеждение в процессе обучения. Все качественные признаки сознательности - активность, дисциплина, интерес, внимание к своему совершенствованию - требуют участия обучаемых. Важную роль играют здесь перспективы совершенствования профессионального мастерства (компетентности) будущего специалиста. Наличие в УМК методов организации обратной связи со студентами и выпускниками (анкетирование, учет мнений), есть факт соблюдения, им данного принципа.
5) Принцип соединения индивидуального и коллективного требует объединения интересов всех и каждого обучаемого на основе единства целей и задач обучения. Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания преподавателями индивидуальных свойств и особенностей каждого обучаемого, его интересов, способностей, уровня его развития и т.д. Показателем соблюдения данного принципа служит наличие в УМК кратной характеристики учебной группы и отдельных студентов, а также наличие вариантов маршрутов усвоения учебного материала с учетом субъективного фактора - болезнь ученика, уникальные способности и т.п.
6) Принцип единства конкретного и абстрактного заключается в соединении абстрактного мышления с наглядностью преподавания.
7) Принцип доступности заключается в том, что уровень обучения должен соответствовать уровню развития обучаемых, учитывать их способности и возраст. На основе этого принципа определяется степень теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения.
8) Принцип прочности знаний предполагает, что полученные знания должны стать базой для дальнейшего совершенствования по профессии. Обучаемый всегда должен умело, оперативно использовать сознательно усвоенные знания, навыки, умения. Этот принцип должен реализовываться на основе строгого отбора материала, исключения дублирования, выделения достаточного времени для прочного закрепления навыков и умений.
Общие принципы дидактики определяют характер любого обучения. В тоже время в зависимости от уровня и целей обучения, одни из них могут становиться определяющими и направляющими, а другие реализовываться не полностью. Глубокое понимание общих принципов системы усвоения знаний и умений позволяет творчески подходить к организации процесса обучения. Творческий подход к обучению наряду с обобщением педагогического опыта и на базе этого обобщения предлагает совершенствование, поиск, развитие и внедрение самых разнообразных приемов и методов обучения, ведущих к повышению эффективности и качества обучения.
Дидактический анализ УМК позволяет выявить и оценить приемы и методы обучения, оптимизировать и предложить их развитие с учетом современного компетентностного подхода.
При ведении учебного процесса образовательным учреждениям приходится решать основные педагогические задачи, а именно формирование сознательного, активного, творческого отношения к труду; воспитание обучаемых; формирование у обучаемых системы прочных общетехнических, специальных знаний, умений и навыком, формирование профессионального мастерства; развитие познавательных способностей, мышления, самостоятельности и самоконтроля.
С этой целью в педагогической науке выделяют три основные функции процесса обучения:
1) Воспитывающая:
- воспитание уважения к труду, своей профессии;
- воспитание нравственных качеств, патриотизма, коллективизма, товарищества;
- воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности, инициативности;
-формирование норм и правил сознательной дисциплины и по ведения.
2) Учебно-производственная (обучающая):
- формирование умений и навыков осуществления, контроля и обслуживания производственного процесса;
- формирование профессиональных умений и навыков планирования и подготовки производственного процесса;
- формирование умений применять полученные знания для решения учебно-производственных задач;
- формирование готовности к овладению новой техникой и технологией;
- формирование запаса профессиональных знаний и умений, обеспечивающих повышение квалификации;
- овладение приемами и способами труда инновационного производства;
- формирование основ профессионального мастерства в избранной профессии.
3) Развивающая:
-
формирование и развитие
- развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности;
- формирование и развитие творческого мышления в процессе труда;
- развитие познавательных и профессиональных интересов и способностей;
- развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости в достижении цели;
- развитие навыков и привычек планировать и контролировать учебно-производственный труд;
- развитие умений и привычек самообразования и самосовершенствования в избранной профессии;
- формирование и развитие культуры учебно-производственного труда.
Наличие в УМК данных задач, является фактором дидактической обоснованности подбора учебного материала в контексте общей цели высшего образования в условиях выполнения общей миссии вуза.
Для выполнения основных функций (задач) учебного процесса важную роль в формировании УМК играет выбор правильной технологии (методики) обучения, которая разрабатывается на основе знаний философии, возрастной физиологии, педагогической психологии, профессиональной педагогики, методики воспитательной работы, методики применения технических средств обучения, оборудования и техники теоретических основ специальности.
При осуществлении учебного процесса образовательному учреждению необходимо добиваться единства процессов теоретического и производственного обучения, а это можно достичь только подбором методов обучения.
Методы обучения - способы взаимосвязанной работы преподавателя и обучаемых, при помощи которых достигается прочное овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение обучаемых, развиваются их познавательные и творческие способности.
Качество образования (совокупность параметров учебного процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства) составляет множество элементов, одним из которых является практическая подготовка студентов в процессе обучения.
Практическая подготовка студентов осуществляется при прохождении студентами производственных практик, а так же в процессе выполнения курсовых, лабораторных, практических работ и в значительной степени определяет уровень подготовки будущих специалистов.
В учебные планы специальностей должны быть включены циклы факультативных дисциплин по обучению рабочим специальностям, чтобы в течение учебного года студенты проходили теоретический курс обучения по рабочей профессии соответствующей направлению подготовки специалиста, а производственное обучение проводилось в процессе прохождения студентами производственных практик на рабочих местах. По результатам аттестации студентам должна присваиваться соответствующая квалификация с выдачей удостоверяющего документа. К концу обучения в ВУЗе выпускник может получить 2-4 рабочие специальности, навыки и опыт работы по этим специальностям, более глубоко изучить условия горного производства и специфику получаемой профессии.
При
прохождении преддипломных
Значительную роль в процессе обучения должен играть контроль (проверка) качества производственного обучения, который бывает двух основных видов. Первый - заключение о результатах, итогах практической подготовленности обучающихся на определенных этапах обучения (периодический) и итоговый контроль. Такой контроль осуществляется путем проведения проверочных, контрольных и квалифицированных (пробных) работ. По результатам контроля производственного обучения за курс обучения производится аттестация обучающихся на определенный уровень квалификации (разряд, класс, категорию).