Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 10:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования обосновывается рядом аргументов. Детское население (от рождения до 18 лет) не является саморазвивающейся системой. Будучи самой незащищенной частью общества, оно всеми сторонами своего существования и развития включено во все многообразие общественных структур и отношений. Оно воспроизводит и обновляет общество, становясь его частью. Без детей воспроизводство общества невозможно. От качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее нации и государства.
Профилактика
беспризорности
В 90-е годы государством
создана новая система
Только наращивание
числа специализированных учреждений
для беспризорных и безнадзорных
детей не решает проблемы. Необходимо
бороться с причинами, а не с последствиями
негативных процессов, порождающих попадание
детей в трудную жизненную ситуацию.
Требуется полный
учет и оздоровление всех неблагополучных
семей: трудоустройство родителей,
лечение их от алкоголизма, оказание
помощи по нормализации внутрисемейных
отношений, в решении правовых, медицинских,
жилищных и иных проблем, обеспечение
постоянного патронажа проблемных и кризисных
семей. Для выявления кризисных семей
и работы с ними нужна совместная деятельность
всех органов власти и управления и всех
учреждений и отраслей социальной сферы
на территории (комиссий по делам несовершеннолетних,
инспекций по делам несовершеннолетних,
учреждений образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта,
занятости населения, жилищно-коммунального
хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры,
органов опеки и попечительства и др.).
Не все семьи
поддаются реабилитации. Важно развивать
альтернативные формы семейного
воспитания детей: усыновления, опеки
и попечительства, приемные семьи, семейные
группы.
Однако главной
задачей является обеспечение полноценного
физического, психического и духовного
развития, профессионального образования
и здорового досуга всех детей на каждой
территории.
Эту задачу невозможно
решить без участия самих семей,
общественных организаций, религиозных
конфессий, научных учреждений, волонтеров,
промышленников и предпринимателей.
Ликвидация беспризорности
и профилактика безнадзорности требуют
комплексного подхода к реализации
государственной политики поддержки
семьи и детства, изменения ее
приоритетов. Федотовская Т.А., заместитель
начальника отдела проблем социальной
политики Аналитического управления Аппарата
Совета Федерации. "О профилактике беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации".
Аналитический вестник №20 (176), Москва
2002г. с27.
Отношение к
вопросам сохранения семьи надо менять.
Нужно проводить четкую государственную
и социальную политику в интересах
семьи, создавая благоприятные социально-
Детская безнадзорность
и беспризорность тесно связана с социальным
сиротством. Проблема социального сиротства
вызывает особую обеспокоенность. По разным
причинам дети остаются без родительского
попечения при живых родителях. За последнихегода
в четыре раза выросло число родителей,
лишенных родительских прав. Много стало
детей, осиротевших социально.
Но сегодня
абсолютно понятно, что более
раннее вторжение в кризисную
семью, адекватная помощь взрослым и
детям - это есть перспектива. Аналитический
вестник № 14 (207) Государственная политика
в сфере профилактики
и реабилитации
детской беспризорности и безнадзорности
М.В. Гордеева
Органам государственной
власти всех уровней, органам местного
самоуправления необходимо признать семейное
устройство детей-сирот и детей,
оставшихся без попечительства родителей,
приоритетным направлением политики в
интересах семьи и детей. Однако на самом
деле это происходит не так, потому что
отсутствует достаточная, адресная социальная
помощь семьям, в том числе малообеспеченным,
которые взяли детей на воспитание. Для
этого необходимо менять механизмы распределения
бюджетных средств, предназначенных на
содержание детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также создавать
системы экономических гарантий, органами
местного самоуправления и семьям, которые
приняли к себе детей.
Необходимо усилить
уголовное преследование
Практически сегодня
бездействует 156 статья Уголовного кодекса
Российской Федерации Уголовный кодекс
РФ.Статья 156. Неисполнение обязанностей
по воспитанию несовершеннолетнего
(в ред. Федерального
закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)
, да и ряд
других. Любое преступление должно
быть наказано, в особенности
против детей. И, конечно же, надо усилить
уголовную ответственность в отношении
лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность,
занимающихся сексуальной эксплуатацией
детей и подростков.
