Дидактические игры для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Содержание

Введение 3
1 Дидактические игры для детей 3-4 лет 5
2 Дидактические игры для детей 4-5 лет 9
3 Дидактические игры для детей 5-6 лет 12
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Дидактические игры для детей.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Игра 2 Найди такую же

    Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

    Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо взрослому. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

    Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу взрослого.

    Ход игры. Для данной игры подбирают  разнообразные игрушки, среди которых  обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять  или убирать игрушки, чтобы усложнить  задание.

    - Дети, сегодня мы будем с вами  учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди!

    Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к взрослому и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, взрослый ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

    - Раз-два-три! Одинаковых найди!

    Дети  сразу же пытаются назвать двух матрешек, но взрослый напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

    Дети  молчат. Далее взрослый переставляет игрушки и незаметно ставит к  грузовой машине, у которой зеленый  кузов, такую же машину, у которой  красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга.

    - Раз-два-три! Одинаковых найди!

    Дети  внимательно смотрят на все игрушки  и находят двух одинаковых матрешек. К этой игре чаще нужно привлекать детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав. 
 

 

     3 Дидактические игры для детей 5-6 лет 

    Дидактические игры для детей 5-6 лет имеют свои отличия, связанные с возрастными особенностями ребенка этого возраста.

    Детям в возрасте пяти лет свойственна  любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. Расширяется объем знаний, меняется и характер умственной деятельности. Возникают новые формы мышления, анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети шестого года жизни уже понимают связь между окружающими предметами и явлениями, причины явлений и их особенности.

    Отбирая дидактические игры для детей 5-6 лет надо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли.

    В играх детей важное место занимает соревнование. Предоставьте ребенку  большую свободу в выборе игры и в творческом решении ее задач.

    Роль  взрослого в играх для детей 5-6 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже  могут действовать самостоятельно, без участия взрослого, это относится  в основном к настольно-печатным играм.

    Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

    Дидактические игры с предметами

    Игра  1 Не ошибись!

    Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий, блестящий, матовый.

    Игровые правила. Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

    Игровые действия. Поиск предметов ведут  звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

    Ход игры. Игра начинается с краткой беседы взрослого с детьми о предметах, которые окружают их в комнате.

    Взрослый  в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов  в комнате много и все они  сделаны из какого-либо материала.

    - А теперь посмотрите на эту  игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.

    Подойди, Лена, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Лена сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.

    А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?

    Взрослый  подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.

    - Сейчас, ребята, мы поиграем в  игру "Не ошибись!". У нас  будет четыре звена. Выберем  считалочкой звеньевых. Каждому  звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?

    - Из пластмассы, - отвечают дети.

    - А на этой корзинке наклеена  картинка с ножницами. Сюда  будем собирать все предметы...

    - Металлические.

    - А в эту корзинку (на ней  наклеена матрешка) - будем складывать  предметы...

    - Деревянные.

    - В эту корзинку положим все  предметы...

    - Стеклянные.

    - Начинать поиск и заканчивать  только по сигналу: удар в  бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

    Считалкой выбирают четырех звеньевых. Они  берут корзинки и вместе с членами  своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара  бубна все подходят к взрослому, поочереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

    В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

    Игру  можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.

    Игра 2 Кто подойдет, пусть возьмет!

    Дидактическая задача. Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

    Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается  и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

    Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск  предметов.

    Ход игры. Взрослый напоминает детям, что  недавно у них была беседа о  том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. Говорит:

    - Сегодня мы поиграем в такую  игру: у нас в комнате есть  много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну  из них и расскажете так,  чтобы мы узнали, о каком инструменте  или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

    - Я загадал предмет, который  нужен портному. Он металлический.  Можно загадать и загадку: "Два  конца, два кольца, а посередине гвоздик".

    - Это ножницы, - говорит один ребенок.

    - Молодец, пойди, принеси и положи  на стол.

    - Отгадайте, что это такое, - продолжает  игру следующий участник. - Машина, колеса как у танка. Все умеет  делать: и пашет, и сеет, и грузы  возит.

    Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

    Игра  продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот  предмет.

    Игра 3 Похож - не похож

    Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

    Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

    Игровые действия. Поиск похожих предметов.

    Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

    Взрослый  напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.

    - Сегодня мы будем находить  предметы, которые похожи друг  на друга. Они могут быть  похожими по форме, цвету, величине, материалу. Послушайте правила  игры. Нужно пройти по комнате,  выбрать два похожих предмета  и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

    Чаще  всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

    - Чем похожи ложка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи.

    Но  тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего выбора.

    Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

 

     Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М.; Просвещение, 1991 г.
  2. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., Педагогическое общество России, 2002 г.
  3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
  4. Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М., «Просвещение», 1969 г.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.
  6. Ермолаев С. Д. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»,2001
  8. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»,2008
  9. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.
  10. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 2008.
  11. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 2009.
  12. Смирнов А.А., Шлычкова А.Н. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти по данным узнавания и воспроизведения // Вопросы психологии 2011,№ 5
  13. Смирнов А.А Проблемы психологии памяти. М.: «Просвещение» 2010
  14. Соколов Е.М. Механизмы памяти. М.:2010.-176с.
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия» 2010.-336с.

Информация о работе Дидактические игры для детей