Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:17, реферат
Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;
2. существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;
Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.
Введение
1.Цели, виды и модели дистанционного обучения
2. Технические средства дистанционного обучения
3.Технологические основы компьютерного дистанционного обучения Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Цели, виды и модели дистанционного обучения
2. Технические средства дистанционного обучения
3.Технологические основы компьютерного дистанционного обучения Заключение
Список литературы
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:
Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.
1.Цели дистанционного обучения.
Следующие цели дистанционного обучения:
Виды дистанционного обучения.
На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанционного обучения, основанные на:
1. интерактивном телевидении;
2. компьютерных телекоммуникацион
Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.
Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.
Модели дистанционного обучения
Рассматриваются следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:
Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.
Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам ( в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.
Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.
Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.
2.Технические средства дистанционного обучения
Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).
Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием , что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях .
Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Мотивация — также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо предусмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дистанционного обучения .
Задача знакомить читателя с технологическими основами дистанционного обучения является неблагодарной задачей - компьютерная техника развивается семимильными шагами, поэтому любой раздел подобного рода стоит перед опасностью превратиться в музейный каталог сразу же после публикации. Самое грустное заключается в том, что столь стремительное развитие техники превращается в тормоз для разработки действующих систем дистанционного обучения - зачем тратить дни на создание, например, компьютерной анимации, когда через месяц, возможно, появится программа, генерирующая ее в течение десяти минут? Более того, созданный обучающий курс выглядит архаичным по сравнению с рекламным роликом, созданным новой версией программы. Автор, затративший много времени на изучение системы создания презентаций обнаруживает, что вышла новая ее версия и необходимо переучиваться. Все это может отбить охоту к созданию систем дистанционного обучения даже у самых завзятых энтузиастов.
Для сравнения хочется рассказать о положительном опыте региональной программы создания инфраструктуры дистанционного обучения, реализованной в конце 1980-х годов в штате Айова (США). Данный штат является по преимуществу сельским и, в середине-конце 80-х годов руководство штата обеспокоилось снижением качества образования у жителей сельских районов. Причиной тому была географическая удаленность ферм от учебных центров что, совместно с высокими ценами на жилье в городах, препятствовало получению образования выходцам из сельских районов. Для того, чтобы исправить эту ситуацию было принято решение создать волоконно-оптическую сеть, которая позволила бы организовать курсы дистанционного обучения. Данная сеть была создана на средства штата и в настоящий момент она включает более 800 базовых станций, поставленных с таким расчетом, что даже из самого удаленного уголка штата до ближайшей базовой станции надо добираться не более 20 минут. Каждая базовая станция оснащена большим телевизионным экраном и видеокамерой, позволяющей сидящим в комнате студентам наблюдать учебный процесс, происходящий в учебном классе Университета Айовы. При этом происходящее во всех станциях проецируется на специальный монитор, установленный на столе преподавателя. Поэтому каждый сидящий в аудитории базовой станции может задать вопрос преподавателю так, как будто меду ними нет нескольких сотен километров. Более того, преподаватель может подключить к системе компьютер и тогда на экране базовой стации будет видно изображение компьютерного монитора и всего, что на нем происходит, можно также демонстрировать видеофильмы, направлять видеокамеру на доску и т.д. Базовые станции поддерживаются специальным техническим персоналом, оплачиваемым правительством штата, однако включение всего оборудования базовой станции происходит простым включением рубильника, поэтому постоянного присутствия персонала на станции не требуется. За то время, что сеть находится в рабочем состоянии, через курсы обучения с ее помощью прошли тысячи студентов и она выросла из системы обучения школьников в систему Вузовского обучения и дистанционного консультирования. Так, например, специалисты колледжа общественного здравоохранения используют эту сеть для консультирования врачей при угрозе вспышки эпидемии: телефонным звонком врачей общей практики приглашают в ближайшую к ним базовую станцию и затем проводится сеанс связи со специалистами колледжа, которые рассказывают об особенностях надвигающейся эпидемии, методах профилактики и т.д. Тут же, в режиме непосредственного общения, они отвечают на все возникающие вопросы. Данная система является в некотором смысле эталоном сети дистанционного обучения, однако, ее создание и поддержание требует значительных капиталовложений. Эти деньги позволяют преодолеть основные технологические проблемы, связанные с дистанционным обучением - временные задержки при общении и низкую пропускную способность каналов передачи информации. Далее мы остановимся на методиках преодоления этих проблем.
Информация о работе Цели, виды и модели дистанционного обучения