Деятельность классного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данного педагогического исследования является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя.
Непосредственно, объектом, изучаемым в данном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классного руководителя. Предмет- особенности этой деятельности, ее главные стороны. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

Содержание

Введение 2
Сущность деятельности классного руководителя 3
Деятельность классного руководителя 3
Критерии эффективности работы классного руководителя 11
Взаимодействие классного руководителя с учениками 12
Организация воспитательной работы в классе 17
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по КВ-3.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Важный показатель педагогического мастерства - это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А.С. Макаренко считал, что «умение воспитывать - это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства - это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности.

3. Широкий культурный кругозор

Сложные функции и обязанности классного руководителя требуют от него высокой культуры, постоянного расширения культурного кругозора. Без этого он не сможет удовлетворить разнообразные запросы и интересы учащихся.

Подростки и юноши очень любопытны. Они часто обращаются с вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в нашей стране и за рубежом. Если классный руководитель удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же школьники не находят ответа на интересующий их вопрос, они теряют доверие и уважение к воспитателю.

4. Педагогический такт

Необходимым условием повышения эффективности воспитательной работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта. Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя. Педагогический такт предполагает, прежде всего, уважение к личности воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной опеки и администрирования. При наличии педагогического такта легче найти правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры педагогического воздействия. Опытные воспитатели обычно не злоупотребляют упрёками и нотациями. Они терпеливо выясняют причины недостатков в учении и поведении ученика и дают разумные советы, направленные на их устранение. Незнание причин обычно приводит к торопливым необдуманным оценкам и решения. Особенно не стоит принимать решения под действием первого впечатления или в минуту раздражения. Раздражение не редко приводит к ухудшению взаимоотношений с учащимися, к потере авторитета. Тактичный воспитатель всё взвешивает и действует с большой осторожностью и деликатностью. Он стремиться понять, уяснить внутренние мотивы поступков и действий учеников и лишь после этого принимает те или иные меры педагогического воздействия. Отношение классного руководителя к ученику должно быть основано на глубоком уважении и доверии к его личности. Обычно конфликты у педагогов с детьми возникают там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт.

5. Любовь и уважение к детям

Разумная любовь и уважение к детям - непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот не может стать их настоящим воспитателем, наставником. Лаской и любовью, уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших. Ничто так не сближает классного руководителя с его воспитанниками, как доверчивое, искреннее и внимательное отношение. Если он безразлично, а тем более пренебрежительно и высокомерно относится к своим ученикам, это отделяет его от них и подрывает авторитет. А без авторитета невозможно быть воспитателем. Любовь и уважение к школьникам не исключает, а обязательно предполагают высокую требовательность к ним. Нельзя оставлять без внимания проступки учащихся, нарушение ими дисциплины и порядка. Любовь и доверие к ученикам и вместе с тем высокая справедливая требовательность вызывают ответную любовь к воспитателю и глубокое уважение к нему. Школьники уважают строгих и требовательных, но справедливых воспитателей. Они высоко ценят в них те качества, которые помогают им стать знающими и полноценными людьми.

6. Наличие организаторских способностей

Воспитание детей - это, прежде всего организация их жизнедеятельности.

Классный руководитель, обладающий организаторскими способностями, обычно не берётся за все дела сам. Он умело привлекает актив и всех остальных учащихся, помощников из числа учителей, родителей, членов производственных коллективов. В результате он успевает при меньшей затрате сил сделать гораздо больше тех классных руководителей, которые за всё берутся сами и часто не доводят дело до конца.

7. Творческий подход к воспитательной работе

К организации воспитательной работе следует подходить творчески. Надо постоянно думать, проявлять инициативу и умело решать педагогические проблемы. Когда классный руководитель работает без огонька, его деятельность становится скучной, однообразной. Если же он проявляет инициативу и не допускает шаблонов в своей работе, тогда он добивается серьёзных успехов в воспитании.

8. Повышение квалификации классного руководителя

Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Не только молодые, начинающие классные руководители, но и опытные воспитатели, проработавшие в школе много лет, нуждаются в повышении квалификации. Нельзя добиться серьёзных успехов в воспитании детей, если воспитатель будет надеяться только на ранее заученные педагогические правила и методические приёмы.

Вот пожалую основные требования, которые должен знать и выполнять любой классный руководитель.

 

    Критерии эффективности работы классного руководителя

 

Изучение результатов и эффективности работы классного руководителя - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность его работы влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат в данном случае невозможно.

Для оценки эффективности работы классного руководителя необходимо определить соответствующие критерии и показатели. Можно выделить две группы критериев эффективности работы классного руководителя: первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные показатели отражают тот уровень, который достигают воспитанники педагога в своём социальном развитии. И вторая группа - процессуальные показатели. Они же раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Однако показатели не могут быть едиными для всех. Они уточняются самими участниками педагогического процесса с учётом конкретных целей и задач и служат инструментом для самоанализа и самооценки классного руководителя, детей, учителей, родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении эффективности работы классного руководителя надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Более того, некоторые из них могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих педагогический процесс.

Возникает вопрос: «Как часто оценивается эффективность работы классного руководителя?». С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идёт о наблюдении или использовании методик исследования, которые органично вписываются в педагогический процесс, а с другой - периодически, посредством специально организуемых «срезовых» исследований (например, анкетный опрос учеников и родителей). В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отделённых во времени результатах.

Для более глубокого изучения работы классного руководителя целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную в разные периоды и различными методами.

 

      Взаимодействие классного руководителя с учениками

 

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся.

В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении можно выделить три уровня функций.

К первому относятся педагогические и социально гуманитарные функции, отнесённые Р.Х. Шакуровым к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить две, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:

- воспитание учащихся

- социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды

Среди социально-психологических функции необходимо выделить организаторскую функцию. Главное назначение этой функции - поддержка положительной детской инициативы, т.е. акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации. Классный руководитель организует познавательную, трудовую, разнообразную эстетическую деятельность школьников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функции выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирование, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиски причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребёнка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребёнка. Их можно разделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребёнок. Практические цели трансформируются в цели организации деятельности учащихся, т.е. в частные.

Логика целополагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядоченье педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста.

Планировать следует то, что ведёт к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, и тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль.

Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. Три выше перечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.

Информация о работе Деятельность классного руководителя