Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:45, доклад
Понятие готовности детей к школьному обучению.Первый этап - построение "идеального портрета" абитуриента.Второй этап - подбор методик психодиагностического исследования .Третий этап - обработка результатов тестирования и формирование однородных классов.
5. Полученный ранжированный список детей, определяющий степень их готовности к процессу обучения, не может служить окончательной оценкой, ибо перевод в баллы результатов тестирования - операция довольно грубая и влечет за собой потерю значительной части информации. Поэтому абсолютно некорректно использовать этот список для формирования однородных классов. В разработанном нами подходе первоначальный список является лишь ориентиром (реппером) , который используется в дальнейшей обработке как “первоначальная расстановка”, задаваемая машине. Для формирования же однородных классов (выбор образовательного маршрута) нами был доработан стандартный метод класстерного анализа, исходной информацией для которого служат сырые оценки, полученные в результате тестирования.
Необходимо отметить, что все диагностируемые свойства могут развиваться в процессе обучения ребенка. Менее подготовленные на данном этапе могут со временем обогнать своих одноклассников. Поэтому необходимо периодическое обследование детей (хотя бы раз в полгода) с целью диагностики динамики развития тех или иных психических функций - определения зоны ближайшего развития детей, по Выготскому.
Разработанный подход оказался достаточно продуктивным и позволил нам поставить проблему психологического обеспечения образовательного процесса на протяжении всех лет обучения в школе. С этой целью нами была разработана Программа “Психологическое обеспечение образовательного процесса”. Содержательная сторона Программы и методы ее реализации были доложены на заседании отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования. Получены положительные отзывы ведущих психологов России - вице президента РАО В.В.Давыдова, академика-секретаря отделения В.П.Зинченко и др.
Программа была одобрена также нучно-методическим Советом Комитета по образованию при мэрии г. Санкт-Петербурга.
С нашей точки зрения, процесс реализации такой Программы значительно бы упростился и ускорился в случае организации Научно-методического Центра по разработке унифицированный методов и средств детской психодиагностики. Возможно также расширение функций уже существующего Центра, что позволит избежать решения целого ряда проблем, связанных с арендой площадей, их ремонтом и т.д.
Расширение функций существующего Научно-методического центра может быть осуществлено за счет реализации следующих направлений, составляющих содержание предложенной Программы.
I. ДЕТСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА.
1.1. Оценка когнитивной готовности детей к процессу обучения и выбор образовательного маршрута.
Проведение таких исследований позволит производить оценку готовности детей к начальной школе; формировать классы с учетом полученных результатов; корректировать программы обучения, а возможно, и сроки обучения, таким образом, чтобы к определенному классу (например, к окончанию начального обучения) подтянуть отстающих к среднему уровню, а наиболее продвинутых пропустить через класс, оценить потенциал ребенка и т.д.
1.2. Диагностика уровня развития психических функций.
Проведение такой диагностики на различных временных срезах по возрастам или по принадлежности к классам позволит устанавливать причины неуспеваемости учащихся; корректировать учебные программы; определить причины трудностей, возникающих при переходе учащихся из начальной в среднюю школу; выявлять личностную направленность учащихся; обеспечить индивидуализацию обучения. Результаты обследования могут быть использованы для консультирования педсостава и родителей.
Возможна разработка и использование специальных развивающих заданий (тренировка памяти и внимания, развитие образного и вербального мышления и т.д.).
1.3. Выявление творческого потенциала и его развитие.
Определение творческого потенциала даст возможность скорректировать направленность обучения, будет способствовать индивидуализации обучения и т.д. Развитие творческих возможностей учащихся усилит интерес к процессу обучения, даст возможность самоконструирования заданий на развитие своих способностей (игровые задачи).
1.4. Диагностика социального интеллекта и адаптации детей к школе.
Такая оценка и разработка форм адаптации поможет школьникам жить и учиться в коллективе, общаться, критически оценивать свои возможности, корректировать уровень притязаний и т.п. Определенная информация о каждом ученике поможет и преподавателям в процессе общения с ними; возможно проведение консультаций для родителей, выявление "трудных" подростков и причин этих трудностей.
