Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:01, доклад
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.
Введение
1. Особенности авторской школы
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде)
3. Школа-парк (М.А. Балабан)
4. Школа диалога культур
Заключение
Список использованной литературы
- формулирование определений
по установленному образцу,
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения (по Лысенковой);
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Из методик внутрипредметной
дифференциации здесь находят применение
различные виды дифференцированной
и индивидуализированной
- опоры различного
типа (от плаката-примера на
- алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);
- указание типа задачи, закона, правила;
- подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;
- предупреждение о возможных ошибках;
- разделение сложного задания на составляющие.
3. Школа-парк (М.А. Балабан)
Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS.
Прообразом организации
процесса в Школе-парке являются
открытые студии в Древней Греции,
где среди прочих мастеров Сократ,
Платон и Аристотель вели обучающие
беседы-диалоги со студентами, которых
интересовали различные проблемы мироустройства.
Другим аналогом прошлого (до XVII века)
могут служить формы
Эта технология интегрирует
идеи и принципы ряда образовательных
технологий, среди которых в первую
очередь следует назвать Белл-
В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине города, 1200 учащихся, двухсменный режим работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.
Целевые ориентации
Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.
Концептуальные положения
- Образование рассматривается
как органический процесс
- Интеллектуальное
развитие происходит не как
усвоение чужого знания, а как
естественная модернизация
- Школьный класс
- замкнутая группа
- Учебники и программы
из казенных орудий внешней
сортировки учащихся по
- Пересматривается
система учебных ценностей - многие
истины быстро становятся
- Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.
Особенности содержания.
Каждая парк-студия
предполагает ученикам возможности
умственного развития по своему предмету
познания. А само предметное развитие
рассматривается как локальное (хотя
и сопряженное с другими
В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий, для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Особенности методик.
Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.
Открытая студия отличается
от класса тем, что это не группа
учеников, пришедших на урок, и это
не группа учеников, формально принадлежащих
к одному уровню подготовки. В отличие
от номинальной структуры класса,
где иерархия способностей как бы
несущественна для главного ритуала
урока и где каждый предстает
голым одиночкой перед
По форме управления
и организации учебного процесса
студия резко отличается от урока, где
учитель выполняет
Основной метод обучения - диалог, речевое общение партнеров.
Речевая практика допускает любое число партнеров, каждая из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос - объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого учебника для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала.
Оценивание результатов. В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.
4. Школа диалога культур
Реализована в 106 школе
г. Красноярска на ряде других экспериментальных
площадок. В основу этой модели положены
идеи философа М.М. Бахтина о «культуре
как диалоге», «внутренней речи»
Л.С. Выготоского и положения «
Все культуры: античная, средневековая, нововременная, культура ХХ в., западная и восточная - выступают как важные и значимые собеседники. Меняется идея образования: не «человек образованный», а «человек культурный». Он формируется в сопряжении и диалоге разных культур, а в психологическом смысле - на основе исходных вопросов, «удивлений» детского разума.
Логика школы - это не «логика ответов», а логика вопросов к культуре. Личность ребенка активизируется на максимально вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций.
Уже в 1-2 классах завязываются
«узелки понимания» и своего рода
«точки непонимания», чтобы сформировать
«точки удивления», увидеть мир не
как нечто понятное, известное, а
как нечто загадочное, удивительное,
полное интереса (загадки слова, числа,
предмета природы, момента истории,
Я-сознания). В точках удивления завязываются
вопросы и проблемы, развивается
установка «маленького
3-4 классы посвящены
истории антично культуры в
постоянном диалоге с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей и технологий.
В российском образовании
сегодня провозглашен принцип вариативности,
который дает возможность педагогическим
коллективам учебных заведений
выбирать и конструировать педагогических
процесс по любой модели, включая
авторский. В этом направлении идет
и прогресс образования: разработка
различных вариантов его
В этих условиях учителю,
руководителю (технологу учебного процесса)
необходимо ориентироваться в широком
спектре современных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусарова Е.Н.
Современные педагогические
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
4. Сластенин В.А., Исаев
И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика
: учеб пособие / Под ред. В.А.
Сластенина : В 2 ч. - М. : Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 2. - 256 с.