Деятельность классного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данного педагогического исследования является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя.
Непосредственно, объектом, изучаемым в данном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классного руководителя. Предмет- особенности этой деятельности, ее главные стороны. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

Содержание

Введение 2
Сущность деятельности классного руководителя 3
Деятельность классного руководителя 3
Критерии эффективности работы классного руководителя 11
Взаимодействие классного руководителя с учениками 12
Организация воспитательной работы в классе 17
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по КВ-3.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Направляющая помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с миром.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он просвещает, ориентирует, направляет.

Цель классного часа - это конечный результат, к которому стремиться педагог в системе воспитательной работы. А задача классного часа - это тот результат, который планирует получить и получает педагог на данный момент. Задача - ступенька в общем движении к цели. Возможен вариант, когда на классном часе решается не одна, а две-три задачи. Многие классные руководители допускают серьёзные ошибки: они не всегда видят различия между целью и задачей классного часа; и задачи, поставленные ими, выглядят тогда как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Проведя один классный час, классный руководитель ждёт немедленных результатов, не создавая при этом системы соответствующих воздействий в другой сфере жизнедеятельности учащихся; придумывая тему классного часа, потом подгоняют под неё воспитательную цель и задачи, идут от мероприятия, а не от воспитания. Все эти ошибки рождают порой формальное воспитательное мероприятие.

Итак, организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, тем самым мы содействуем передаче и развитию у них социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.

Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять чёткую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал. Не менее важно выстраивать тематическую систему ряда классных часов так, чтобы они составляли цель воздействий. Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов. Организация классного часа должна начинаться с психологической подготовки учащихся. Также не маловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Основное правило регулирования времени можно сформулировать так: «Классный час должен быть закончен до того, как ученики стали ожидать конца».

Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, свобода, непосредственность должны сочетаться с чёткими правилами поведениями, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся.

Структура классного часа состоит из трёх частей: вступительная, основная, заключительная.

Назначение вступительной части: мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьёзное отношение к теме, определить место обсуждаемого вопроса в жизни.

Назначение основной (содержательной)части определяется воспитательной задачей классного часа.

Время, отводимое для каждой части, определяется объёмом содержания. Особенно ограничивать нужно время вступительной части (5-7 мин.).

Заключительная часть может быть дольше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса (но не более 10 мин.).

При составлении плана эти три части должны быть чётко выделены.

 

 

 

 

Заключение

 

В своей работе постаралась отразить все особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также критерии эффективности работы и педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.

Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.

В литературе имеется очень много различных классификаций форм работы с детьми. Я привёл примеры классификации по видам деятельности, по времени проведения формы, по субъекту организации, по результату и по числу учащихся.

Дала определения воспитательной работе и методам воспитания, привёл основные методы и задачи. Рассказала о взаимодействии классного руководителя и семьи ученика. Подробно охарактеризовал классный час как форму воспитательной работы с учащимися.

 

Во второй главе я привёл примеры практической деятельности классного руководителя. На основе критериев эффективности работы, приведенных в моей работе, можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, так как учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.

Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем за социальным положением каждого ученика.

Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а вовсю действуют в современных школах. Для реализации возможностей педагога как классного руководителя предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992

2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.,1990.

3.Бабанский Ю.К. Педагогика. Москва 1988

4.Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. - Москва, 1988.

5.Гребенщиков И.В. Школа и семья. - Москва, 1985.

6.Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся -М.,1988.

7.Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику.

8.Крупская Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом.

9.Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия.

10.Рожкова М.И. Учебное методическое пособие -Москва 1999.

11.Изучение личности школьника учителем/Под ред. 3.И. Васильевой, Т.В.Ахаян, М.Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой и др. - М., 1991.

12.Настольная книга классному руководителю 5,6,7,8 классов/Под редакцией Лунина Е.И.

13.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998

14.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998

15.Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9.

2

 



Информация о работе Деятельность классного руководителя