Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6
1.1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе ....………………………………………………….…6
1.2. Филимоновская игрушка как средство воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников.....................................................................................16
1.3. Формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.……..…………………………….….19
Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24
2.1. Определение уровня патриотических чувств у младших школьников .…….24
2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34
Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38
Список литературы ………………………………………………..………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая распечатать.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

Следует продумать, где проводить  игру. Это может быть школьный кабинет, актовый зал, все зависит от того, какая игра и сколько человек  принимает участие в ней. Поскольку  игры могут проводиться между  классами, проверяя их знания по теме, активность, интерес к народному  промыслу. Планируя игру, нужно не забывать планировать и время, так как  любая игра требует определенной нагрузки, даже умственной, дети могут  переутомляться, чтобы этого не случилось, следует во время игры делать небольшие  перерывы. На переменах дети обычно заняты свободной игрой, поэтому  учителю необходимо оставлять достаточно времени и для нее.

Перед игрой следует подготовить  с участниками доску, символы  для каждой команды, медали для победителей  или другие призы. Все это ученики  могут изготовить на уроках изобразительного искусства и труда, под руководством учителя. Следует также определить, как будут оцениваться команды  или ученики.

Приступая к проведению игры, учитель  должен объяснить ученикам правила  и ее содержание. Если что-то непонятно  школьники могут задавать вопросы, а также учитель может проверить, как ученики усвоили правила. Необходимо напомнить детям правила  поведения: не обижать товарищей, играть честно, при необходимости помогать друг другу, не выкрикивать с места, вежливо себя вести, уметь достойно проигрывать. Эти правила следует  периодически напоминать учащимся во время игры, те кто их нарушит, получают штрафные очки или выбывают из игры.

Бывают игры, где необходимы капитаны команд, учитель может предложить их выбрать самим учащимся, если возникают споры или сложности, следует использовать жеребьевку. На команды следует разбивать учеников, зная способности каждого, также  их может выбрать ведущий.

Во время игры учителю необходимо внимательно наблюдать за игрой  и играющими. Если кто-то из участников не знает, как ему действовать, учитель  может подсказать возможные варианты, но так, чтобы ученик сам сделал выбор.

Результаты игры может подсчитать учитель, ведущие или ученики  старших классов они считают  колличество жетонов, очков, заработанных каждой командой, и определяют победителей. Лучше всего, если подсчетом результатов  займутся ученики, это будет хорошим  экзаменом на честность.

После объявления результатов полезно  провести краткий разбор игры: отметить наиболее активных и энергичных участников, указать на основные ошибки при выполнении различных заданий, поставить задачу на дальнейшее улучшение игровых  умений.

3) При проведении праздников  формируется эмоциональный компонент,  учитель может наблюдать за  развитием когнитивного и деятельностного  компонентов. У учащихся развивается  речь, память, внимание, умение работать  в коллективе, активность, творческие  способности, у них расширяются  знания о народном промысле. При  проведении праздников присуща  непринужденность, красочность, веселье,  эмоциональный подъем.

Праздник должен быть посвящен теме, которую изучают или уже прошли, например, «Веселая ярмарка»», чтобы  углубить знания детей о народном промысле.

Учителю необходимо перед праздником продумать, где будет проходить  мероприятие, сколько гостей будет  приглашено и подготовить сценарий, который должен соответствовать  учебным целям и задачам. Мероприятие  должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. После разработки плана мероприятия следует вместе с детьми распределить роли, продумать  костюмы и декорации. Желательно, чтобы в празднике приняли участие все школьники. У каждого должно быть определенное задание: одни разучивают роли, другие изготавливают декорации, третьи ответственны за костюмы, четвертые разучивают народную песню или танец. Таким образом можно задействовать всех учеников.

После того, как все выучат свои роли, должны пройти репетиции. Учитель  помогает детям, дает советы, проговаривает  с учащимися самые сложные  моменты сценария. Обычно репетиции  проходят несколько раз, чтобы учащиеся знали, когда им выходить на сцену  и что делать. Важно еще то, что дети будут работать коллективно  над праздником, учителю нужно  следить, чтобы они тактично и  уважительно относились к своим  товарищам.

На уроке изобразительного искусства  или труда, учащиеся могут изготовить пригласительные билеты под руководством учителя своим родителям, другим учителям, директору, а так же декорации  к празднику.

Во время проведения праздника  учитель должен помогать детям, подсказывать их речь, напоминать, кто за кем выходит, следить за дисциплиной и поведением детей во время праздника.

После праздника нужно поблагодарить  всех детей за участие, отметить самых  активных, тактичных и дисциплинированных, указать на ошибки, которые имели  место по ходу мероприятия, чтобы  в дальнейшем их не было.

Если учитель будет соблюдать  данные методические рекомендации по воспитанию патриотических чувств, то тогда младших школьник вырастит настоящим патриотом своей Родины, будет любить, уважать и гордиться  ей, помнить, любить искусство, чувствовать  радость с соприкосновением с  ним и не забывать известных людей  и мастеров народного промысла, которые  внесли огромный вклад в развитие страны.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Воспитать патриотические чувства - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем  школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств  воспитания, общие усилия школы и  семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать  основой для дальнейшей работы по воспитанию патриотических чувств.

Однако, не следует ждать  от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет  располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес  к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.

Возможно, что благодаря  мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей  деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично  от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Но символами  России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт - от русских богатырей  и красавиц, до блюд национальной кухни  и художественных промыслов.

Конечно, в одном мероприятии  невозможно целиком охватить всю  историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно  и должно. И, если ребенок с детства  будет бережно относится к  своим национальным символам, то с  большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы  по воспитанию патриотических чувств детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться  от класса к классу.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с  интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном  воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Нами были изучены теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки в психолого-педагогической литературе, рассмотрены особенности воспитания патриотических чувств в начальной школе, выявлены и обоснованы формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки и разработан план воспитания патриотических чувств в начальной школе. Определен уровень патриотических чувств у  младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. // М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
  3. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
  4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  5. Белова И.Г., Белова И.Э., Гудина Л.Б. Методические рекомендации по изучению на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы филимоновской игрушки как вида народной художественной культуры Подмосковья. - Егорьевск, 2011.
  6. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.
  7. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  9. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащийся молодежи: теория и практика. / И.М. Дуранов.  – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.
  10. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  11. Издательство: Школьная ПрессаДемидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.
  12. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека. / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 1999, № 1. – С. 40-51.
  13. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
  14. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
  15. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у Российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). / В.И. Лутовинов: автореф. дис. док. филос. наук. – М., 1998. – 48 с.
  16. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
  17. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
  18. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
  19. Мапкорская Т.Н. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе // 2006. - №9.
  20. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы// Народное образование. 2001, № 7. – С. 247-252.
  21. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе // Педагогика. - 1999. - №8. - с. 80-84.
  22. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 1997. - 254с.
  23. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
  24. Сапегин П.Е. Сущность патриотического сознания и основные его формы. / П.Е. Сапегин: Автореф. дис. канд. филос. наук.  – Новосибирск, 1981. – 17 с.
  25. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ). / Ю.Н. Трифонов: автореф. дисс… канд. филос. наук. – М., 1997. – 21 с.
  26. Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы. - Новосибирск, 1989. - с.169.
  27. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике. / О.Р. Шефер: монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – 157 с.
  28. Шефер О.Р. Основные подходы к определению понятия «патриотическое воспитание».  / О.Р. Шефер // Материалы ХII Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов»: В 4 ч. Ч. 3. – Челябинск: «Образование», 2005. – С. 154-160.

 

 

 


Информация о работе Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству