Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 08:37, реферат
Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической,
гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.
3.При обосновании производных положений возвращайся почаще к
первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.
4.Распределяй каждый материал
на известные ступени и
законченные части.
5.Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала
и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные,
чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в
полной мере.
6.Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только
возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось
предыдущее.
7.Связывай родственные по
8.Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.
9.Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.
10.Распределяй учебный
общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.
11.Выводи последующие
развивай их из природы предмета.
12.Содержание обучения должно
соответствовать уровню
науки.
III. Правила обучения в
1.Проходи со своими учениками
предметы скорее
2.Считайся с (предлагаемым) будущим
положением твоего
3.Обучай культуросообразно.
IV. Правила обучения, касающиеся учителя
1.Старайся сделать обучение
2.Обучай энергично.
3.Заставляй ученика правильно
устно излагать учебный
4.Никогда не останавливайся.
В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка — превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить Дистервег горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!» Строги те требования, с которыми Дистервег обращается к учителю. Учитель нового времени, прежде всего, должен сам стоять на пути истинного развития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться против Лессингова “стремления к истине”, руководиться любовью к человечеству, серьезно и честно содействовать решению задач своего времени в пределах педагогической деятельности, должен, наконец, вдумываться в природу человека, в искусство воспитания и обучения, в котором ведь и мастер всегда остается учеником. Ни к чему другому не должен стремиться учитель, как быть воспитателем и учителем. Он не должен быть политиком, человеком клуба и партий, у которого бушующие в груди страсти затмевают ясность чувства и спокойствие духа. Но это не значит, чтобы учитель имел право отстраняться от интересов “целого”, быть равнодушным к ним. Сознавать свои государственные и гражданские обязанности — его долг. Только сам он не должен “браться за политику”. Истинное преподавание, «касающееся самых глубоких корней духовной жизни ученика, действует на образование воли и характера». Одним из важнейших источников дидактической силы учителя является твердость его воли, энергия и решительность, сила его педагогического характера. «Когда такая решительная сила воли воздействует, на юную душу, эта последняя испытывает возбуждение и оживление в самой глубине своей духовной жизни». Постоянство воспитательной линии, твердое ее проведение, неуклонность требований к учащимся, настойчивость, уверенное движение по пути осуществления. «...Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий чего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к исполнению его воли,— только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей». Дистервег справедливо указывал, что это свойство учителя делает излишними всякие ухищрения и специальные дисциплинарные средства. В дисциплине он видел не «сумму внешних приемов», а результат воспитывающего обучения, (формирующего нравственные убеждения и характер учащихся. «Дисциплина является лишь следствием подобного обучения...». «Всякое истинное обучение обладает нравственной, развивающей характер силой». Эта мысль проходит у него красной нитью. «Познание истины отражается на образе мыслей, складе убеждений и поведении, на всех сторонах характера...Всё существо человека под влиянием обучения проникается умственным и нравственным развитием».