Дидактические игры детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей .Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 30.55 Кб (Скачать)

 А зимой среди ветвей

 Га-га-га пел  соловей.

 Быстро дайте  мне ответ –

 Это правда  или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и  все дети были активны, воспитатель  вводит игровое действие, тот, кто  заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получит приз.

Развитие игровых  действий зависит от выдумки воспитателя. 
 
 
 
 
 

  1. Руководство дидактическими играми дошкольников.
 

 В дидактической  игре роль воспитателя несравненно  большая, чем в детских играх  другого типа, и главное в том,  что воспитатель вводит детей  в ту или иную игру и знакомит  их с методом ее ведения.  Участвуя в ней, сам ведет  ее так, чтобы использовать  для достижения возможно большее  число дидактических задач.

 Руководство  дидактической игрой требует  большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит  из того, какие программные задачи  он будет решать с их помощью,  как игра будет способствовать  развитию умственной активности  детей, воспитанию нравственных  сторон личности, тренировать сенсорный  опыт. Соответствует ли дидактическая  задача игры тому программному  содержанию, которое изучается на  занятиях. Вначале воспитатель разбирает  игру с точки зрения ее структуры:  дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

 Заботится  о том, чтобы в избранной  игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения  и в то же время нe превращали  игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает,  как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий  темп игры (старший дошкольный  возраст) и обеспечить возможность  каждому ребенку активно действовать  в игровой ситуации.

 Воспитатель  должен довести структуру дидактической  игры до сознания каждого ребенка,  мобилизовать силы детей на  выполнение правил и игрового  действия. Для этого необходимо  тщательно подготовиться к проведению  игры: продумать четкое, ясное, немногословное  объяснение содержания, правил, игрового  действия, наметить дидактические  задачи игры, а также на каких  детей в процессе игры следует  обратить особое внимание (вспомнить,  кто из них на занятиях затрудняется  в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько  сдержать, чтобы они не подавляли  инициативу и творчество своих  товарищей, другим помочь обрести  веру в свои силы.

 При подборе  дидактических игр необходимо  учитывать, что на развитие  умственной активности детей  в игре влияет ее организация.  Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Воспитатель, используя  интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (лото). Усилия, которые дети вынуждены проявлять  в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и  закрепляют сенсорный опыт.

 Руководство  дидактическими играми в зависимости  от возраста детей осуществляется  по-разному. Рассмотрим на примере  младшей группы.

 У детей  младшего возраста возбуждение  преобладает над торможением,  наглядность действует сильнее,  чем слово, поэтому целесообразнее  объяснение правил объединить  с показом игрового действия. Если в игре есть несколько  правил, то не следует сообщать  их сразу. Игры необходимо проводить  так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей,  учили бы детей играть, не мешая  друг другу, постепенно подводили  к умению играть небольшими  группками и осознавать, что вдвоем  играть интереснее. В этом возрасте  дидактические игры помогают  детям лучше узнать окружающие  предметы, различать и называть  их цвет, форму и возможные  действия с ними. Они способствуют  координации движений, развитию  глазомера, овладению пространственным  ориентированием. Приучают детей  слышать слово и соотносить  его с конкретной игрушкой, предметом,  действием (например, игра «Чудесный  мешочек» — ребенок достает  из мешочка на ощупь собачку,  называет ее и показывает, как  она лает).

 В дидактических  играх дети лучше осознают  и закрепляют различие, сходство, равенство предметов, овладевают  понятием, что разные по содержанию  предметы могут быть окрашены  в одинаковый цвет.

 С детьми  младшего возраста воспитателю  целесообразно самому включиться  в игру. Вначале нужно привлекать  детей играть с дидактическим  материалом (башенки, яйца). Разбирать  и собирать их вместе с детьми. Вызывать у детей интерес к  дидактическому материалу, учить  их играть с ним. Например, с  матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть  одну из другой, внимательно рассмотреть  их. Затем поставить матрешек  в ряд, по росту, после чего  предложить детям собрать матрешек  в одну. Воспитатель направляет  игровое действие «сбор матрешек»  на выполнение задачи: закрепить  понятие «больше - меньше —  самая маленькая».

Воспитателям  не следует чрезмерно опекать  детей даже в игре, а всей системой воспитательной работы необходимо развивать  у них самостоятельность, способность  работать с полной умственной нагрузкой  в соответствии с программой. Правильно  используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и  желания, подчиняться правилам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В играх ребенок  вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении  окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться ее решения. Дидактические игры вызывают интерес к людям труда, к машинам, расширяют представления о деятельности и взаимоотношениях людей к различным  событиям в жизни, изменениям в природе.

 Игра помогает  развивать умение самостоятельно  организоваться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с  желаниями товарищей, высказывать  оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дети этого возраста лучше  могут управлять своими психическими  процессами, речью и мышлением.

Ценность дидактических  игр в воспитании детей всецело  зависит от воспитателя, от того, как  он сумеет подобрать эти игры, усложнить  дидактическую задачу, помочь правильно  направить правила игры для достижения программных задач.

 Дидактические  игры — обучающие игры. Поэтому  нужно тщательно подбирать их  к определенному программному  содержанию занятий, а не просто  проводить те игры, которые знает  воспитательница или какие есть (настольно-печатные) в группе.

При проведении дидактической игры воспитатель  продумывает ее структуру, тщательно  и всесторонне разрабатывает  план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно  обратить внимание, подобран игровой  материал и прикинут расчет времени.

 Таким образом, особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает, как определённое достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий. В дидактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удачи, обмана, присвоения права другого. Он выступает, прежде всего в форме решения поставленной игровой задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение.

 Все структурные  элементы дидактической игры  взаимосвязаны между собой, и  отсутствие основных из них  разрушает игру. Без игровой задачи  и игровых действий, без организующих  игру правил дидактическая игра  невозможна. Она утрачивает свои  особенности, не достигает цели  обучения и воспитания. Заканчивая  игру воспитатель должен поддержать  интерес к дальнейшей игре, создать  радостную перспективу ожидания. Зная программные требования, своеобразие  дидактической игры, учитывая интерес  детей, владея искусством руководства  игрой, воспитатель разрабатывает  варианты знакомых детям игр  и творчески создаёт новые  полезные и интересные игры. Следовательно,  руководство дидактической игрой  состоит в правильном определении  дидактической задачи познавательного  содержания, в определении игровой  задачи и реализации через  неё дидактических задач; в  продумывании игровых действий, которые являются одной из  важнейших задач игры и интересны  для детей, побуждают их к  игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Жуковская Р.И., "Игра и её педагогическое значение"-М.,1975г.
  2. Менджерицкая Д.В., "Воспитателю о детской игре"-М.,1982.
  3. Сорокина А.И.,"Дидактические игры в детском саду"-М.,1982г,
  4. Удальцова Е.И., "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.

Информация о работе Дидактические игры детей дошкольного возраста