Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования: показать, что бег является важнейшим средством развития общей выносливости у старших дошкольников.
Задачи:
1) выявить критерии и основы техники бега;
2) рассмотреть методы воспитания выносливости у дошкольников;
3) разработать и апробировать методику развития выносливости у старших школьников посредством бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.
Ведение…………………………………………………........................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование бега как средства развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 5
1.1. Основы техники бега……………………………………………………….. 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольников…………………….. 12
1.3. Обучения бегу детей старшего дошкольного возраста…………………. 19
1.4. Выносливость и методы ее развития………………………………………. 25
Глава II. Методика использования бега как средства развития выносливости у дошкольников………………………………………………………………….. 30
2.1. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре………… 30
2.2. Подвижные игры с бегом как средство развития выносливости у дошкольников…………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………........................................... 39
Список литературы…………………………..……........................................... 41
Приложения………………………………………................................................ 44
Средством развития выносливости у детей старшего школьного возраста является не только бег, выполняемый как отдельное упражнение, но и подвижные игры с бегом, игры-эстафеты. При этом в игре, помимо развития выносливости, происходит развитие других физических качеств, а также совершенствуются навыки в других основных видах движений.
Таким образом, на основе теоретических
данных, возможно, применить на практике
и разработать методику по занятиям физической
деятельности с использованием бега
как средства развития выносливости у
детей старших дошкольников, а также подтвердить
гипотезу о том, что специально созданные
педагогические условия на основе бега
будут способствовать развитию выносливости
у старших дошкольников.
Список
литературы
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: ВАКО, 2004. – 152 с.
Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1969.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001.
Приложения
Приложение 1
Методика
хронометража
Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.
При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины.
Общая плотность представляет собой отношение
полезного времени к общей продолжительности
всего занятия, выраженное в процентах.
полезное
время
Общая
плотность = ————————————
х 100.
продолжительность
занятий
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах, - от 60 до 85 %.
Моторная плотность характеризуется отношением
времени, непосредственно затрачиваемого
ребенком на выполнение движений, ко всему
времени занятия, выраженным в процентах.
При достаточной двигательной активности
она должна составлять не менее 70-85%.
время,
затраченное на движения
Моторная
плотность = ———————————————
х 100.
общее
время занятий
Двигательная активность детей зависит
от методики организации занятия. Она
выше при использовании фронтального,
поточного или группового способа организации
детей. Но на первых этапах обучения и
при выполнении сложных движений особое
значение имеет индивидуальный метод
обучения, в связи, с чем моторная плотность
может быть ниже.
Приложение 2
Содержание беговых упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Упражнения
для детей 5-6 лет
1. Бег на носках.
2. Бег широким и мелким шагом.
3. Бег высоко поднимая колени.
4. Бег с выполнением заданий.
5. Бег
в сочетании с другими
6. Бег в быстром темпе на 10 м (повторить 3—4 раза).
7. Бег на скорость на расстояние 20—30 м.
8. Челночный бег (3 раза по 10 м).
9. Чередование ходьбы и бега на 2—3 отрезках пути, по 60—100 м в каждом.
10. Бег
в среднем темпе по
11. Медленный
бег в течение 1,5—2 мин.
Упражнения
для детей 6-7 лет
1. Бегать отводя назад согнутые ноги в коленях,
2. Бегать поднимая вперед прямые ноги.
3. Бег прыжками.
4. Бег
в сочетании с другими
5. Бег широким шагом через препятствия высотой 10— 15 см.
6. Бег из разных стартовых положений.
7. Бег на скорость — дистанция 30 м.
8. Челночный бег (5 раз по 10 м).
9. Чередование ходьбы и бега на 3—4 отрезках пути, по 100—150 м каждый.
10. Бег
в среднем темпе по
11. Медленный
бег в течение 2—3 мин.
Приложение 3
Сценарий
занятия «Бег вчера
и сегодня»
Цели занятия:
В совместном обсуждении с дошкольниками определить значение бега в жизни человека.
Формирование у детей осознания необходимости
бега для сохранения собственного здоровья.
Развитие кругозора учащихся, интереса
к истории культуры движения и занятий
спортом.
Ход занятия
I. Мотивационный блок.
Вопрос детям:
– Что было бы на Земле, если бы люди не умели бегать? Какой была бы жизнь?
Ребята описывают жизнь на Земле.
На видном месте прикреплен плакат, на котором написано одно слово: Неникамен!
Вопрос детям:
– Известна ли вам история, связанная с этим греческим словом? Рассказ об истории необычного марафона.
Эта история произошла в Греции в то время, когда на Грецию напало огромное персидское войско. Оно внезапно появилось возле деревни Марафон недалеко от Афин. Жители Афин, гордые и независимые, взялись за оружие, чтобы отстоять свою свободу. Войско персидского царя превосходило греческое в десятки раз, но греки решили бороться. Прикрываясь щитами, они отважно боролись с врагом. Персидское войско бросилось бежать. На поле боя осталось более шести тысяч раненых солдат персидской армии полководца Дария и только около двухсот греческих воинов полководца Мильтиада.
С радостной вестью о победе греков в Афины был послан гонец — самый быстроногий воин в армии. Его звали Фидипид. Под палящим солнцем, раненый в бою, он бежал 42 километра, пересекая холмы и возвышенности, мелкие речушки и перелески, отделяющие Селение Марафон от Афин.
Разбив ноги в кровь, задыхаясь, Фидипид вбежал в город Афины. «Неникамен!» — сумел сказать воин и упал замертво. Это были его последние слова: он умер, сообщив своей стране, что она победила в жестокой войне.
С 1896 года, времени возрождения Олимпийских
игр, марафонская дистанция в 42 километра
является одной из самых популярных у
спортсменов-бегунов.
В 1896 году на Олимпиаде в Афинах первым
победителем первых игр на марафонской
дистанции стал греческий письмоносец
Луис Спирос, который повторил в мирное
время в спортивном состязании подвиг
своего соотечественника. «Неникамен!»
— сказал он после своей победы.
II. Информационный блок.
Бег укрепляет здоровье, делает человека сильным, выносливым, ловким, красивым.
Бег помогает человеку закалить свой характер, учит бороться с «не хочу» и «не могу», помогает преодолевать лень.