Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:01, доклад
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.
Введение
1. Особенности авторской школы
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде)
3. Школа-парк (М.А. Балабан)
4. Школа диалога культур
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН
Введение
1. Особенности авторской школы
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде)
3. Школа-парк (М.А. Балабан)
4. Школа диалога культур
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.
Современной школой накоплен
богатый опыт, который должен быть
реализован в педагогической деятельности,
но часто остается невостребованным,
так как у большинства учителей
и руководителей не сформирована
потребность в его изучении и
применении, отсутствуют навыки и
умения в его отборе и анализе.
Учителя часто не задумываются о
необходимости и
Разновидностями передового
педагогического опыта являются
новаторский и
Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую - внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными школьным работникам из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В. Е. Гурмана, В. В. Краевского, П. И. Карташова, М. Н. Скаткина и др. показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснованием целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в своей практике.
Цель данной работы - дать характеристику нескольким авторским школам как результат инновационной деятельности.
1. Особенности авторской школы
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторские школы представляют
собой новую образовательную
систему (или систему с элементами
новизны) и создают новую
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
- Инновационность:
наличие оригинальных
- Альтернативность: отличие
каких-либо из основных
- Концептуальность
учебно-воспитательного
- Системность и
комплексность учебно-
- Социально педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
- Наличие признаков
или результатов, определяющих
реальность и эффективность
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)
Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.
Прообразом такой школы служит Маннгеймская система. Получившая свое название от имени города Мангейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей. Уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.
Методологические позиции.
- Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей;
- Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.
- Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.
- Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.
- Принцип дифференциации
образования: разделение на
- Учет психологических
закономерностей личностного
- Разнообразие методических
средств, максимальная
- Социальная направленность,
педагогизация окружающей
Особенности содержания:
Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные, образовательные стандарты.
Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, поостренных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:
1) траектория базового стандарта;
2) траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;
3) траектория компенсирующего обучения.
Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.
В адаптивном комплексе
Е.А. Ямбурга детский сад существует
в аффективно-эмоцианально-
Основной задачей
обучения в классах базового стандарта
является усвоение знаний, умений и
навыков в рамках базисного учебного
плана и образовательных
Дополнительной задачей
организации педагогического
Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.
Под компенсирующим обучением
в широком смысле слова подразумевается
система диагностических, коррекционных,
методических, организационных мер,
которые предпринимает школа
для оказания дифференцированной помощи
нуждающемуся в ней ребенку на
протяжении всего периода обучения
с целью построить
Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности. охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
Особенности методики:
Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.
Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.
Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения. Опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.
Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.
Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:
- добровольность и свободный выбор ребенком вариантов образования;
- помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
- возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.
Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методик и всего лучшего, что есть в современных методах обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащихся). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота. Гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии);
- урок как система
реабилитации, в результате которой
каждый ученик начинает
- адаптация содержания,
очищение от сложности
- одновременное подключение
слуха, зрения, моторики, памяти и
логического мышления в
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);