Детская беспризорность в России как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обосновывается рядом аргументов. Детское население (от рождения до 18 лет) не является саморазвивающейся системой. Будучи самой незащищенной частью общества, оно всеми сторонами своего существования и развития включено во все многообразие общественных структур и отношений. Оно воспроизводит и обновляет общество, становясь его частью. Без детей воспроизводство общества невозможно. От качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее нации и государства.

Работа содержит 1 файл

детская беспризорность 2010.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Профилактика  беспризорности 
 

В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся  в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все министерства и ведомства социальной направленности. 

Только наращивание  числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. 

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных  семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.). 

Не все семьи  поддаются реабилитации. Важно развивать  альтернативные формы семейного  воспитания детей: усыновления, опеки  и попечительства, приемные семьи, семейные группы. 

Однако главной  задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории. 

Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных  конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей. 

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют  комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки  семьи и детства, изменения ее приоритетов. Федотовская Т.А., заместитель начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. "О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". Аналитический вестник №20 (176), Москва 2002г. с27. 

Отношение к  вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную  и социальную политику в интересах  семьи, создавая благоприятные социально-экономические  условия для стабилизации и повышения  жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность детям из семей всех типов. 

Детская безнадзорность и беспризорность тесно связана с социальным сиротством. Проблема социального сиротства вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без родительского попечения при живых родителях. За последнихегода в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Много стало детей, осиротевших социально. 

Но сегодня  абсолютно понятно, что более  раннее вторжение в кризисную  семью, адекватная помощь взрослым и  детям - это есть перспектива. Аналитический  вестник № 14 (207) Государственная политика в сфере профилактики  

и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева 

Органам государственной  власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. Однако на самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная, адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание. Для этого необходимо менять механизмы распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий, органами местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей. 

Необходимо усилить  уголовное преследование родителей  и других лиц, допускающих истязание  детей, за оставление их в опасном  состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские  действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась. 

Практически сегодня  бездействует 156 статья Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовный кодекс РФ.Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего 

(в ред. Федерального  закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ) 

, да и ряд  других. Любое преступление должно  быть наказано, в особенности  против детей. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков. 

Результаты прокурорского  надзора показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью. 

Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности. 

Как известно, уже  на протяжении довольно большого периода  времени наблюдается рост общей  преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних. 

Беспризорные  дети, являясь так называемой группой  риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. 

На сегодняшний  день в России нет ни одной государственной  структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., № 6. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко - применять к ним насилие. 

Существует три  основных направления совершенствования  работы органов власти: 

1. Следует настойчиво  совершенствовать существующую  систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных  и других механизмов взаимодействия  между органами, учреждениями и  организациями участвующими в  работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. 

2. Необходимо  создать специальный орган управления (желательно при Совете Безопасности  РФ), отвечающий за решение указанной  проблемы и координацию действий  различных ведомств, учреждений и организаций. 

3. Целесообразно  передать функции по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, их социальной  реабилитации одному из ныне  действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев  предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности - серьезной угрозы национальной безопасности России. 

Правительству Российской Федерации и органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и  создать условия для полноценной  социализации детей: 

· ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

· восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями; 

· привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми; 

· создать в  каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей - жертв насилия и др.); 

· ввести общегосударственную  систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе  не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения; 

· внедрить системы  индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего  в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье; 

· внедрить новые  инновационные модели семейного  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей (приемные семьи, семейные группы); 

· обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства; 

· создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне. 

Заключение 
 

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского  общества, одна из наиболее острых - детская  безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. 

Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области  образования, оздоровления, получения  профессии и жилья, неоперативное  решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 

В РФ сложилась  тревожная ситуация: дети из числа  беспризорных все более активно  вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках  порнофильмов. Получили распространение  общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества. 

Растущая из года в год беспризорность детей - следствие социальных и экономических  потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество  факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. 

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи. 

Проблема беспризорности тесно смыкается с такими негативными  явлениями, распространенными в  среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция. 

В зарубежных странах существуют различные категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах, проводя индивидуальную и групповую работу. 

В Российской Федерации  объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время  в социально-опасном положении. 

Объектом вторичной  профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких  детей нацелена на развитие форм общественного  и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска. 

Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема