Дидактич взгляды Дистервга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 08:37, реферат

Описание работы

Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической,
гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.

Работа содержит 1 файл

Дидактич взгляды Дистервга.docx

— 28.09 Кб (Скачать)

                                  Введение

      Педагогику   Адольфа   Дистервега   можно   назвать   гуманистической,

гуманной, Человечной с большой буквы этого  слова.   Ведь  смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу,  заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в  распространении  и утверждении царства истины, добра и красоты. В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды  Дистервега на задачи  воспитания.  В  человеке  дремлет  дух  того  высшего  целого,  к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую  силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача  воспитания  -  развить все стороны человеческой природы, все силы,  данные  человеку,  и  поставить его на путь самостоятельного развития.

      В современном обществе с его погоней за новыми идеями  и технологиями мы часто забываем о тех духовных ценностях, которые подарили нам  предыдущие поколения. А иногда  используем  их  как  само  собой  разумеющуюся  истину, забывая о тех людях, которые открыли эту истину путем  долгих  лет  исканий, порой, вопреки общепринятому мнению и государственных догматов. Их  служение обществу и безграничная преданность  любимому  делу  и  сейчас  еще  может послужить примером для многих выдающихся умов нашего времени. В своём реферате я хочу не только показать и  осветить  жизнь  автора, идеи, смысл педагогики А. Дистервега,  но  также обозначить  её  актуальную гуманистическую направленность, её ценность и значимость  в  наши  дни.  Мне близки и понятны его идеи.  Именно  человеколюбие  могло  послужить  вере  в такие  принципы  воспитания  человека,  как   принцип  культоросообразности, обеспечения  гармоничному  развитию  детей   посредством только глубокого знания психологии и физиологии,  и воспитанию самодеятельности,  как  высшей формы обучения и познания.

2 Глава.  Педагогика А. Дистервега. Принципы, правила.

                   2.1. Принципы воспитания А. Дистервега

    Высказав  мысль  о  ведущей   роли  обучения   в   процессе   воспитания

подрастающего  поколения,  Дистервег   пытался   найти   основные принципы воспитывающего  обучения,  которыми   должен руководствоваться   в   своей деятельности каждый учитель.

Принцип     природосообразности.     Природосообразность воспитания предполагает определение возможного для  данного  возраста  и  пола ребенка уровня развития субъективных личностных  свойств,  на формирование  которых следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста;  преодоление противоречий,  характерных  для  данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития  и  в  ведущем  виде деятельности; построение возрастно-психологической диагностики  и  коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов. Дистервег  ставил  во   главу   угла   "развивающе-воспитательное   и образовательное обучение". Он предлагал в воспитании  и  обучении  следовать природе  человека, учитывать  индивидуальные   и   возрастные   особенности ребенка. «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни,  как вообще свободное развитие — лозунг нашего времени.  Всякая  тварь,  человек, народ, могущие развиваться без помехи - счастливы,  свободны.  По  мере сил содействовать  всеобщему  развитию  — вот обязанность каждого отдельного человека» - говорит Дистервег.  Также он  подчёркивал,  что, только  зная психологию и  физиологию,  педагог  может  обеспечить гармоничное  развитие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и  Песталоцци, Дистервег полагал,  что  человек  обладает врождёнными  задатками,  которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания  -  возбудить  задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения  не  может  быть развития.. Воспитывать - значит  возбуждать.  Теория  воспитания  является теорией  возбуждения» Подобно  Руссо   и   Песталоцци,   Дистервег использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы против феодальной   педагогики.   В    противоположность    схоластической педагогике, игнорировавшей  природные  возможности,  склонности  и интересы детей, он полагал, что школьное обучение должно  опираться  на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый  человек от  рождения обладает  суммой определенных способностей, которые при правильно организованном  воспитании развиваются, а при неумелом – могут заглохнуть.  Чтобы  способности  ребенка не  заглохли,  учитель  должен  постоянно   заботиться   об   их   развитии, предоставляя детям возможность применять  свои  силы,  знания  и  умения  на практике.

    Требование Дистервега относительно  учета  индивидуальных особенностей детей  в  процессе  воспитания  и  обучения  тесно связано с требованием одновременного  изучения  этого  процесса.  В  работе  принцип современной педагогики» он писал: «Ничто не совершается  против  природы вещей,  то  же самое в мире детей. Поэтому современная педагогики старается  понять  законы естественного развития ребенка,  чтобы  помогать  этому  развитию  с  самого начала,  пусть  даже  эта  помощь  будет  состоять   только   в   устранении препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из  головы,  может быть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то стремящаяся  к разумности педагогика обращается к опыту  и  наблюдению,  к  людям,  которые показали себя в этом деле мастерами. Таким образом, Дистервег приходит к выводу,  что правильное,  разумное воспитание детей должно строиться на  основе  знания  законов  естественного развития  ребенка.  Изучение  этих  законов  —  задача  детской  психологии, которой он придавал очень  большое  значение.  Психологию  он  даже  называл «основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время  она еще не была подлинной наукой и делала  лишь  свои  первые  шаги.  На  основе изучения психологических особенностей детей и подростков

     2.       Принцип     культуросообразности        означает  организацию

учебно-воспитательного  процесса на основе определенной  внешней,  внутренней и  общественной  культуры.  Он  писал,  что  «...  в  воспитании  необходимо принимать во внимание условия места и времени,  в  которых  родился  человек  или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком  и всеобъемлющем  смысле  слова,  в  особенности  культуру  страны,  являющейся родиной ученика». Считая, что учитель и воспитатель  всегда  должны принимать во внимание потребности своего времени, своего  народа,  Дистервег указывал на очень большое  значение  преподавания  отечественной  истории  и географии,  родного  языка  и  родной  литературы.  Однако   к   правильному пониманию   общественного   характера   воспитания   он   прийти   не   мог. Идеалистически  представляя   себе   взаимоотношение   между   человеком   и обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется  природными, внутренними качествами, присущими ему  от  рождения.  Поэтому-то  и  принцип культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.

    Наиболее подробно свои взгляды  по этому  вопросу  Дистервег  изложил в

статье  «О  культуре  и  культуросообразном  воспитании»,  в которой делил

культуру  на три большие области: культура  внешняя,  культура  внутренняя  и культура общественная. К внешней культуре он относил способы  удовлетворения физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы  его нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека,  его познавательную, чувственную,  волевую  деятельность.  Наконец,  общественная культура включает в себя господство человека над силами природы и все  формы его общественной жизни в их сочетании  с  культурой  данного  народа.  Таким образом,   общественная   культура,   по   Дистервегу,   занимает   как   бы промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение,  по  его мысли, становится  развивающим  и  воспитывающим  только  тогда,  когда  оно строится с  учетом  данных  внешней,  внутренней  и  общественной  культуры.

   3. Принцип   самодеятельности

 Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу,  Дистервег считал важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его  словам,—  значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие  и  образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.  Всякий,  кто желает  к ним  приобщиться,  должен  достигнуть   этого   собственной   деятельностью, собственными  силами,  собственным  напряжением.  Извне  он  может  получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность  -  средство  и  одновременно

результат образования…»  В развитии  детской  самодеятельности  он  видел  и конечную цель,  и  непременное  условие  всякого  образования:  «Пробуждение самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим  достижением его формального развития и воспитания».

    Положение Дистервега о том,  что «...ум  наполнить ничем нельзя.  Он

должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать»,  актуально и в наши дни. Этот принцип можно выделить,  как  самый  важный:  «Конечная  цель всякого    воспитания    -    воспитание    самостоятельности    посредством самодеятельности».     Ум,   воля,   память,   мышление,   наблюдательность, свойственные  всем  людям,  развиваются  в  процессе   самодеятельности,   о развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться. Воспитание, по существу, заканчивается тогда,  когда  человек  начинаетпроявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу  по самообразованию,  когда   он   начинает   видеть   пути   и   методы   этого самообразования. Задачу учителя Дистервег  ограничивал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика  —  математик, техник или музыкант, — это уже дело не учителя.

    Самодеятельность  в  понимании   Дистервега   равнозначна   свободному, самостоятельному  познанию.  В   противовес   догматизму   и авторитаризму

феодальной  педагогики  он  защищал  право  каждого  человека  на   развитие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления  должнавести к сознательной деятельности в жизни.

    В «Руководстве для  немецких  учителей»  Дистервег  писал:  «Собственно

человеческим  в человеке является  его  самодеятельность.  Все  человеческое,

свободное, оригинальное   исходит из  этой  самодеятельности...  Воспитание

простирается  лишь настолько, насколько  позволяет  самодеятельность;  только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека  другими, так и  его  самообразование.  Главной  заботой  воспитателя,  следовательно, должно быть развитие  самодеятельности,  которая  поможет  человеку  позднее сделаться господином, руководителем своей жизни»  

Дидактические правила

    Формально  дидактика  (от  греческого  didasko  — учить,   доказывать,

объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая  научные  основы обучения и образования. Другое определение дидактики - теория  обучения - также характеризует ее как науку  о  способах  и  методах целенаправленного процесса  приобретения  или/и передачи  знаний.  Важным  моментом  в   этом определении  является  указание  на необходимость  организации  специальных условий   для   передачи   знаний.   Эти   условия   реализуются   в    ходе функционирования системы образования,  элементами  которой  являются  семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования. Одна из важнейших заслуг Дистервега в том,  что он  создал  дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах.  В  его  книге “Руководство  к  образованию  немецких  учителей”,  вышедшей  в   1835   г., приводится  обобщающая  система  дидактических   правил,   направленных   на обеспечение наглядности и  доступности  материала  обучения,  сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в  процессе обучения.

           I. Правила обучения, относящиеся  к ученику, к субъекту.

        1.Обучай  природосообразно,

        2.Руководствуйся при обучении  естественными ступенями развития

   подрастающего человека

        3.Начинай обучение, исходя из  уровня развития ученика, и  продолжай

   его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

        4.Не учи тому, что для ученика,  пока он это учит, еще не  нужно, и не

   учи тому, что для ученика впоследствии  не будет более нужно.

        5.Обучай наглядно.

        6.Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от  более

   легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

        7.Веди обучение не научным,  а элементарным способом.

        8.Преследуй всегда формальную  цель или одновременно формальную  и

   материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.

        9.Никогда не учи тому, чего  ученик еще не в состоянии  усвоить.

        10.Заботиться о том, чтобы ученики  не забывали того, что выучили.

        11.Не муштровать, не воспитывать  и образовывать для данного  случая,

   а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального

   образования.

        12.Приучай ученика работать, заставь  его не только полюбить работу,

   но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй  натурой.

        13.Считайся с индивидуальностью  твоих учеников.

        II. Правила обучения, касающиеся  учебного материала, объекта.

    1.Распределяй материал каждого  учебного предмета в соответствии  с

уровнем развития и законами развития ученика.

      2.Задерживайся, главным образом,  на изучении основ.

Информация о работе Дидактич взгляды Дистервга