Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 05:59, методичка
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспосабливается к сложившейся ситуации, приучая себя не продумывать то, что он читает, а следовательно, не мыслить творчески.
На основе изученной литературы по теме, в данной работе я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Мной была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.
1.3. Развитие творческих
способностей на уроках
Развитие творческих способностей
младших школьников на уроках литературного
чтения - проблема, над которой я
работаю второй год. Обобщая изученную
литературу, для решения данной задачи
важным, необходимым считаю – активность,
инициативность, творческий поиск самого
педагога. Творчество – явление
сложное, комплексно-обусловленное
многими социальными
Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие.
В частности, для решения развивающих целей обучения я организую планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
В соответствии с этими требованиями, мои занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой .
Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:
1) Восхищение каждой идеей
а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;
б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
в) максимальную адаптацию ко всем
высказываниям и действиям
2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.
3) Обеспечение независимости в
выборе и принятии решений,
с возможностью самостоятельно
контролировать собственное
Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.
2.1. Критерии уровня развития
творческих способностей
Для того чтобы процесс развития творческих
способностей младших школьников осуществлялся
успешно, необходимы знания об уровнях
развития творческих способностей учащихся,
поскольку выбор видов творчества должен
зависеть от уровня, на котором находится
учащийся.
Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, мной были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию.
Таблица 1
Критерии |
Показатели |
Средства измерения |
Когнитивный |
1.Знание понятия «творчество»
и оперирование с ним. |
Тестирование Методика "Наборщик". |
Мотивационно-потребностный |
1..Отношение к творческим
упражнениям. |
Наблюдение. Методика "Составь рассказ о несуществующем животном" |
Деятельностный |
1.Предложение новых решений
в процессе учебной |
Наблюдение Метод проблемных ситуаций. Методика "Три слова" |
В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:
Таблица 2
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когнитивный |
Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие. |
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие. |
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь. |
Мотивационно -потребностный |
Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания. |
Учащийся недостаточно активен,
выполняет творческие задания под
контролем учителя, однако |
Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности. |
Деятельностный |
Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. |
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя. |
Не может создавать
и принимать |
Характеристика уровней
1. Высокий уровень.
Учащиеся проявляют
2.Средний уровень.
Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3.Низкий уровень.
Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
2.2. Система упражнений,
способствующих развитию
Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
По мнению Выготского: «Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.