1.5. Дефектология.
Кроме некоторых функциональных отклонений от психической нормы, которые могут быть определены в процессе диагностики уровня развития психических функций, возможно целенаправленное выявление дефектов, как-то: дефекты зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.
В этом случае возможно конструирование специальных заданий и игр, которые помогают преодолеть последствия задержки психического развития, болезни (например, детского церебрального паралича).
1.6. Оценка функционального состояния детей на базе антропометрического обследования.
Проведение работ в этом направлении даст возможность решения целого ряда задач:
определение биологического возраста ребенка;
установление сроков психологического и физиологического кризиса;
предрасположенности к болезням;
прогноз интеллектуальных возможностей; выявление ранних патологических отклонений и т.д.
В дальнейшем возможно дополнение антропометрического обследования специальным психофизиологическим обследованием, включая и чисто медицинское обследование с автоматической фиксацией результатов для последующей статистической обработки и сравнения.
1.7. Профориентация старших школьников
Известно, что только 8-10% работающих людей соответствуют по своим психофизиологическим характеристикам требованиям профессии. Этим фактором обусловлено более 40% автодорожных происшествий, 65% производственных травм и несчастных случаев в шахтах, 80-90% нарушений режимов работы тепловых электростанций. Все это определяет актуальность проблемы профориентации, что обеспечивает возможность успешно обучаться и эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.
Диагностика способностей должна иметь выраженную гуманистическую направленность, способствовать выбору наиболее подходящих возможностям и способностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей.
II. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР
.
2.1. Унификация методов и средств психологического обеспечения образовательного процесса, что позволит объективно использовать результаты тестирования, полученные в разных школах.
2.2. Автоматизация процесса диагностики и обработки результатов.
2.3. Накопление статистического материала (банков данных) и разработка на его основе тестовых норм для различных возрастных групп.
2.4. Помощь в решении задачи индивидуализации процесса обучения на основе изучения динамики психологических портретов учащихся. Это окажется возможным благодаря автоматизации всех этапов диагностики и обработки, что позволит чаще проводить необходимые исследования и их анализ.
2.5. Оснащение школ автоматизированным рабочим местом психолога.
2.6. Корректное решение задачи профориентации учащихся старших классов.
2.7. Решение задачи комплектации специализированных классов для школ, являющихся базовыми (банки, ВУЗы, ПТУ, военные училища и т.д.).
Дальнейшее развитие работ видится еще и в дополнительном направлении по медицинской экспресс-диагностике детей. Такие наработки имеются в МГП “Эргономика”, есть определенный задел и перечень соисполнителей, включающий лучшие силы города в области детской медицины и физиологии.
Реализация Программы предусматривает постоянное оснащение заинтересованных организаций и структур (школы, центры профориентации, и т.д.) методической и программной продукцией; обучение специалистов, занятых в этой области; координацию работ; выпуск методических материалов и проведение конференций по обмену опытом и т.д.
В процессе работы такого научно-методического Центра, расширения круга решаемых задач, получения и внедрения результатов будет накапливаться очень важная статистика, позволяющая строить достоверные прогнозы развития детей.
Таким образом, реализация данного Проекта поможет в решении целого ряда задач, стоящих перед системой образования
Все это позволило нам приступить к разработке автоматизированной системы психологического обеспечения образовательного процесса. К июню 1998 года будет реализовано решение задачи оценки когнитивной готовности детей к школе. Следующий этап - реализация задачи профориентации старших школьников и т.д. Программная реализация системы выполнена в открытом виде, что позволяет легко наращивать возможности системы, превратив ее в конечном счете в автоматизированное рабочее место (АРМ) школьного психолога .
В заключение еще раз подчеркнем, что разработанная и апробированная нами технология решения задач детской психодиагностики не имеет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной прикладной психологии.
Информация о работе Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения