Средний возраст.
Для детей
в возрасте от 4 до 5 лет характерны
большая устойчивость внимания,
произвольность запоминания, осязательное
восприятие. Ребенок начинает различать
довольно сложные формы предметов.
У него увеличивается запас
слов, развивается мышление. Дети
овладевают умением группировать
предметы не только по внешним
признакам, но и по качеству,
по назначению, устанавливать простейшие
причинные связи в знакомых
явлениях.
Учитывая
эти возрастные особенности, воспитатель
отбирает дидактические игры, в
которых закрепляются, уточняются
знания детей о свойствах предметов,
их назначение. Так же как и
в младших группах, используются
матрешки, башенки, шары, лото разного
типа, парные и разрезные картинки, игрушки,
лоскутки различных тканей, а также словарный
запас.
Роль
воспитателя в руководстве игрой
в средней группе меняется. Хотя
и здесь он продолжает активно
участвовать в игре или наблюдать
за ней, все чаще роль ведущего
поручается детям, а правила
игры теперь объясняются до
ее начала. Дети запоминают правила,
если они преподносятся четко,
понятно, эмоционально. Например, перед
игрой «Найди предмет из того
же материала» воспитатель рассматривает
с детьми различные предметы
из дерева, пластмассы, резины. В
начале игры объясняет правила
( предметы надо искать в групповой комнате;
кто нашел предмет, должен положить его
в соответствующее место: предметы из
резины - в резиновую шапочку, из пластмассы
- на пластмассовый поднос, деревянные
- в ящик и т.п.). «Вот этот предмет из чего
сделан? (показывает кубик из дерева) .Куда
ты его должна положить, Юля? Правильно,
в ящик. А этот предмет из чего сделан?
(показывает резиновый мяч). Куда его нужно
положить, Ваня? Правильно, в резиновую
шапочку. Так воспитатель закрепляет знания
правил игры. Проводя игру в первый раз,
он берет на себя роль контролера, следит
за тем, чтобы дети не ошибались. В следующий
раз проверка правильности выполнения
задания поручается кому-либо из детей.
При подведении
итогов игры необходимо акцентировать
внимание детей на их успехах,
даже если у кого-то они были
незначительными. Например, у одного
следует отметить быстроту решения
задачи, у другого – старательность,
настойчивость, у третьего –
желание помочь товарищу. Анализ
проведенной игры помогает воспитателю
продумать ее усложнение путем
использования предметов из других
материалов ( ткани, меха ), а также изменение
правил: дети объединяются в звенья и выигрывает
то звено, которое найдет больше предметов
за определенный отрезок времени.
В средней
группе часто организуют словесные
игры, и не только с целью
развития речи, но и для решения
умственных задач на основе
представлений ( «Что подарили
Наташе?, «Когда это бывает?»). На 5-м году
жизни ребенку становятся доступными
словесные игры на внимание. Например
в игре «Бывает – не бывает» при правильном
ответе дети хлопают в ладоши, при неправильном
– грозят пальцем.
Воспитатель
использует разнообразные виды
игр, направленные на дальнейшее
развитие сенсорных способностей,
психических процессов: восприятия,
ощущений, мышления, речи. Памяти, воли;
на закрепление знаний о природе,
предметах окружающего мира, явлениях
общественной жизни; на развитие
логического мышления.
Старший возраст.
Руководя
играми в старшей группе, необходимо
учитывать возросшие возможности
детей. В этом возрасте ребенку
свойственны любознательность, наблюдательность,
интерес к новому, необычному: ему
хочется самому отгадать загадку,
найти правильное решение задачи,
высказать собственное суждение.
С расширением объема знаний
происходят и изменения в характере
умственной деятельности. Поэтому
при отборе игр главное внимание
обращается на степень трудности
игровых правил и действий. Последние
должны быть такими, чтобы при
их выполнении дети проявляли
умственные и волевые усилия.
Основные признаки должны выступать
менее заметно, а порою быть
скрыты за внешней схожестью
объектов. И наоборот, за внешними различиями
предметов должно быть сходство. Большое
место в играх занимают мотивы соревнования;
дошкольникам предоставляется большая
самостоятельность, как в выборе игры,
так и в творческом решении ее задач.
Роль
воспитателя в самой игре меняется.
Но и здесь педагог четко,
эмоционально знакомит воспитанников
с ее содержанием, правилами
и действиями, проверяет, как они поняты,
играет вместе с детьми, чтобы закрепить
знания. Затем он предлагает детям поиграть
самостоятельно, при этом на первых порах
следит за их действиями, выступает в качестве
арбитра в спорных, конфликтных ситуациях.
Однако
не все игры требуют такого
активного участия воспитателя.
Часто он ограничивается объяснением
правил игры до ее начала. Прежде
всего, это относится ко многим
настольно-печатным играм. Поскольку
в старшей группе игровые правила
становятся сложнее и многочисленнее,
воспитатель, прежде чем предложить
детям игру, должен сам хорошо
усвоить эти правила, последовательность
игровых действий. Он должен хорошо
знать игру от начала и до
конца. Закончить игру надо
эмоционально, организованно, чтобы
дошкольники захотели вернуться
к ней. Поэтому следует продумывать
заранее, как закончить игру (разыгрывание
фантов, поощрение победителей, сообщение
о новом варианте игры в
следующий раз и т.п.). В конце
игры воспитатель должен оценить
не только правильное решение
детьми игровых задач, но и
их нравственные поступки, поведение;
отметить успехи; вселить уверенность
в своих силах тем, у кого
еще не все получается хорошо.
Воспитатель
отмечает для себя, удачна ли была подобрана
игра, были ли у детей необходимые знания,
представления, умения, все ли было предусмотрено
в организации обстановки и, самое главное,
достаточно ли активны были все участники,
какие нравственные качества детей проявились
и какие социальные качества у них формировались
(радость не только от личных успехов,
но и от удачных действий товарищей, умение
подчинять свое поведение правилам игры,
желание общаться со сверстниками).
Таким
образом, руководство дидактическими
играми в старшей группе требует
от педагога большой, продуманной
работы в процессе их подготовки
и проведения. Это обогащение
детей соответствующими знаниями,
подбор дидактического материала,
а иногда и изготовление его
вместе с воспитанниками, организация
обстановки для игры (где будут
сидеть или бегать дети, куда будут
прятать предметы, куда положить весь
игровой материал). Нужно четко определить
свою роль в игре от начала ее и до конца.
Важно
при подборе материала для
дидактической игры предусмотреть
его использование в последующей
творческой игре. Например, в игре
«Магазин» продаются не просто
игрушки, а спортивный инвентарь:
мячи, ракетки, скакалки, кегли и
др. Купив такие предметы, дети
потом их берут их с собой
на прогулку и организуют спортивные
игры.
У детей
старшего дошкольного возраста
необходимо воспитывать социальную
активность, учить оказывать помощь
младшим товарищам в изготовлении
игрового материала, в проведении
интересных игр.
На 7-м
году жизни ребенок способен
уже к достаточно глубокому
анализу и синтезу: он может
выделять как общие, так и
индивидуальные признаки предметов
и явлений, сравнивать объекты
по различным признакам, делать
обобщения, выносит суждения и
умозаключения.
В подготовительной
к школе группе достаточно
широко используются игры, в которых
ребенок учится связно и последовательно
излагать свои мысли, выразительно
рассказывать; которые развивают
математические представления, способность
к слуховому анализу устной
речи, развивают сообразительность,
выдержку. На данном этапе в
руководстве игрой происходят
некоторые изменения, которые
выражаются в том, что роль
ведущего в большинстве случаев
поручается кому-либо из детей.
Вне занятий дошкольники самостоятельны
в выборе дидактических игр,
в организации обстановки, в подборе
партнеров. Воспитатель следит
за играющими, и, в случае надобности,
выступает в качестве советчика, справедливого
судьи.
При анализе
игры педагог в большей мере
отмечает нравственное поведение
детей: способность приходить
на выручку, не хвастаться своими
успехами, не перебивать товарища, пока
он собирается с мыслями. Все это очень
важно для формирования у детей в дальнейшем
навыков правильного поведения на уроке
в школе.
Многие
настольные игры педагог изготавливает
вместе с детьми. Эта работа
важна, так как воспитывает
трудолюбие, развивает навыки ручного
труда и, главное, формирует
чувство ответственности за порученное
дело.
Любая
игра не терпит скуки, принуждения.
И здесь все зависит от воспитателя,
от его умения создать у
ребят игровое настроения, радоваться
и огорчаться вместе с ними.
Он должен научить детей использовать
розыгрыш, понимать юмор.
Доказывая
правильность того или иного
своего решения, суждения, ребенок
узнает радость познания. Поэтому
очень важно, чтобы педагог
всегда очень точно, объективно
оценивал соблюдение правил игры
каждым участником и всей группы
в целом. Через установление
правил игры, а следовательно, с ее помощью
воспитатель подводит детей к серьезному
отношению к правилам и в других видах
деятельности: в сюжетно-ролевой игре,
в труде, на занятиях.
Таким
образом, и в работе с детьми
старшего дошкольного возраста
педагог активно руководит дидактической
игрой на всех ее этапах.
В подготовительной
к школе группе, также как и
в других группах, необходимо
продумывать связь дидактических
игр с другими видами деятельности:
творческими играми, с трудом, с
самостоятельной художественной
деятельностью. Установлено, что
дидактическая игра является
одним из средств создания
игрового замысла, образа в
творческой игре.
На данном
возрастном этапе дидактическая
игра широко используется как
средство формирования навыков
общения, закрепление знаний
о нормах и правилах поведения,
воспитания у детей интереса к явлениям
общественной жизни.
Пензенский
государственный педагогический университет
им. В.Г.Белинского
Кафедра
педагогики и психологии
начального
и специального образования
Контрольная
работа по дошкольной педагогике
« Дидактическая
игра;
особенности
организации и проведения дидактической
игры в ДОУ»
Выполнил:
студентка заочного отделения
гр. Д –31
Журкина Ю.Е
Проверил:
к.п.н. доцент
Богданова В.В.
Пенза,
2010.
План:
- Народные
корни дидактической игры.
- Дидактические
игры в педагогических системах.
- Сущность
дидактических игр.
- Особенности
организации и проведения дидактических
игр в разных возрастных группах.
Список
используемой литературы:
- «Психология
и педагогика игры дошкольника»; под ред.А.В.Запорожца
и А.П.Усовой, (М., 1966);
- «Развивающие
игры для детей младшего дошкольного возраста»,
Э.М.Богуславская, Е.О.Смирнова, (М.,1991);
- «Дидактические
игры и упражнения», М.Н.Перова, (М., 1996);
- «Дидактические
игры в детском саду», А.И.Сорокина (М.,
1982);
- «Чего на
свете не бывает?», под ред. О.М.Дьяченко,
Е.Л.Агаевой (М.,1991).