Диагностика воспитательного потенциала семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого.

Содержание

Понятие о воспитательном потенциале семьи школьника.
Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника.
Пути повышения воспитательного потенциала семьи.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Диагностика воспитательного потенциала семьи.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

План.

  1. Понятие о воспитательном потенциале семьи школьника.
  2. Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника.
  3. Пути повышения воспитательного потенциала семьи.

    Литература.

    Приложения. 

    1. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.

    Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов.

    Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения.

    Внутрисемейные  отношения выступают в форме  межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

    Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

    Психологи отмечают, что уникальной характеристикой  внут-рисемейных отношений — супружеских и между родителями и детьми — является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего потому, что интимные узы воспитывающего и воспитанника неповторимы. Глубокий личный контакт между ними обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, обществу, событиям и т.д.

    С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, к восприятию их сознательных установок, касающихся его поведения.

    В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей и тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

    Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности».

    Внутрисемейные  отношения, таким образом, — важнейший  фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества.

    Для оценки внутрисемейных отношений психологи  предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

    Интеллектуальные  отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.

    Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

    Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.

    Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

    Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей.

    Нравственная  направленность семьи характеризуется  уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.

    Наличие общественно полезных целей делает семью коллективом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом.

    Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в устойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающаяся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обществу в целом).

    В нравственной направленности семьи  значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей.

    Направленность  семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.

    Критериями  педагогической культуры родителей  служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

    Таким образом, воспитательный потенциал  семьи определяется тремя компонентами: 1) психологической коммуникабельностью, 2) нравственной направленностью, 3) педагогической культурой родителей. Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи. 

    2. Для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи школьника имеется специально разработанная диагностическая методика. В ее основу положена содержательная характеристика ВП семьи. Выделены семь параметров для анкеты среза уровня развития ВП семьи (табл. 1), в которой эти параметры представлены в трехмерной шкале оценок, что позволяет намного упростить диагностическую процедуру. Это было необходимо потому, что в данной диагностике в основном применяется метод самооценки, т.е. родителям самим предоставляется возможность при помощи этой шкалы оценить ВП.

    Работа  по данной методике строится следующим  образом.

    Каждый  родитель учащихся определенного класса получает задание – изучить в  домашних условиях совместно с другими членами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуждения отметить тот  или иной уровень развития каждого параметра, окончательный результат сообщить педагогу.

    Таблица 1.

Компоненты ВП семьи Характеристики уровней развития компонентов ВП
низкий (н) средний (с) высокий (в)
1 2 3 4
Понимание целей и задач воспитания в семье Отсутствие  цели и задач семейного воспитания Цели  и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива Знания  по педагогике и психологии имеют  отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются. Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний
Умение  применять на практике методы и средства воспитания Не  умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей Не  всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье
Наличие ответственности родителей за воспитание детей Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек Стараются ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка Осознают  ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания
Характер  внутрисемейных отношений Внутрисемейные  отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи Полная  согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи
Наличие примера и авторитета родителей Родители  или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка Возможны  проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей Родители являют высоконравственный. Пример для детей и пользуются у них авторитетом
Согласованность семьи и школы в воспитании детей   Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислуживаются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативный, активны в воспитании ребенка
 

    Педагог совместно с представителями  родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости  корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи учащихся класса».

    По  диагностической карте можно  определить общий индекс ВП каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хороших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей.  

    В нашем исследовании приняли участие  две семьи  - семья Горловых (Горлова  Катя, 3 класс) и семья Ефановых (Ефанова Соня, 3 класс). Обе семьи изучили содержание анкеты и отметили уровень развития каждого параметра. Получились следующие результаты: 

Фамилии родителей учащихся Уровень развития обозначенного компонента
Понимание целей и задач воспитания Уровень педагогической культуры Умение применять на практике методы и средства воспитания Наличие ответственности родителей за воспитание детей Характер внутрисемейных отношений Наличие примера и авторитета родителей Согласованность семьи и школы в воспитании детей
Горлова в в в в с в в
Ефанова в с с в в в в
 

    Как видно из таблицы, общий индекс ВП обеих семей – высокий. 

    3. Определим пути  повышения воспитательного потенциала семьи. Учителю начальных классов  нужно  работать, тесно  сотрудничая  с  социальным  педагогом  и  психологом,  в  двух  направлениях :

     - гармонизация  взаимоотношений  родителей  и детей;

     - повышение социально-психолого-педагогической  компетентности  родителей  в  сфере  гармонизации  взаимоотношений  родителей  и  детей.

Информация о работе Диагностика воспитательного потенциала семьи