Жена, занятая в общественном
производстве, не только не является
иждивенкой мужа, но, наоборот, выступает
наряду с ним в роли иждивителя
детей. Самостоятельный заработок сделал
женщину равной в экономическом отношении
с мужчиной, что неизбежно начало подрывать
его господство.
Включение женщин в систему
социально-экономических отношений
с необходимостью предполагало
изменение их правового положения.Но
это не могло произойти автоматически.
Х1Х в. характеризовался возникновение
и ростом женского движения, участницы
которого боролись за уравнением женщин
в правах с мужчинами.
В результате к концу ХХ
в. женщины во всех развитых
капиталистических странах добились
равных с мужчинами гражданских
прав. Борьба за имущественное
равноправие было неразрывно
связано с борьбой за равноправие
политическое. К 1900 г. женщины
пользовались правом голоса лишь
в Новой Зеладии, где они могли избирать,
но не быть избранными, и в некоторых штатах
США. К настоящему времени почти во всех
госудварствах, имеющих представительные
учреждения, женщины имеют равные политические
права с мужчинами.
Изменение положения женщин в
обществе не могло не сказаться
на их положении в семье,
а тем самым и на характере
семьи. Началось крушение господства
мужчин в семье и соответственно
- патриархического брака и патриархической
семьи. Тот факт, что семейно-брачные отношения
в современном капиталистическом обществе
претерпевают серьезнейшие изменения,
признают все западные социологи без малейшего
исключения. Они лишь расходятся в оценке
этих перемен. Одни из них говорят о реорганизации
и прогрессивном развитии семьи, другие
- о ее дезорганизации, разрушении, регрессе.
В действительности происходит
несколько тесно связанных, но
различных процессов. Прежде всего
идет процесс гибели старой и возникновения
новой формы индивидуального брака и семьи.
Этот новый брак, имеющий определенные
черты сходства с протоэгалитарным браком
первобытного общества, можно бы назвать
неоэгалитарным. Соответственно и новую
семью можно было именовать неоэгалитарной.
Но происходит не просто смена форм индивидуального
брака и семьи. Идет процесс существенных
изменений во всей сфере отношений между
полами. Они настолько серьезны, что вместе
взятые получили название сексуальной
революции. Старая половая мораль, ставившая
женщину в неравное положение с мужчиной,
рухнула, а новая не возникла. В результате
уравнивание мужчин и женщин в сфере отношения
полов выразилось не в появлении новых
норм поведения, которые были обязательны
и для тех и для других, а в признании за
женщиной права вести себя так, как вели
себя мужчины на протяжении всей истории
классового общества.
Брак перестал быть единственным
регулятором отношений полов.
Добрачные н внебрачные отношения стали
по существу рассматриваться как столь
же приемлемые, что и отношения в браке.
Перестало быть общественной ценностью
целомудрие девушек. Широкое распространение
и по существу общественное признание
получило парование. Все это обнаруживает
огромное сходство с тем, что имело место
в первобытном обществе.