Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:45, доклад

Описание работы

Понятие готовности детей к школьному обучению.Первый этап - построение "идеального портрета" абитуриента.Второй этап - подбор методик психодиагностического исследования .Третий этап - обработка результатов тестирования и формирование однородных классов.

Работа содержит 1 файл

готовность к школе 2.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

5. Полученный ранжированный список детей, определяющий степень их готовности к процессу обучения, не может служить окончательной оценкой, ибо перевод в баллы результатов тестирования - операция довольно грубая и влечет за собой потерю значительной части информации. Поэтому абсолютно некорректно использовать этот список для формирования однородных классов. В разработанном нами подходе  первоначальный список является лишь ориентиром (реппером) , который используется в дальнейшей обработке как  “первоначальная расстановка”, задаваемая машине. Для формирования же однородных классов (выбор образовательного маршрута) нами был доработан стандартный метод класстерного анализа, исходной информацией для которого служат сырые оценки, полученные в результате тестирования.

       Необходимо отметить,  что все диагностируемые  свойства  могут развиваться в процессе обучения ребенка. Менее подготовленные на данном этапе могут со временем обогнать своих одноклассников. Поэтому  необходимо периодическое обследование  детей  (хотя бы раз в полгода)  с целью диагностики динамики развития тех или иных психических функций - определения зоны ближайшего развития детей, по Выготскому.

 

   Разработанный подход оказался достаточно продуктивным и позволил нам поставить проблему психологического обеспечения образовательного процесса на протяжении всех лет обучения в школе. С этой целью нами была разработана Программа “Психологическое обеспечение образовательного процесса”.  Содержательная сторона Программы и методы ее реализации были доложены на заседании отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования. Получены положительные отзывы ведущих психологов России - вице президента  РАО В.В.Давыдова, академика-секретаря отделения В.П.Зинченко и др.

Программа  была одобрена также нучно-методическим Советом  Комитета по образованию при мэрии г. Санкт-Петербурга.

С нашей точки зрения, процесс реализации такой Программы значительно бы упростился и ускорился в случае организации Научно-методического Центра по разработке унифицированный методов и средств  детской психодиагностики. Возможно также расширение функций уже существующего Центра, что позволит избежать решения целого ряда проблем, связанных с арендой площадей, их ремонтом и т.д. 

Расширение функций существующего Научно-методического центра может быть осуществлено за счет реализации следующих направлений, составляющих содержание предложенной Программы.

 

   I. ДЕТСКАЯ  ПСИХОДИАГНОСТИКА.

    

  1.1. Оценка когнитивной готовности детей к процессу обучения и выбор образовательного маршрута.

     Проведение таких исследований позволит производить оценку готовности детей к начальной школе; формировать   классы  с  учетом полученных результатов; корректировать программы обучения,  а возможно, и сроки обучения, таким образом, чтобы к определенному классу (например, к окончанию начального обучения) подтянуть отстающих к среднему уровню, а наиболее продвинутых пропустить через класс, оценить потенциал ребенка и т.д.

 

     1.2. Диагностика уровня развития психических функций.

     Проведение такой диагностики на различных временных срезах по возрастам или по  принадлежности к классам позволит  устанавливать  причины неуспеваемости учащихся;  корректировать  учебные программы; определить причины трудностей,  возникающих при переходе учащихся из  начальной  в среднюю школу;  выявлять  личностную направленность учащихся; обеспечить индивидуализацию обучения.  Результаты обследования могут быть использованы для консультирования педсостава и родителей.

     Возможна разработка  и использование специальных развивающих заданий (тренировка памяти и внимания,  развитие  образного  и  вербального мышления и т.д.).

 

     1.3. Выявление творческого потенциала и его развитие.

     Определение творческого потенциала даст возможность  скорректировать направленность   обучения,   будет способствовать индивидуализации обучения и т.д. Развитие творческих возможностей учащихся усилит интерес к процессу обучения, даст возможность самоконструирования заданий на развитие своих способностей (игровые задачи).

    

     1.4. Диагностика  социального  интеллекта  и адаптации детей к  школе.

     Такая оценка и разработка форм адаптации поможет школьникам жить и учиться в коллективе,  общаться, критически оценивать свои возможности, корректировать уровень притязаний и т.п. Определенная информация о каждом ученике поможет и преподавателям в процессе общения с ними; возможно проведение консультаций для родителей,  выявление "трудных" подростков и причин этих трудностей.

     

1.5.  Дефектология.

     Кроме некоторых  функциональных  отклонений  от психической нормы, которые могут быть определены в процессе диагностики  уровня  развития психических функций,  возможно целенаправленное выявление дефектов, как-то: дефекты зрения, опорно-двигатель­ного аппарата и т.д.

     В этом случае возможно конструирование специальных заданий и  игр, которые помогают преодолеть последствия задержки психиче­ского развития, болезни (например, детского церебрального пара­лича).

 

1.6. Оценка функционального состояния детей на базе  антропо­метрического обследования.

     Проведение работ в этом направлении даст возможность решения целого ряда задач:

    определение биологического возраста ребенка;

    установление сроков психологического и физиологического   кризиса;

    предрасположенности к болезням;

    прогноз интеллектуальных  воз­можностей; выявление ранних патологических отклонений и т.д.

   В дальнейшем возможно дополнение антропометрического   обследо­вания специальным психофизиологическим обследованием, включая  и чисто медицинское обследование с автоматической фиксацией   ре­зультатов  для последующей статистической обработки и сравнения.

    

1.7. Профориентация старших школьников

     Известно, что только 8-10% работающих людей соответствуют по своим психофизиологическим характеристикам требованиям профессии. Этим фактором обусловлено более 40% автодорожных происшествий, 65% производственных травм и несчастных случаев в шахтах, 80-90% нарушений режимов работы тепловых электростанций.  Все это определяет  актуальность  проблемы профориентации, что обеспечивает возможность успешно обучаться и эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.

     Диагностика способностей  должна  иметь выраженную гуманистическую направленность, способствовать выбору наиболее подходящих возможностям и способностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей.

 

 

 

II. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

.

  2.1. Унификация методов и средств психологического  обеспечения образовательного процесса, что позволит объективно использовать результаты тестирования, полученные в разных школах.

       2.2. Автоматизация процесса диагностики и обработки результатов.

       2.3. Накопление статистического материала (банков данных) и разработка на его основе тестовых норм для различных возрастных групп.

       2.4. Помощь в решении задачи индивидуализации процесса обучения на основе изучения динамики психологических портретов  учащихся.   Это окажется возможным  благодаря автоматизации всех этапов диагностики и обработки, что позволит чаще проводить необходимые исследования и их анализ.

      2.5. Оснащение школ автоматизированным рабочим местом психолога.

      2.6. Корректное  решение  задачи профориентации учащихся старших классов.

      2.7. Решение  задачи комплектации специализированных классов для школ, являющихся базовыми (банки,  ВУЗы,  ПТУ,  военные  училища  и т.д.).

     Дальнейшее развитие  работ видится еще и в дополнительном направлении по медицинской экспресс-диагностике детей.  Такие наработки имеются в МГП “Эргономика”, есть определенный задел и перечень соисполнителей, включающий лучшие силы города в области детской медицины и физиологии.

Реализация Программы  предусматривает постоянное оснащение заинтересованных организаций и структур (школы, центры профориентации, и т.д.)  методической и программной продукцией; обучение специалистов, занятых в этой области; координацию работ; выпуск методических материалов и проведение конференций по обмену опытом и т.д.

     В процессе работы такого научно-методического Центра,  расширения круга решаемых задач, получения и внедрения результатов будет накапливаться очень важная статистика, позволяющая  строить достоверные прогнозы развития детей.

     Таким образом, реализация данного Проекта поможет в решении целого ряда задач, стоящих перед системой образования

Все это позволило нам приступить к разработке автоматизированной системы психологического обеспечения образовательного процесса. К июню 1998 года будет реализовано решение задачи оценки когнитивной готовности детей к школе. Следующий этап - реализация задачи профориентации старших школьников и т.д. Программная реализация системы выполнена в открытом виде, что позволяет легко наращивать возможности системы, превратив ее в конечном счете в автоматизированное рабочее место (АРМ) школьного психолога  .

         В заключение еще раз подчеркнем, что разработанная  и апробированная нами технология решения задач детской психодиагностики не имеет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной прикладной психологии.

 



Информация о работе Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения