Диагностика воспитательного потенциала семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого.

Содержание

Понятие о воспитательном потенциале семьи школьника.
Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника.
Пути повышения воспитательного потенциала семьи.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Диагностика воспитательного потенциала семьи.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

    По  первому  направлению,  начиная  с  первого  класса ,   можно проводить  беседы, ролевые  игры,  выставки  рисунков и  фотографий  на  темы:  «Кто я?», «Наша  семья»,  «Мои  обязанности  в  семье»,  «Самые  яркие  события  в  жизни  нашей семьи»  и  т.п.

    По  второму  направлению - родительские  собрания,  беседы,  семинары - практикумы, круглые  столы, практикумы  с  элементами  тренинга  на  темы: «Что  я  знаю  о  воспитании  своего  ребенка?», «Что  я  знаю  о  своем  ребенке?», «Семейное  воспитание»,  «Типы  семейного воспитания и  педагогическая  поддержка  родителей» и др. 

    В  результате  совместной  работы  учителя и педагога-психолога  возрастает  интерес к проблемам детей. Родители  идут  консультироваться по  разным  вопросам:  как  помочь  ребенку  преодолеть  страх,  как  выстраивать  отношения  с  сыном,  дочерью,  если  в  семье  появился   еще  один  ребенок  и  др. 

    Для  привлечения  родителей  к совместной  деятельности одним  из  самых  эффективных способов  считается включение  родителей  в  совместную  работу  над  проектами. То,  что  для  учителей является  обыденным и не  интересным, для  родителей  оказывается  новым  и  захватывающим. Родители вместе  со  своими  детьми выполняют  несложные  исследования по наблюдению за выращиванием  растений, изготовлением  моделей, макетов, кукол.  Совместные  работы  учеников  и  родителей оказываются  очень  интересными. Особо  благодатную  почву  для  общения  с  родителями  дают  внеклассные  мероприятия: праздники, поездки, экскурсии. Праздник- это  всегда  радость, добрая  память  и  положительные  эмоции. А  если  к  этому  празднику  приложили  руку  родители, то  это  отзовется  в  душах  детей. «Ярмарка  семейных  поделок»,  «Чудеса  из  овощей»,  «Блюда  национальной кухни», «Самая, самая…» - это лишь небольшой перечень конкурсов, в которых ученики  могут участвовать  с родителями. Фантазия  и творчество родителей воплощаются в новогодних  костюмах и масках,  энергия и энтузиазм проявляются  в  подготовке  подарков  для  детей.  Можно  перечислять и другие формы  работы, которые  используются  в педагогической  практике.  Каждый  учитель ищет  и находит свои  эффективные способы взаимодействия с семьей ученика. И все они – ради  достижения  согласия  в вопросах  воспитания  и  обучения:  ведь  без  этого  согласия нет  полноценного  личностного  становления  школьников. 
 
 
 
 
 
 

    Литература. 

  1. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование  воспитательного процесса. – Л., 1988
  2. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989
  3. Гуров В.Н. «Социальная  работа  школы с семьей». - М.,2003.
  4. Живая  этика.  Антология гуманной  педагогики./ Под ред. Зуева Д.Д. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили,1999 , 221с.
  5. Корчак. Антология гуманной педагогики./ Под ред. Зуева Д.Д. – М.: Изд. дом  Шалвы Амонашвили, 1998.
  6. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002
  7. Словарь по  социальной педагогике./  Под редакцией Л.В. Мардахаева. - М., 2004.
  8. «Справочник  классного  руководителя», 2007, №10.
  9. «Первое  сентября  - начальная  школа», 2004, №8, 31.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Протокол  №1.

Фамилия родителей  –

Компоненты ВП семьи Характеристики уровней развития компонентов ВП
низкий (н) средний (с) высокий (в)
1 2 3 4
Понимание целей и задач воспитания в семье Отсутствие  цели и задач семейного воспитания Цели  и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива Знания  по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются. Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний
Умение  применять на практике методы и средства воспитания Не  умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей Не  всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье
Наличие ответственности родителей за воспитание детей Недостаточно  ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек Стараются ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка Осознают  ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания
Характер  внутрисемейных отношений Внутрисемейные  отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи Полная  согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи
Наличие примера и авторитета родителей Родители  или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка Возможны  проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей Родители  являют высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом
Согласованность семьи и школы в воспитании детей   Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислуживаются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативный, активны в воспитании ребенка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Протокол  №2.

Фамилия родителей -

Компоненты ВП семьи Характеристики уровней развития компонентов ВП
низкий (н) средний (с) высокий (в)
1 2 3 4
Понимание целей и задач воспитания в семье Отсутствие  цели и задач семейного воспитания Цели  и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива Знания  по педагогике и психологии имеют  отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются. Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний
Умение  применять на практике методы и средства воспитания Не  умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей Не  всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье
Наличие ответственности родителей за воспитание детей Недостаточно  ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек Стараются ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка Осознают  ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания
Характер  внутрисемейных отношений Внутрисемейные  отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи Полная  согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи
Наличие примера и авторитета родителей Родители  или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка Возможны  проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей Родители  являют высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом
Согласованность семьи и школы в воспитании детей   Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислуживаются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативный, активны в воспитании ребенка

Информация о работе Диагностика воспитательного потенциала семьи