Результаты прокурорского
надзора показывают широко распространенное
несоблюдение российского законодательства
по вопросам, связанным с беспризорностью.
Следствием всех
вышеперечисленных проблем
Как известно, уже
на протяжении довольно большого периода
времени наблюдается рост общей
преступности в целом, что безусловно
связано с количественным ростом преступности
несовершеннолетних.
Беспризорные
дети, являясь так называемой группой
риска, не имея средств к существованию,
изыскивают их доступным для себя
способом. И не всегда законным путем.
И как следствие, постоянно пополняют
ряды несовершеннолетних преступников.
На сегодняшний
день в России нет ни одной государственной
структуры, ответственной за социально-психологическое
состояние семьи. В отношении
же детей-сирот преобладает
Существует три
основных направления совершенствования
работы органов власти:
1. Следует настойчиво
совершенствовать существующую
систему путем развития
2. Необходимо
создать специальный орган
3. Целесообразно
передать функции по
Правительству
Российской Федерации и органам
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации необходимо принять неотложные
меры по ликвидации беспризорности и
создать условия для
· ужесточить контроль
за полной реализацией мер, предусмотренных
Федеральным законом «Об основах системы
профилактики и безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
· восстановить
роль школы в обеспечении
· привлечь учреждения
культуры и спорта, досуговые учреждения
к целенаправленной работе с семьей
и детьми;
· создать в
каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую
полноценную социализацию всех категорий
детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
(беспризорных детей, несовершеннолетних
правонарушителей, детей из неблагополучных
семей, нуждающихся в социальной реабилитации,
детей-сирот и оставшихся без попечения
родителей, детей с аномалиями в развитии,
детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков,
детей - жертв насилия и др.);
· ввести общегосударственную
систему учета (банк данных) беспризорных
и безнадзорных детей, в том числе
не работающих и не учащихся детей,
а также банк данных пропавших детей,
которых разыскивают родители, опекуны,
интернатные учреждения;
· внедрить системы
индивидуального комплексного сопровождения
(патронажа) каждого ребенка, попавшего
в трудную жизненную ситуацию,
контроля за его развитием в
· внедрить новые
инновационные модели семейного
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей (приемные семьи, семейные группы);
· обеспечить учет
реальных расходов семей на содержание
и воспитание детей в государственной
политике в области оплаты труда, налоговой
политике, а также при реформировании
образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, туризма,
жилищно-коммунального хозяйства;
· создать федеральное
министерство по работе с семьей и молодежью,
а также управленческие структуры на региональном
уровне.
Заключение
Среди проблем,
характеризующих неблагополучие российского
общества, одна из наиболее острых - детская
безнадзорность и беспризорность. Основные
причины, способствующие росту безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних,
- социально-экономическая трансформация
общества, изменения привычного уклада
жизни и нравственно-ценностных ориентаций
населения, ослабление воспитательных
возможностей семьи и школы.
Мощным фактором
детской безнадзорности становится
нарушение прав детей в области
образования, оздоровления, получения
профессии и жилья, неоперативное
решение органами опеки и попечительства
вопросов жизнеустройства и воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей.
В РФ сложилась
тревожная ситуация: дети из числа
беспризорных все более активно
вовлекаются в занятие
Растущая из
года в год беспризорность детей
- следствие социальных и экономических
потрясений в обществе. За истекшее
десятилетие появилось
Сфера детского
досуга, спорта, перешедшая в область платных
услуг, также требует затрат со стороны
семьи.
Проблема беспризорности
тесно смыкается с такими негативными
явлениями, распространенными в
среде несовершеннолетних, как правонарушения,
алкоголизм, наркомания, проституция.
В зарубежных странах
существуют различные категории социальных
работников, занимающиеся проблемами
реабилитации подростков. Кроме участковых,
действующих непосредственно в общине,
ряд социальных работников функционирует
в образовательных и лечебных учреждениях,
молодежных и подростковых центрах, проводя
индивидуальную и групповую работу.
В Российской Федерации
объектами первичной работы являются
дети и подростки, которые не были
замечены в проявлении антиобщественных
поступков, но пребывают долгое время
в социально-опасном положении.
Объектом вторичной
профилактики являются беспризорные дети
и подростки различного возраста,
начиная с дошкольного и
Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема