Дидактические проблемы современного урока

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: найти способ устранения проблемы дидактики на уроке.
Задачи: 1) изучить проблему, 2) выяснить причину проблемы; 3) найти способ устранения данной причины.
Предмет исследования: дидактика современного урока.
Объект: современный урок.
Гипотеза: причиной проблемы является личностные особенности учителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современные педагогические принципы высшей и средней школы 4
Понятие «дидактика» 4
Современные дидактические принципы высшей и средней школы 5
Структура педагогического процесса 5
Педагогические цели 7
Содержание образования 9
Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения 11
Анализ 1-й главы 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

весь курсач.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  И.П. ШАМЯКИНА»

 

 

 

 

 

 

Кафедра педагогики

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

 

Дидактические проблемы современного урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студента 3 курса 4 группы

факультета технологии

заочное отделение 

Покровский М.М.

Научный руководитель:

Кузьменко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь 2013г.

Содержание

Введение      3

Глава 1. Современные  педагогические принципы высшей и средней  школы  4

    1. Понятие «дидактика»      4
    2. Современные дидактические принципы высшей и средней школы    5
    3. Структура педагогического процесса       5
    4. Педагогические цели      7
    5. Содержание образования      9
    6. Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения     11

Анализ 1-й главы     17

Список литературы    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  проблемы

В современных  образовательных учреждениях существует проблема в построении урока. Многое зависит от учителя, от его постановки основных задач, требований в усвоении материала, умения использовать наглядных пособий на уроке. Также от его умения владеть методиками и методами обучения.

Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать однозначных ответов. Особенно труден вопрос: «Как учить?» ибо нельзя дать готового рецепта, найти обобщенного алгоритма в виду гибкости и подвижности и индивидуальности двух важнейших составляющих обучения – педагога и обучаемого.

Но вместе с  тем, дидактика предполагает понимание  сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и  средств, реализации поставленной задачи.

Дидактические знания помогают преподавателю анализировать зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, устанавливать на этой основе закономерности, действующие в сфере обучения, наиболее эффективные для осуществления качественной подготовки специалистов.

Цель работы: найти способ устранения проблемы дидактики на уроке.

Задачи: 1) изучить  проблему, 2) выяснить причину проблемы; 3) найти способ устранения данной причины.

Предмет исследования: дидактика современного урока.

Объект: современный  урок.

Гипотеза: причиной проблемы является личностные особенности учителя.

 

Глава 1. Современные  педагогические принципы высшей и средней  школы

 

1.1 Общее  понятие о дидактике

По своему происхождению  термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором “didaktikos” означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ротке (1571-1635) назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратхия».

В том же значении употребил это понятие и великий  чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовав в 1657г. В Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».

В современном  понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика –  теоретическая прикладная и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученные  теоретическое значение позволяет  решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и т.д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика как  педагогическая дисциплина оперируетобщими  понятиями педагогики: «Воспитание», «педагогическая деятельность», «Образование», «педагогическое сознание» и  др.

Но как теория образования и обучения дидактика  имеет свои специфические понятия. К ним относятся: обучение, преподавание, учение, содержание образования, методы обучения и др.

Рассмотрим  базовые понятия дидактики.

Обучение –  это целенаправленное, заранее запроектированное  общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как  процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и  обучаемых, имеющих своей целью  развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребность. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Содержание  образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание  образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное  заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

 

1.2 Современные дидактические принципы высшей и средней школы

Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим  образом:

  1. Развивающее и воспитывающее обучение.
  2. Научность и доступность, посильная трудность.
  3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
  4. Наглядность и развитие теоретического мышления.
  5. Системность и систематичность обучения.
  6. Переход от обучения к самообразованию.
  7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональных способностей учащихся.
  8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
  9. Положительный эмоциональный фон обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
  10. Коллективный характер обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
  11. Гуманитаризация обучения.
  12. Компьютеризация обучения.
  13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
  14. Инновативность обучения.

 

1.3 Структура  педагогического процесса

Педагогический  процесс представляют как систему  из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):

  1. Цель обучения (для чего учить);
  2. Содержание учебной информации (чему учить);
  3. Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
  4. Преподаватель;
  5. Учащийся.

Как всякая большая  система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.)

В.Я.Свирский представляет педагогическую систему так:

 

Рис.2. Педагогическая система В.Я. Свирского.


 

 

 

 

 

 

 

Е.Л.Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему – часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):

1. Цели обучения и воспитания;

2. Содержание обучения и воспитания;

3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);

4. Организационные формы;

5. Педагог;

6. Учащийся.

Педагогический  процесс – есть способ организации  воспитательных отношений, заключающийся  в целенаправленном отборе и использовании  внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается  педагогом. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

ЦЕЛЬ—ПРИНЦИПЫ—СОДЕРЖАНИЕ—МЕТОДЫ—СРЕДСТВА  – ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического  взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание = это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как мате-риализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность  педагогического процесса достигается  за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже  подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательный инструктаж, достижение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру – психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3)подъёмы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамики, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 – познавательные процессы, 2 – мотивация учения, 3 – напряжение.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в  движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

Постановка  цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, метод средств, форм) – реализация проекта – контроль за выполнением – корректировка – подведение итогов.

 

1.4 Педагогические  цели

Педагогический  процесс создается преподавателем для осуществления преподавателем для осуществления воспитания, образования  и обучения учащихся. Но у каждого  учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель – категория  философская, приведем одно из определений: цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая  цель – это предвидение педагогом  и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных  образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогической цели многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели самих  педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющие в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели – как цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного заведения, профиля специализации и учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:

Информация о работе Дидактические проблемы современного урока