Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 03:20, курсовая работа
Задачи данной работы - отойти от традиционного рассмотрения педагогических взглядов Л. Н. Толстого, раскрыть те стороны его педагогической деятельности и системы дидактических взглядов, которые особенно актуальны на данном этапе развития российской педагогики; рассмотреть его гениальный “критериум опыт и свобода” и проанализировать реализацию педагогического кредо великого педагога в наше время в образовательных учреждениях Тульской области. Хотелось бы еще раз подчеркнуть и доказать, что сегодня, в период осознания ряда негативных явлений в современном состоянии общественных наук, в частности, педагогики, не потеряли актуальности “уроки Л.Н.Толстого” - искателя истинных путей демократизации и гуманизации педагогики и народного образования. Ведь все гениальное - вечно.
1. Введение. Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность
2. Основная часть. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого
2.1. Основополагающие педагогические принципы, обоснованные и реализованные великим педагогом
2.1.1. Принцип сознательности и активности обучения
2.1.2. Принцип связи обучения с жизнью
2.1.3. Принцип доступности обучения
2.1.4. Принцип прочности усвоения знаний
2.1.5. Принцип природосообразности
2.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного
2.2.1. Наглядность в обучении
2.2.2. “Рассказ-рассказывание”
2.2.3. Методика эмоциональных воздействий
2.2.4. “Ситуация затруднения”
2.2.5. Индивидуальный подход к учащимся
2.2.6. Работа с сочинениями учащихся
2.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в
педагогической теории и практике Л.Н.Толстого
2.3.1. Философская основа
2.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н. Толстого
2.4. Реализация педагогической теории Толстого на практике в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Тульской области
2.4.1. Гуманизация детства на примере деятельности детского образовательного учреждения № 146 г. Тулы
2.4.2. Экспериментальная работа в школе-гимназии № 46 г. Тулы
2.4.3. Инновации в средней школе № 31 г. Тулы
3. Заключение
Эта модель школы появилась чуть раньше базисного учебного плана, но педагогические идеи их созвучны: реализация государственного стандарта образования, вариативность образования, индивидуализация процесса обучения, внимание к потребностям и интересам ученика. Однако педагогическая технология “Школы индивидуального выбора” углубляет и расширяет эти идеи: в нее заложены и личностный подход к каждому ученику, и формирование познавательных интересов и потребностей, и учет динамичности познавательных потребностей ученика, и самореализация возможностей каждого, и, безусловно, взгляд на педагогическое сотрудничество как на содеятельность на началах реального гуманизма.
Школа, учитель, ученик, родитель становятся соавторами образования, что диктует необходимость в учебном плане школы выделить три компонента: кроме базового (федерального) - школьный и личностный.
Наполнение школьного компонента учебного плана определяется прежде всего региональной программой образования, и поэтому в школе введены такие предметы, как “Культура речи”, “Зарубежная литература”, “Современная литература”, “История родного края”, “Мир сегодня”, “Мировая художественная культура”.
Личностный компонент дает возможность школе быть индивидуальной, так как именно он позволяет ученику выбирать содержание, объем, глубину, форму и темп образования, а учителю реализовать потенциал личности. Автору данной курсовой работы посчастливилось проходить педагогическую практику в школе № 31 и убедиться в том, что свобода творчества помогает учителям и их подопечным достичь взаимопонимания, создать атмосферу сотрудничества и раскованности.
Для средней школы № 31 привычным стало понятие “ЗИВ”. Это занятия индивидуального выбора, реальное воплощение личностного компонента. ЗИВы появляются по запросам детей. Учителя предлагают на “школьный рынок” различную тематику занятий. Учитель математики, страстно любящий цветы, может организовать занятие индивидуального выбора “Цветоводство” (руководитель В. П. Борисова). Учитель словесности Р. Н. Громова, чьи способности, интерес, знание журналистики бесспорны, ведет ЗИВ “Журналистика”; учитель иностранного языка, заядлый театрал, имеет реальную возможность сплотить вокруг себя детей, интересующихся театром и иностранным языком - так возникло занятие индивидуального выбора “Школьный театр на английском языке” (руководитель Л. А. Акимова).
По запросам детей рождаются такие ЗИВы, как “Прикладная экономика” (руководитель Ю. В. Сидорова), “Сочинения разных жанров” (И. Н. Душкина), “Эстрадный балет” (В. А. Веселкина), “Ремонт помещений и мебели” (Е. Г. Арутчев), “Нестандартная математика” (Л. Я. Титова), “Клуб путешествий” (О. А. Кулиниченко).
Всего ЗИВов около 50. Таким образом реализуется право ребенка на образование. Не диктат учителя, администрации, а личное волеизъявление, самоопределение становится решающим. Так начинает действовать школьный рынок знаний: предложение учителя - спрос ученика.
Знания и умения, полученные в ЗИВах, трансформируются в практической деятельности: в конкурсах, олимпиадах, выставках. Ребенок приобретает положительный познавательный опыт, его интересы положены в основу жизнедеятельности школы, а школьный коллектив развивается посредством динамики личности учителя и ученика.
ЗИВы отличаются от факультативов тем, что это обязательная часть учебной нагрузки и учебного плана. Результаты влияют на итоговую аттестацию ученика, что отвечает требованиям современной ситуации: одна из задач образования - человек должен уметь сам постоянно совершать выбор. Сориентированы ЗИВы на природную тягу ребенка к добру, на любопытство, стремление к деятельности.
Но это и не традиционный урок, так как ученик совместно с учителем выбирает содержание образования, форму, темп обучения, работает в разновозрастной группе. В течение учебного года ученик несет ответственность за сделанный выбор. Каждый ученик имеет право выбрать любое количество ЗИВов.
Каждый ученик вправе выбрать и уровень активности участия в ЗИВе. Он может быть просто слушателем (пассивный уовень), может участвовать в разнообразных формах работы (активный уровень), а может выполнять по индивидуальному графику и творческие работы (творческий уровень).
Мотивы выбора ЗИВов у каждого ученика свои: один желает углубить знания по определенному предмету, другой - устранить пробелы, третий расширяет свой кругозор, четвертый - открывает совершенно новые для себя области человеческой культуры.
Ученик
получает возможность сформировать
новые психологические и социальные
установки на самостоятельный выбор пути,
способа учения, жизни, творчества, утвердить
привычку к принятию самостоятельного
решения, к осуществлению самообразования,
выработать убеждения в необходимости
самостоятельности выбора как одного
из факторов достижения успеха и признания.
3.
Л. Н. Толстой по-новому
Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.
Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни.
Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.
Сегодня
школа, отражая противоречивость общественного
развития, должна идти несколько впереди
общественного развития. Только тогда
она будет формировать
Л.
Н. Толстой ведет нас путями педагогических
исканий, учит видеть истинное счастье
в раскрытии индивидуальности каждого
ученика. Теперь, столько лет спустя
после смерти великого педагога, мы
многое можем по-новому понять, оценить;
Л. Н. Толстой предстает перед судом
времени в величии своего гуманизма и
мудрости. И поэтому его имя как великого
педагога-гуманиста бессмертно.
Список
литературы
1. Арискин И. Т. Вопросы
2. Баланюк Г. И. Проблема
3. Бондаревский В. Б. Л. Н.
Толстой о внимании к личности
школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд.
ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967.
4.
Бондаревский В. Б. Проблема
интереса в педагогической
5.
Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса
в инновационной школе // Тульская школа.
Периодический научно-методический журнал.
- 1996, № 2.
6.
Дружинина Р. И. Гуманизация
дошкольного детства // Тульская
школа. Периодический научно-
7.
Ежов И. В. Введение в
8. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика.- 1994.- № 3.
9.
Кудрявая Н. В. Педагогические
искания Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика.-
1987. - № 9.
10.
Педагогическое наследие Л. Н.
Толстого и современность // Тезисы
докладов ХХ1 Толстовских чтений.
- Тула, 1993.
11.
Соломон Д. М., Степанов Е. Ю.
Технология интегративного
12.
Толстой Л. Н. Педагогические
сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.
13.
Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В
90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1958.
14.
Шадская А. В., Ремизов В. Б.,
Трофимова Н. А., Ежов И. В.
Мир “Азбуки Льва Толстого”:
Книга для учителя. / Под науч.
ред. канд. филологических наук
В. Б. Ремизова. - Тула, 1995.