Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:26, контрольная работа
Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого.
Понятие о воспитательном потенциале семьи школьника.
Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника.
Пути повышения воспитательного потенциала семьи.
Литература.
По первому направлению, начиная с первого класса , можно проводить беседы, ролевые игры, выставки рисунков и фотографий на темы: «Кто я?», «Наша семья», «Мои обязанности в семье», «Самые яркие события в жизни нашей семьи» и т.п.
По второму направлению - родительские собрания, беседы, семинары - практикумы, круглые столы, практикумы с элементами тренинга на темы: «Что я знаю о воспитании своего ребенка?», «Что я знаю о своем ребенке?», «Семейное воспитание», «Типы семейного воспитания и педагогическая поддержка родителей» и др.
В результате совместной работы учителя и педагога-психолога возрастает интерес к проблемам детей. Родители идут консультироваться по разным вопросам: как помочь ребенку преодолеть страх, как выстраивать отношения с сыном, дочерью, если в семье появился еще один ребенок и др.
Для
привлечения родителей к совместной
деятельности одним из самых
эффективных способов считается включение
родителей в совместную работу
над проектами. То, что для
учителей является обыденным и не
интересным, для родителей оказывается
новым и захватывающим. Родители
вместе со своими детьми выполняют
несложные исследования по наблюдению
за выращиванием растений, изготовлением
моделей, макетов, кукол. Совместные
работы учеников и родителей
оказываются очень интересными.
Особо благодатную почву для
общения с родителями дают
внеклассные мероприятия: праздники,
поездки, экскурсии. Праздник- это всегда
радость, добрая память и положительные
эмоции. А если к этому празднику
приложили руку родители, то
это отзовется в душах детей.
«Ярмарка семейных поделок»,
«Чудеса из овощей», «Блюда
национальной кухни», «Самая, самая…»
- это лишь небольшой перечень конкурсов,
в которых ученики могут участвовать
с родителями. Фантазия и творчество
родителей воплощаются в новогодних
костюмах и масках, энергия и энтузиазм
проявляются в подготовке подарков
для детей. Можно перечислять
и другие формы работы, которые
используются в педагогической
практике. Каждый учитель ищет
и находит свои эффективные способы
взаимодействия с семьей ученика. И все
они – ради достижения согласия
в вопросах воспитания и обучения:
ведь без этого согласия нет
полноценного личностного становления
школьников.
Литература.
Протокол №1.
Фамилия родителей –
Компоненты ВП семьи | Характеристики уровней развития компонентов ВП | ||
низкий (н) | средний (с) | высокий (в) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Понимание целей и задач воспитания в семье | Отсутствие цели и задач семейного воспитания | Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи | Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье |
Уровень педагогической культуры | Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива | Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются. | Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний |
Умение применять на практике методы и средства воспитания | Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей | Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно | Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье |
Наличие ответственности родителей за воспитание детей | Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек | Стараются ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка | Осознают ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания |
Характер внутрисемейных отношений | Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер | Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи | Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи |
Наличие примера и авторитета родителей | Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка | Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей | Родители являют высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом |
Согласованность семьи и школы в воспитании детей | Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают | Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислуживаются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативный, активны в воспитании ребенка |
Протокол №2.
Фамилия родителей -
Компоненты ВП семьи | Характеристики уровней развития компонентов ВП | ||
низкий (н) | средний (с) | высокий (в) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Понимание целей и задач воспитания в семье | Отсутствие цели и задач семейного воспитания | Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи | Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье |
Уровень педагогической культуры | Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива | Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются. | Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний |
Умение применять на практике методы и средства воспитания | Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей | Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно | Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье |
Наличие ответственности родителей за воспитание детей | Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек | Стараются ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка | Осознают ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания |
Характер внутрисемейных отношений | Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер | Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи | Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи |
Наличие примера и авторитета родителей | Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка | Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей | Родители являют высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом |
Согласованность семьи и школы в воспитании детей | Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают | Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислуживаются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативный, активны в воспитании ребенка |
Информация о работе Диагностика воспитательного потенциала семьи