Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель работы: найти способ устранения проблемы дидактики на уроке.
Задачи: 1) изучить проблему, 2) выяснить причину проблемы; 3) найти способ устранения данной причины.
Предмет исследования: дидактика современного урока.
Объект: современный урок.
Гипотеза: причиной проблемы является личностные особенности учителя.
Введение 3
Глава 1. Современные педагогические принципы высшей и средней школы 4
Понятие «дидактика» 4
Современные дидактические принципы высшей и средней школы 5
Структура педагогического процесса 5
Педагогические цели 7
Содержание образования 9
Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения 11
Анализ 1-й главы 17
Список литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.П. ШАМЯКИНА»
Кафедра педагогики
Курсовая работа по педагогике
Дидактические проблемы современного урока
студента 3 курса 4 группы
факультета технологии
заочное отделение
Покровский М.М.
Научный руководитель:
Кузьменко Е.В.
Мозырь 2013г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Современные педагогические принципы высшей и средней школы 4
Анализ 1-й главы 17
Список литературы 19
Введение.
Актуальность проблемы
В современных
образовательных учреждениях
Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать однозначных ответов. Особенно труден вопрос: «Как учить?» ибо нельзя дать готового рецепта, найти обобщенного алгоритма в виду гибкости и подвижности и индивидуальности двух важнейших составляющих обучения – педагога и обучаемого.
Но вместе с тем, дидактика предполагает понимание сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и средств, реализации поставленной задачи.
Дидактические знания помогают преподавателю анализировать зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, устанавливать на этой основе закономерности, действующие в сфере обучения, наиболее эффективные для осуществления качественной подготовки специалистов.
Цель работы: найти способ устранения проблемы дидактики на уроке.
Задачи: 1) изучить проблему, 2) выяснить причину проблемы; 3) найти способ устранения данной причины.
Предмет исследования: дидактика современного урока.
Объект: современный урок.
Гипотеза: причиной проблемы является личностные особенности учителя.
Глава 1. Современные педагогические принципы высшей и средней школы
1.1 Общее понятие о дидактике
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором “didaktikos” означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ротке (1571-1635) назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратхия».
В том же значении
употребил это понятие и
В современном
понимании дидактика
Дидактика – теоретическая прикладная и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
Полученные теоретическое значение позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и т.д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Дидактика как педагогическая дисциплина оперируетобщими понятиями педагогики: «Воспитание», «педагогическая деятельность», «Образование», «педагогическое сознание» и др.
Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся: обучение, преподавание, учение, содержание образования, методы обучения и др.
Рассмотрим базовые понятия дидактики.
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение как
процесс характеризуется
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
1.2 Современные дидактические принципы высшей и средней школы
Можно сформулировать
современные дидактические
1.3 Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):
Как всякая большая
система, она характеризуется
В.Я.Свирский представляет педагогическую систему так:
Рис.2. Педагогическая система В.Я. Свирского.
Е.Л.Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему – часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):
1. Цели обучения и воспитания;
2. Содержание обучения и воспитания;
3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);
4. Организационные формы;
5. Педагог;
6. Учащийся.
Педагогический процесс – есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
ЦЕЛЬ—ПРИНЦИПЫ—СОДЕРЖАНИЕ—
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание = это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как мате-риализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательный инструктаж, достижение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру – психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3)подъёмы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамики, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 – познавательные процессы, 2 – мотивация учения, 3 – напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
Постановка цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, метод средств, форм) – реализация проекта – контроль за выполнением – корректировка – подведение итогов.
1.4 Педагогические цели
Педагогический
процесс создается
Цель – категория философская, приведем одно из определений: цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогической
цели многообразны. Можно выделить
нормативные государственные
Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющие в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели – как цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного заведения, профиля специализации и учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:
Информация о работе Дидактические проблемы современного урока