Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:14, курсовая работа
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения. Игра –это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.
Дидактические игры и их применение на уроках английского языка - (курсовая)
Введение
Актуальность:
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения. Игра –это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры, с её феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.
Игра как феномен
культуры обучает, воспитывает, развивает,
социализирует, развлекает, даёт отдых,
не внося в содержание досуга бесконечные
сюжеты и темы жизни и деятельности
человека, сохраняя при этом свою самоценность.
Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает
значение детской игры: “В игре выявляется
характер ребёнка, его взгляды на жизнь,
его идеалы. Сами того не осознавая, дети
в процессе игры приближаются к решению
сложных жизненных проблем. Детство без
игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка
игровой практики –это лишение его главного
источника развития: импульсов творчества,
признаков и примет социальной практики,
богатства и микроклимата коллективных
отношений, активизации процесса познания
мира и т. п. Для детей игра– это продолжение
жизни, где вымысел – грань правды. “Игра
–регулятор всех жизненных позиций ребёнка.
Она хранит и развивает “детское” в детях,
она– их школа жизни и “практика развития”
[1 Рубинштейн Сергей Леонидович(1889 – 1960)
–советский психолог и философ; основные
труды по философским проблемам психологии;
исследовал память, восприятие, речь, мышление.
] Перестроечные процессы, происходящие
в стране, охватили все сферы нашей жизни.
Расширились контакты с зарубежными странами,
появилась возможность общения с другими
народами на всех уровнях (межгосударственные
связи, народная дипломатия, туризм, обмен
учащимися и студентами и т. д. ). Это, в
свою очередь, вызвало необходимость изучения
иностранных языков, в особенности английского.
Общение на любом языке требует большого
словарного запаса, который накапливается
в течение нескольких лет. Отсюда следует,
что изучать язык следует начинать с раннего
детства. Это вызвало поиск педагогами
новых приёмов, позволяющих детям эффективно
и качественно, а главное с интересом изучать
иностранные языки. Учитывая тот факт,
что интерес является лучшим стимулом
к обучению, необходимо стараться использовать
каждую возможность, чтобы разгрузить
ребёнка посредством игровой деятельности
в процессе обучения языку. В своей работе
я постарался показать всю важность обучающей
игры в педагогическом процессе на примере
использования её на уроках английского
языка в младших классах (см. Приложение).
Сложность же использования
игры на занятиях английского языка
обусловлена нехваткой
Прежде, чем использовать тот или иной приём в процессе обучения, необходимо знать, с какой категорией детей учитель будет работать, следовательно, прежде всего нужно учесть психологические особенности детей 6-8 лет и то, какие виды игр приемлемы для этого возраста.
Цель исследования:
Игра –не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Задачи исследования:
Изучение роли игры в процессе обучения.
Рассмотрение необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров.
Выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания.
Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования:
дидактическая игра как средство
повышения эффективности
Глава
I. Игра как психологическое
1. 1 Теории происхождения игры
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.
Проблема игры возникла
как слагаемое проблемы свободного
времени и досуга людей в силу
тенденций религиозно–
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. С. Макаренко и другие. А. Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т. е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия.... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия.... Это противоречие.... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре....
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется. ” [2 Леонтьев А. Н. “Психологические основы дошкольной игры” . – М. 1980 г. ] Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры: Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820–1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.
Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т. д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление–предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.
Гросс стоял на такой
же позиции укрепления развития наследственных
форм поведения в играх, критически
относился к теориям отдыха и
избытка нервных сил. Суть концепции
Гросса сводится к отрицанию рефлекторной
природы и к признанию
Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г. С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т. е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.
Существует также теория антиципациибудущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О. С. Газман. Он писал: “Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях– в настоящем и будущем. ” [3 Газман О. С. “Каникулы, игра, воспитание. “ – М . , 1988. ]Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.
Теория функционального
удовольствия, реализации врождённых
влечений фактически является теорией
психоанализа. Авторы данной теории считают,
что скрытые желания
З. Фрейд –основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как её изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинныйкатарсис. Игры позволяют либидоразвернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.
Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая , что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.
Теория духовного
развития ребёнка в игре. К. Д. Ушинский
(1824 –1871) противопоставляет проповеди
стихийности игровой
Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум. Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.
1. 2 Сущность игры, как психологического явления
Психологами и педагогами
установлено, что, прежде всего, в игре
развивается способность к
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.
Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий. Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Информация о работе Дидактические игры и их применение на уроках английского языка