Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:17, контрольная работа
Основной причиной отставания в умственном развитии ребёнка с нарушениями слуха, является нарушение развития речи, так как ребёнок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии.
Нарушения слуха относятся к нарушениям сенсорного (чувственного) познания мира. Даже незначительный уровень снижения слуха, не говоря уже о серьезных дефектах слуховой функции, оказывает негативное влияние на формирование психического статуса ребенка, в первую очередь на развитие речи, коммуникативной деятельности и логического мышления.
Особое значение для развития ребенка с врожденными нарушениями зрения имеет социальная среда. С первых дней своей жизни ребенок взаимодействует с социальной средой как с источником развития, который определяет и «как бы ведет за собой его развитие» (Л. С. Выготский). Активное общение со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности обеспечивает образование системы связей важнейшей по своей значимости речевой деятельности со всей системой сохранных анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой и обеспечивает основу для компенсации слепоты. Поэтому опора на коммуникативную деятельность, активное речевое общение и есть тот обходной путь, обусловливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий, моторной сфере, в становлении личности в целом.
В связи с этим огромный скачок в развитии слепого ребенка происходит именно в тот момент, когда речевое общение происходит в процессе предметного взаимодействия со взрослыми или с другими детьми.
Не менее важным в компенсации слепоты является полисенсорное воспитание. Научение использованию всех сохранных органов чувств, в процессе восприятия, обогащает представления детей о предметном мире, особенно в их самостоятельной деятельности, там, где недоступны помощь взрослого и узнавание предметов с помощью остаточного зрения. Так, слепого ребенка обучают находить особые способы ориентировки в пространстве, используя ощущения тончайших изменений давления воздуха, осязательные, слуховые, температурные, обонятельные характеристики окружающих предметов.
Для детей с нарушениями зрения в нашей стране организованы специальные учреждения, осуществляющие обучение, воспитание и коррекционно-педагогическую работу. Это специальные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей с дошкольными группами, детские ясли-сады, учебно-воспитательные комплексы для детей с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие), единственный в стране реабилитационный и консультационный центр для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (Санкт-Петербург).
Система образования в специализированных учреждениях направлена на преодоление последствий глубоких нарушений зрения, на социальную реабилитацию и подготовку к самостоятельной жизни в среде зрячих. В специализированных школах дети получают цензовое неполное среднее и среднее образование, знания в объеме программы массовой школы. Число школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения невелико. Наибольшее количество таких учреждений имеется в Москве — три школы, несколько УВК, ясли-сады для детей с амблиопией и косоглазием, в Санкт-Петербурге — две школы, центр реабилитации и несколько детских садов для детей с амблиопией и косоглазием.
В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению количества учащихся в специализированных школах-интернатах и обучение их в условиях обычных массовых школ. Это объясняется в первую очередь тем, что среди детей с нарушениями зрения за последние годы значительно снизился процент тотально слепых и со светоощущением. Развитие офтальмологической науки убедительно доказывает, что своевременная медицинская коррекция позволяет оказать действенную помощь лицам даже с врожденными тяжелыми дефектами зрения и перевести их в категорию лиц с остаточным зрением и слабовидением. Дети с такими зрительными дефектами ощущают себя полноценными членами мира зрячих. Хотя многим из них необходима дополнительная помощь специалистов (врачей-офтальмологов, тифлопедагогов, логопедов и т.д.), они достаточно успешно могут интегрироваться в массовые школы или дошкольные учреждения.
Дети с врожденными глубокими нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), прошедшие курс активного лечения и коррекционного обучения, овладевшие компенсаторными средствами и способами получения информации (шрифт Брайля, печатание слепым методом, компьютерные обучающие программы), обеспечивающими темп и качество усвоения учебного материала наравне со зрячими, могут также быть интегрированы в массовые учебные заведения.
Однако все разнообразные модели интеграции детей с нарушениями зрения в дошкольные и школьные общеобразовательные учреждения не отрицают дополнительных специфических условий тифлопедагогической помощи.
Многие современные отечественные ученые отмечают негативные моменты обучения ребенка с нарушениями зрения в условиях специализированной закрытой школы-интерната, но в то же время подчеркивают необходимость оказания таким детям в условиях интегрированного обучения целенаправленной квалифицированной тифлопедагогической и социально-педагогической помощи.
Изолированность учреждений специального образования приводит к тому, что ребенок с нарушениями зрения оказывается исключенным из многих социальных связей, столь естественных для его нормально видящего сверстника. Замкнутость, изолированность, тепличная атмосфера специально организованного социума приводят к искажению личностного развития ребенка. Практический опыт показывает, что выпускники специальных школ слепых приобретают такие специфические черты, как эгоцентричность, монологичность в общении, неадекватно заниженная или завышенная самооценка. В то же время первый опыт обучения детей с серьезными нарушениями зрения в условиях массовых школ показал, что проблемы, возникающие в процессе учебы и общения, — это проблемы не столько учащихся с нарушениями зрения, сколько проблемы их зрячих сверстников, учителей и всей общеобразовательной системы в целом.
В условиях массовой школы дети с нарушениями зрения испытывают не только эмоциональный дискомфорт, но и значительные проблемы ориентировки в пространстве класса, школы. Им требуется гораздо больше усилий и времени на то, чтобы установить контакт со своими зрячими одноклассниками, тем более что у нормально видящих детей не сформированы навыки общения с людьми, имеющими зрительные недостатки. В результате даже в условиях интегрированного обучения дети с нарушениями зрения оказываются в изолированной подгруппе и часто страдают оттого, что получают отказ в просьбах о даже минимальной, казалось бы столь естественной, помощи (например, прочитать вслух то, что учитель написал на доске, проводить в малознакомое помещение школы и т. п.).
Отдельную проблему представляет общение незрячего ученика и учителя. Учитель массового класса, в котором учится незрячий ученик, должен владеть основами специальных знаний по тифлопедагогике, уметь ориентироваться в иной кодовой системе записи — шрифте Брайля, уметь применять специальные средства обучения: тифлотехнику, звукозаписывающую аппаратуру, наглядные пособия.
Перечисленные проблемы составляют основу деятельности социального педагога с детьми, имеющими нарушения зрения.
Задачей социально-педагогической деятельности с этой категорией детей является обеспечение процесса компетентного сопровождения развития ребенка на всех этапах жизни. Сюда включаются:
• пролонгированная информационная поддержка родителей: полноценные сведения об учреждениях системы комплексной медико-психолого-социально-
• обеспечение ранней диагностики и ранней комплексной помощи ребенку;
• создание условий для автономной самостоятельной жизнедеятельности детей на каждом возрастном этапе, включая специальное обучение социальным и бытовым навыкам с привлечением специалистов (уход за собой, мобильность, коммуникабельность, налаживание межличностных отношений в кризисных ситуациях и т. д.);
• содействие интегрированному обучению детей в условиях массовой школы; в каждом случае необходимо определить уровень усвоения ребенком специфических навыков (ориентировка в пространстве, шрифт Брайля, печатание слепым методом, пользование звукозаписывающей аппаратурой и т.д.) для того, чтобы наметить оптимальный срок перехода на интегрированное обучение;
• организация психологической поддержки ребенку в период адаптации в условиях интегрированного обучения;
• налаживание межличностных отношений в классе, в семье, в неформальном молодежном объединении для успешного включения детей в общественную жизнь;
• организация участия родителей и ребенка в составлении индивидуальной учебной программы (индивидуального учебного плана);
• создание условий для того, чтобы все школьные мероприятия были доступны для ребенка;
• максимальное содействие проявлению способностей и талантов детей, помощь в организации дополнительного образования;
• содействие в профессиональной ориентации;
• помощь в трудоустройстве;
• содействие в кризисных ситуациях жизни, защита прав и интересов лиц с нарушениями зрения посредством представительства в правовых инстанциях.