Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать, что бег является важнейшим средством развития общей выносливости у старших дошкольников.
Задачи:
1) выявить критерии и основы техники бега;
2) рассмотреть методы воспитания выносливости у дошкольников;
3) разработать и апробировать методику развития выносливости у старших школьников посредством бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.

Содержание

Ведение…………………………………………………........................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование бега как средства развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 5
1.1. Основы техники бега……………………………………………………….. 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольников…………………….. 12
1.3. Обучения бегу детей старшего дошкольного возраста…………………. 19
1.4. Выносливость и методы ее развития………………………………………. 25
Глава II. Методика использования бега как средства развития выносливости у дошкольников………………………………………………………………….. 30
2.1. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре………… 30
2.2. Подвижные игры с бегом как средство развития выносливости у дошкольников…………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………........................................... 39
Список литературы…………………………..……........................................... 41
Приложения………………………………………................................................ 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2011-.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

2. Систематичность.  Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность.  Это правило выражает общую  тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки.

   В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются. на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

     В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать  бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость [4].

   Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков.

     Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

      Для развития выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей старших групп продолжительность бега составляет 2-3 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в подвижные игры.

     С детьми 5-6-летнего возраста ведется специальная работа над развитием у них двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

   У детей 6-7-летнего возраста расширяются возможности воспитания выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Закрепляется умение бежать медленно в невысоком темпе в течение 2-3 мин. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Такой бег желательно проводить весной, летом и даже поздней осенью, не боясь мелкого, моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

     С целью воспитания выносливости более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 1,5-2 м/с. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Методика использования бега как средства развития выносливости у дошкольников 

2.1 Развитие выносливости на занятиях по физической культуре

     На занятиях по физической деятельности мы исходим из принципа рациональной организации двигательной активности [10].

Суть  его состоит в следующем.

1. Преобладание  циклических, в первую очередь  беговых (скорость 1,0—1,2 м/с), упражнений  и их комбинаций во всех  видах двигательной активности  детей для тренировки и совершенствования  общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества.

2. Целесообразность  частой смены упражнений при  многократной (до 8—12) повторяемости одного упражнения, возможна многовариантность. Мы исходим из того, что для детей 4—6 лет как раз нецелесообразна частая смена упражнений, а предпочтительна многовариантность. Ребенку легче запомнить и качественно освоить «рисунок» движения при редкой смене и частой повторяемости. Нам представляется целесообразным небольшое количество упражнений (набор) на весь год с набором различных пособий (многовариантность).

3. Необходимость  добиваться осознанного отношения  детей к выполнению упражнений. Это возможно и легко доступно детям при условии руководства взрослого с помощью гимнастических пособий.

4. Создание  условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования.

5. Выполнение  движений должно быть легким  и красивым. Это возможно лишь  при руководстве взрослого с  помощью гимнастических пособий, а также при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку.

6. Занятия  должны проводиться ежедневно.

7. Важный  и основной раздел физкультурных  занятий и прогулок — подвижные  игры с циклическими упражнениями.

8. Моторная  плотность составляет 80%, для прогулок 60% (Приложение 1).

9. Занятия  по физкультуре проводятся в  зале и на открытом воздухе  с музыкальным сопровождением, которое  эффективно только при условии  очень четкого выполнения движений. Это лишний раз подчеркивает нецелесообразность частой смены упражнений.

        При разучивании новых движений, как правило, используются подготовительные и подводящие упражнения. При систематическом применении подводящие упражнения способствуют быстрому и успешному обучению. В этом случае ребенок невольно принимает нужное положение тела, выполняет движение определенным способом. Так появляются именно те мышечные ощущения, которые соответствуют описанию, объяснению движения. Они должны быть сходными по своей структуре с разучиваемым движением в целом или с какой-то его частью

      В каждом движении есть наиболее важная часть, определяющая его структуру, — ведущее звено и дополнительные части. Вначале подбираются подводящие упражнения, близкие к ведущему звену данного движения, затем, при их закреплении, совершенствовании — близкие к дополнительным.

    Подводящие упражнения нельзя повторять многократно и доводить таким образом до навыка. Искаженное усвоение какой-либо детали затруднит обучение целостному действию. Роль подводящих упражнений часто подсобная, поэтому достаточно нескольких повторений (примерно 4-6 раз) для того, чтобы понять способ выполнения движения.

Примеры подводящих упражнений при обучении бегу:

- перешагивание  через рейки, положенные на  пол, с постепенным увеличением  расстояния («Кто сделает меньше шагов?»);

- бег  широким шагом с носка («С  кочки на кочку», «Следопыт», «Из  следа в след», «Из кольца  в кольцо»);

- бег  с высоким подниманием коленей  (бег через рейки, положенные  на кубы).

   Цель подготовительных упражнений - общая подготовка, повышение функционального уровня органов и систем, развитие физических качеств (в нашем случае - выносливости). Подводящие упражнения имеют более узкое назначение — они помогают овладеть техникой данного двигательного действия (Приложение 2).

        Методика обучения бегу детей старшего дошкольного возраста основывается на том, что дети данного возраста имеют сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения. Программные требования - воспитывать выносливость, ловкость, быстроту, внимание; создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями. Педагогические требования при обучении движению следующие: на занятиях предлагаются дополнительные задания - изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений — ходьбой, прыжками и др. Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2—3 мин. Увеличивается беговая дистанция. Дети соревнуются в беге на скорость (20—30 м). Более про­должительным становится бег в медленном темпе (1,5—2 мин).

     Техника выполнения основных видов бега такова:

     Обычный бег. Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед—вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.

    Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.

     Бег с высоким подниманием колен. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.

     Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

      Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу).

      Бег скрестным шагом. Выполняется захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо.

      Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед—вверх.

     Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед—вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.

     Медленный бег. Выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

     Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.

     Содержание упражнений в беге для детей старшего дошкольного возраста: бег на носках; бег отводя назад ноги, согнутые в коленях; бег широким и мелким шагом; бег поднимая вперед прямые ноги; бег высоко поднимая колени; бег прыжками; бег с выполнением задания; бег в сочетании с другими движениями (с ведением мяча, со скакалкой, прыжками); бег из разных стартовых положений; бег в быстром темпе (10м); бег на скорость (20-30 м); челночный бег (5 раз по 10 м); чередование ходьбы и бега (на 3-4 отрезках пути по 100-150 м каждый); бег в среднем темпе по пересеченной местности (150-300 м); медленный бег (1,5-3 мин).

Информация о работе Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста