Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития Российского общества, связанных с общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, возникает необходимость совершенствования системы образования. Придается особая значимость образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, формирование познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям на основе свободного выбора обучающимися видов и форм деятельности.

Содержание

Введение………………………..………………..……………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания у младших школьников патриотических чувств к родному краю при изучении филимоновской игрушки ......6
1.1. Проблема воспитания патриотических чувств к родному краю при изучении в психолого-педагогической литературе ....………………………………………………….…6
1.2. Филимоновская игрушка как средство воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников.....................................................................................16
1.3. Формы воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки.……..…………………………….….19
Глава II. Исследование особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………………………………………………………...24
2.1. Определение уровня патриотических чувств у младших школьников .…….24
2.2. Практические рекомендации по реализации форм воспитания патриотических чувств к родному краю у младших школьников при изучении филимоновской игрушки………………………………………..…………………………..…34
Заключение …………………………………..…..…………...…………………...…38
Список литературы ………………………………………………..………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая распечатать.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные  их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в  которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Формирование высших чувств человека как устойчивых образований, выражающих его эмоциональное отношение к жизненным ценностям, как пишет Б.И. Додонов, проходит ряд этапов.

Первый. Определенный объект, явление и т.д. вызывает к себе временное положительное эмоциональное  отношение, «излучаемое» потребностями, с которыми данные объекты и явления  находятся лишь в ситуации связи. Второй. То или иное многократно  пережитое эмоциональное отношение  к чему-либо постепенно закрепляется в памяти человека и начинает воспроизводиться соответствующими стимулами даже вне  связи с породившими его потребностями  и ситуациями.

Третий.  Объект, явление  и т.д. становятся для нас самодовлеющей  ценностью в следствии формирования потребности в них как таковых. К области нравственных чувств относится  все то, что определяет отношение  человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному  классу, к другим людям, к самому себе. Интеллектуальные, практические, этнические чувства возникают в  единстве с нравственными чувствами  и обогащаются в связи с  ними. По мнению Б.И.Додонова, эмоция (следовательно, и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний.

Для того чтобы стать непосредственными ценностями каждого конкретного человека при формировании высших чувств, общие ценности должны пройти через все названные этапы становления. Особого внимания при этом требует выявление тех, уже сформированных потребностей, на которые можно опереться, чтобы вызвать первичное положительное отношение к еще не усвоенным им духовным ценностям, и продуманное создание ситуаций, при которых такое отношение могло бы многократно переживаться.

Другой важный момент в  формировании высших чувств – это  переход от чувства как закрепляющегося  положительного отношения к той  или иной фундаментальной ценности к чувству как потребности  в активном ее утверждении. Такой  переход может осуществляться через  сознательно сформулированное намерение  личности утверждать фундаментальные  ценности и закрепляться в реальной деятельности по осуществлению данного  намерения.

Чувства являются сложными образованиями, которые формируются  вокруг определенных объектов (лиц, сфер деятельности, фактов), т.е. «опредмечены».  Это свойство чувств выражается в  их дифференциации в зависимости  от того, к какому предмету они относятся. На этом основании можно выделить также интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства (И.В.Блауберг, И.К. Пантин, З.И. Равкин). По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (чувство к ребенку, произведению искусства), обобщенные (чувство к детям вообще, к музыке),  абстрактные ( чувство справедливости).

Как известно, чувства образуются в результате систематизации и обобщения  конкретных переживаний, возникающих  под влиянием тех или иных раздражителей. Основными характеристиками чувств являются их эмоциональная (положительная или отрицательная), полярность (в отношении того или иного предмета), сила (характеристика качества переживания), глубина (характеристика значимости чувства для личности) (П.М. Якобсон). Эмоциональный процесс включает три основных компонента. Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобиизационные сдвиги в организме: нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных  процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться. Второй компонент – эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное - побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент – степень контроля чувств (от полной ориентации и контроля над чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности). Особенности динамики чувств обусловлены объективно и субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения и существования психического: их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия. К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова  относится все, что касается  внутреннего мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и направленность предшествующие впечатления. Итак, в индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль, выступают как значимый фактор в формировании личности. Чувства связанны с определенными предметами, видами деятельности, людьми, выполняют мотивирующую роль в жизни человека. Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к другим людям, к самому себе.

Учитывая приведенные определения  понятия «чувства», их функции и  классификацию, считаем возможным  выделить особый вид чувств – патриотические чувства. Их особенностью является способность  выступать в качестве стимула  деятельности человека, a развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека.

Рассмотрев сущностные характеристики категории «чувства», обратимся  к анализу специфики патриотических чувств, для этого определим ряд  понятий.

Широко известно определение патриотизма  как любви к Отчизне из словаря  В.И. Даля. «Патриот», по В И Далю - «любитель отечества, ревнитель  о благе его, отчизнолюб, отечественник  или отчизник». С.И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и  любовь к своему отечеству, к своему народу. Таким образом, рассматривая патриотизм на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных  и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

«Родина – 1. Страна, в которой человек родился. Отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь». Эти понятия формировались одновременно со становлением первых сообществ людей, которое происходило в отчаянной борьбе за выживание с враждебными силами природы и племенами.

Как покатывает анализ источников и  литературы, понятие «Родина» можно  понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился: социальную и духовную среду, в которой  он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и  малую Родину. Под большой Родиной  подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. А.Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлении ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и - великом целом своем - для всех она одна».

Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую  связь между субъектом и другими  людьми по следующему основанию –  близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Трудно представить, чтобы человек был похож на страну. Речь скорее должна идти о некоторых  характерологических ассоциативных  подобных: «Широкая русская душа» - широкие поля, «голубые глаза» - ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь - неторопливо текущие  реки и т.д.

Для того чтобы свободно развиваться, необходимо было отстаивать территорию (землю), культуру, язык, верования отцов, могилы предков. Поэтому, одними uз первых формируются понятия по своей сути глубоко нравственные: «Отчизна», «Отечество», «Родина».

«Русский толковый словарь» дает следующие  определения: «Отечество -  страна, где  родился данный человек, к гражданам  которой он принадлежит».  Эти  понятия, наряду с такими как «отец», «мать», принято называть святыми, священными. С точки зрения социальных норм, ребенок по отношению к родителям  должен испытывать чувство любви, проявлять  уважение: в старости, болезни и т.п. (в трудный час) взять на себя заботу об отце и матери. По аналогии можно сконструировать отношения гражданина и родной страны.

Но мнению В.В. Усова, содержание данных понятий инвариантно и всегда представляет для человека непреходящую, высшую ценность, могут меняться политические режимы и правительства, идеологии, но смысл понятий «Отечество». «Родина» всегда остается неизменным.

Отечество - понятие, родственное Родине в которое, однако, вкладывается более  глубокое содержание и, прежде всего, нравственное, духовное.

Проводя аналогию отношений ребенка  к своим родителям и гражданина к Отечеству, мы разделяем точку  зрения В.В. Усова, который указывает на неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга». В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы. Принято считать, что обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг, к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам - товарищеский долг. Мы согласны с автором, что долг – это предъявляемые к человеку и внутренние принятые им требования к его поведению и деятельности со стороны общества и государства, направленные на обеспечение блага последних.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения объекта  и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества - связь функциональную. Данная связь включает функции (роли) человека по отношению к стране.

В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в  понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде  во имя укрепления Родины. Н.Е. Щурков подходит к понятию «Родина» с  эстетической точки зрения – «это люди, среди которых родился и  познал счастье человек» - и определяет патриотизм как отношение человека к Родине. Солидаризируясь с русским философом А.Ф. Лосевым, рассматривающим Родину как «интимно-интимно — внутреннее наше», она отмечает скрытый характер патриотизма, проявляющийся в экстремальных ситуациях. Привязанность к месту жительства, гордость за успехи Отечества и озабоченность его неудачами, участие в труде на благо Родины, готовность и способность к ее защите являются предпосылкой формирования патриотизма, которые необходимо использовать в системе воспитательной роботы. Слово «патриот» впервые, как свидетельствует в своем исследовании Е.В. Лисецкая, стало употребляться в период Великой Французской революции в I789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении столетий понятие «патриот» претерпевало существенные изменения. В его определении акцент ставился главным образом на различных отношенных личности к Родине, что определилось особенностями культурного и исторического развития общества. В современном понимании автор определяет, что патриот — это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы, а патриотизм — как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и переживания своей духовной связи с ней.

Мы согласны с мнением A.M. Новикова, что патриотизм — это любовь к Отечеству, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его.

В концепции военно-патриотического  воспитании молодежи патриотизм рассматривается  как олицетворение любви к  своей Родине, сопричастность к ее истории, природе, достижениям, проблемам. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной  систем, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

В Я. Гожиков в своем исследовании указывает, что наиболее приемлемым является целостное определение, Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей присущая всем сферам жизни  общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень  ее развития и проявляющаяся в  активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Разделяя точку зрения Е.В. Лисецкой, мы считаем, что взаимоотношения  человека с Отчизной нельзя рассматривать  только с позиции нравственного  чувства. Они имеют более глубокий смысл и включают в себя соответствующую  потребностно-мотивационную сферу  личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют  качество личности. Автор рассматривает  патриотизм как психолого-педагогическое явление, имеющее сложную структуру, позволяющую трактовать его как  нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как  поведенческую модель, как ценность.

Как уже отмечалось, существует классификация  чувств в зависимости от их направленности. Поэтому к характеристикам патриотизма  как чувства можно отнести  его моральную (переживание человеком  его отношения к другим людям) и практическую (связь с деятельностью  человека) направленность. Так как  чувства выступают в качестве стимулов деятельности человека, развитие патриотических чувств имеет своей  целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Патриотизм как чувство можно  отнести к эмоциональным состояниям человека, проявляющимся в собственных  переживаниях, переживаниях, передающихся другим людям, в эмоциональных откликах на происходящие события. Наконец, патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно  отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям.

Таким образом, на основе вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

  1. В психологических и философских исследованиях выражены подходы к определению понятий «чувства» и «патриотизм», приводится типология данных понятий, выявляется соотношение понятий «чувства» и «патриотизм».
  2. Чувства можно трактовать как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, как относительно устойчивое психическое состояние, свойство личности.
  3. Под патриотическими чувствами будем понимать эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, имеющее практическую направленность и выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека, относящееся к высшим духовным ценностям.
    1. В классификации чувств как компонента эмоциональной сферы личности, можно выделить особый род чувств — патриотические чувства, которые одновременно выступают в качестве высших духовных ценностей человека.
    2. Содержательно патриотические чувства:

Информация о работе Аудиовизуальные технологии как средство формирования интереса у младших школьников к изобразительному искусству