Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 17:06, отчет по практике
Задачи прохождения практики:
-ознакомиться с деятельностью психолога в детском центре развития, его функциями;
-провести диагностику психологической готовности детей к школьному обучению, подвести итоги по результатам исследования, дать рекомендации по каждому ребенку;
-провести психокоррекционную работу с детьми, чьи результаты оказались слабыми.
«Диагностика психологической готовности ребенка к школе».
Введение
Моя производственная практика проходила в Cамарском городском общественном учреждении «Яблочко» в качестве психолога. Во время прохождения практики темой работы была: «Диагностика психологической готовности ребенка к школе».
Производственная практика составляет 200 часов, продолжительностью 5 недель и охватывает период с 25 июня по 30 июля 2010 года.
Производственная практика проходила в два этапа.
I этап практики – ознакомительный, в ходе которого произошло:
- знакомство с базой практики, с детьми, с педагогами;
- знакомство с содержанием деятельности психолога в детском центре развития;
- подбор методической литературы; выбор и изучение методик.
II этап содержал подготовку к самостоятельной деятельности психолога, в процессе которого мною были проведены:
- диагностика психологической готовности детей к школе по выбранным методикам;
- обработка результатов психологической диагностики;
- написание психологического заключения;
- составление коррекционных программ по выявленной проблеме;
- оформление отчетной документации по практике.
Целью моей производственной практики является диагностика психологической готовности детей в возрасте 6-7 лет к школьному обучению.
В качестве объекта исследования взято восемь детей 6-7 лет, проходящие экспресс-курс "Скоро в школу", и которые в новом учебном году приступят к учебной деятельности. В ходе свое работы я использовала методы диагностики и коррекции психологической готовности ребёнка к школе. Задачи, которые я поставил перед собой следующие:
-ознакомиться с деятельностью психолога в детском центре развития, его функциями;
-провести диагностику психологической готовности детей к школьному обучению, подвести итоги по результатам исследования, дать рекомендации по каждому ребенку;
-провести психокоррекционную работу с детьми, чьи результаты оказались слабыми.
Основная часть
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Практика началась со знакомства с детским центром развития «Яблочко», с детьми, педагогами и психологом.
Cамарское городское общественное учреждение «Яблочко» - это некоммерческая организация, созданная в интересах самарских родителей в 2000 году.
Здесь работают специалисты высокой квалификации. Вместе с профессионалами легко развить речь, интеллектуальные и лингвистические, физические и творческие способности, подготовить ребёнка к детскому саду и школе, выбрать школу, помочь ребёнку успешно справиться со школьной нагрузкой, быть внимательным, самостоятельным, ответственным.
Наблюдая за детьми вместе с профессионалами, родители здесь узнают, в какой области деятельности ребёнок может быть наиболее успешным.
В детском центре действуют следующие программы:
1. Интеллектуальное развитие:
- "Успешный малыш" для детей 3,5-6 лет. В программу входит: Развитие речи, чтение. Развитие фонематического слуха. Произвольное внимание и память. Элементарные математические операции. Развитие мелкой моторики. Творчество. С умеющими читать: читаем грамотно и выразительно; пересказываем, сочиняем. Предлагается информация для родителей о возрастных нормах и этапах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
- Экспресс-курс "Скоро в школу" для детей 6-7 лет. В программу входит: Формирование учебной мотивации. Чтение. Словесно-логическое мышление. Грамматические навыки. Развитие умения слышать, понимать
и выполнять учебную инструкцию. Развитие умения применять свои знания
и достигать нужного результата. Подготовка руки к письму. (Элементы письма).
2. Увлекательный английский. В программу входит: Информация для родителей об особенностях восприятия иностранного языка детьми 3–4 лет и 5-7 лет. Воспитание интереса к иностранному языку. Развитие языковых интеллектуально-познавательных способностей.
3. Живопись. Лепка. В программу входит: Творческие встречи с родителями и детьми. Гуашь, акварель, пастель. Витражи. Батик. Пластилин, глина, солёное тесто. Декоративно-прикладное творчество. Бумагопластика. Фильцевание. Флористика. Знакомство с работами известных художников, различной техникой, направлениями, стилями живописи, графики, скульптуры.
4. Музыка. Логоритмика. В программу входит: Информация для родителей о нормах и этапах речевого развития, о всестороннем развитии по концепции Карла Орфа для детей 3,5 - 6 лет. Развитие речи, постановка звуков через музыкальные занятия. Логопедическая гимнастика. Пение. Слуховое внимание. Чувство ритма. Координация движений.
Занятия проводятся в группах по 6-8 человек или индивидуально.
Также, в центре проводит работу логопед: Консультации для родителей о нормах развития речи. Формирование и развитие грамотной речи у детей.
Затем я ознакомилась с основными методами и направлениями работы психолога в детском центре развития «Яблочко», в которую входит:
1. Психодиагностическая работа
- проведение в случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;
- проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
2. Психопрофилактическая работа:
- работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
- психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
3. Экспертно-проектировочная деятельность:
- диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению.
4. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.
5. Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, чтением лекций, тренингов с родителями и детьми, часы вопросов и ответов с родителями
II. На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также предупреждение их дезодаптации.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки как сенсомоторную координацию.
Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании этих параметров были использованы тесты для определения школьной зрелости.
1. "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска.
Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь (приложение А).
Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной). Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; выявляет особенности развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет (приложение Б).
Готовность к обучению - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
Результаты исследования приведены в приложении В.
Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
Заключение
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.
Выбор конкретных методик диагностического исследования в период прохождения практики, осуществлялся под руководством психолога детского центра развития и зависел от темы практического задания, а именно диагностика психологической готовности ребенка к школе.
Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. С помощью методов диагностики было доказано, что своевременная диагностика позволяет выявить те показатели психологической готовности к обучению в школе, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе и развивать, создавая для этого необходимые условия.
При проведении диагностических мероприятий особенно важно, чтобы психолог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Кроме того, в ходе производственной практики принимала участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога по разным направлениям деятельности.
На основе проделанной работы по программе практики, были сделаны следующие выводы:
1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе