Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрена проблема развития творческого мышления у студентов художественно-графического факультета, которые в силу рода своей деятельности, безгранично нуждаются в идеях, неординарных решениях. Так как корень решения многих педагогических задач, да и не только, лежит в поиске факторов определяющих развитие данного качества личности, то одна из задач, которые я перед собой ставлю, рассмотреть факторы, влияющие на развитие креативности. Определить при каких условиях, наиболее продуктивно развивается творческое мышление. Кроме того актуализировать важности его развития.
1. Введение
2. Арт-технологии
2.1 -Что такое Арт технологии?
2.2 -Направления в арт технологиях
3. Креативность
3.1 -Что такое креативное мышление?
3.2 -Четыре стиля креативного мышления
3.3 -Важность креативного мышления сегодня
3.4 -Определение креативного потенциала
3.5 -Креативные люди
3.6 -Роль образования в развитии креативности
4. Арт-терапия как условие развития креативного
мышления студентов ХГФ
-Условия формирования творческого мышления
4.2 -Обсуждение и интерпретация работ
4.3 -Упражнения
5. Заключение
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ниже
представлены категории оценки рисунков
по М.Е. Бурно и «множественная интерпретативная
стратегия» по А.И. Копытину.
4.2
Обсуждение и интерпретация
работ
Обсуждение рисунков М.Е. Бурно
«Рисунки
хорошо поставить все вместе, например,
укрепив их в световом пятне проектора
на экране, дабы нагляднее увидеть, какие
мы разные в наших рисунках и в чем душевные
особенности каждого. Как правило, рисунки
дефензивных пациентов несут в себе достаточно
заметное индивидуальное переживание,
высвечивая личностное ядро, глубинный
характерологический стиль, радикал.
Синтонно - реалистический
радикал обнаруживает себя естественно
- теплым, полнокровно - чувственным, синтонным
переживанием в рисунке; реалистически-авторитарный
- напряженными, натуралистическими подробностями;
тревожно-сомневающийся
реалистический —
также ощущением первичности тела,
материи по отношению к духу, как и
оба первых радикала, но здесь чувствуется
тревожная неуверенность, нежность (в
противоположность авторитарной напряженности),
деперсонализационное отсутствие синтонности
- естественности, чувственного полнокровия
при всей, однако, реалистичности; аутистически
- философический
- обнаруживает себя не реалистичностью,
а ощущением изначальности духа и,
значит, символичностью, иероглифичностью
с потаенным смыслом, поскольку выразить
свое стремление к аутистической гармонии,
к миру бесконечного, изначального духа,
к трансценденции — реалистически невозможно.
Множественная интерпретативная стратегия А.И. Копытин
«Описанные ниже этапы множественной интерпретативной стратегии отражают взвешенный подход к анализу визуальных образов (таблица) . Мы являемся сторонниками системных взглядов, предполагающих равное внимание как к клиенту, так и его изобразительной продукции, независимо от того, насколько «интересной» представляется его работа. Даже те работы, которые Крамер характеризовала «почти изображения», могут быть проинтерпретированы с использованием описанной ниже стратегии.
Все эти аспекты анализа не изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны. Мы также рекомендуем расспрашивать клиента о, как он воспринимает свою работу. Это всегда представляет большую ценность, позволяя лучше понять его субъективный опыт.
Поскольку
важным элементом любой психотерапии,
в особенности арт -терапии, является выявление
той информации, которая скрывается за
словами, образами или поведением клиента,
описываемая здесь модель анализа представляется
вполне оправданной. Следует всегда полагаться
на то, что можно получить в процессе общения
с самим клиентом, поскольку наше мнение
о нем и его изобразительной продукции
может быть ошибочным.
Первый этап:
Эстетический и феноменологический подходы
«Наиболее продуктивной позицией в анализе изобразительной продукции клиента является такая, которая предполагает высокую степень открытости и непредвзятости специалиста. Прежде всего, следует отказаться от тех априорных оценок, которые связаны с теоретической ориентацией аналитика. Открытость его позиции при первом восприятии изобразительной работы может быть, в частности, достигнута благодаря использованию феноменологического подхода и того эстетического отношения к объекту восприятия, который описан Столницом. Он определяет данное отношение как характеризующееся «незаинтересованным, исполненным симпатии вниманием к любому объекту восприятия». Эстетическое отношение к изобразительной продукции также характеризуется отказом от попыток искать какой-либо скрытый в ней смысл и цель и критических оценок, что позволяет качествам работы предстать перед нами во всей полноте.
На начальном этапе восприятия изобразительной продукции целесообразно отказаться от каких-либо интерпретаций. Описание связанных с работой ощущений и чувств без попыток увидеть в ней какой-либо смысл позволяет лучше «включиться» в образ. Визуальное «внимание» к образу предотвращает реструктурирование содержания работы на начальном этапе ее восприятия. Подобная нейтральная позиция во многом напоминает позицию аналитика на начальном этапе работы с клиентом в психоанализе.
Характерная
для эстетического отношения
к объекту восприятия открытость
сознания типична для
Различные
аспекты анализа изобразительной
продукции клиента и
влияющих на интерпретацию
факторов (таблица)
Клиент | Психотерапевт |
- Культурный
опыт.
- Диагноз. - Особенности психического раз- вития (объективные отношения, аффективные, когнитивные про- цессы). - Психодинамика (защитные ме- ханизмы). - Вербальные ассоциации. - Сенсорная ориентация (вербальная, визуальная, кинестетическая). - Сильные и слабые стороны личности. - История жизни. - Отношение к психотерапевту |
- Репертуар
интерпретативных
стратегий. - Теоретическая ориентация. - Культурный опыт. - Личные проекции. - Ассоциации (клинические, куль- турные, личные). - Уровень и характер профессии- ональной подготовки. -Отношение к клиенту. |
Процесс | Продукт |
- Материалы
(выбор, использование, - Мотивация (проявление инициативы, побуждение со стороны психотерапевта). - Создание и разрушение образа. - Регресс и интеграция. - Вербальные ассоциации. - Первичные,
вторичные, третичные, - Регресс в интересах эго. - проявление
сильных и слабых сторон - Взаимодействие с психотерапевтом И другими членами группы. |
- Культурные
влияния.
- Форма
(особенности элементов и - Содержание (явное и скрытое). - Уровень развития ( в соответствии С критериями крамер). - Реакция
на изобразительный продукт ( Тревога и т. д.). - Сублимация, замещение. - Неконгруэнтность. - Реакция аудитории. - Проявление
сильных и слабых сторон - Архетипические проявления. - Ограниченность. -Принадлежность к символам или знакам. |
Второй этап:
Анализ формальных элементов изображения
Вслед
за первым этапом можно перейти к
тщательной оценке (но не интерпретации)
формальных особенностей изображения.
Все внимание аналитика некоторое время
должно быть поглощено описанием различных
формальных признаков изобразительной
продукции. Мы полагаем, что если аналитик
не определяет в достаточной мере формальные
особенности изображения, он не сможет
всесторонне проинтерпретировать работу.
Кроме того, мы считаем, что интерпретативные
стратегии всегда должны основываться
на «визуальной достоверности», выступающей
в качестве одного из условий успешного
анализа. Хотя все это является очень важным,
необходимо обратить внимание на некоторые
другие, описанные ниже аспекты анализа.
Третий этап:
Анализ индивидуальных особенностей клиента
На
человека оказывают влияние самые
разные факторы. С целью оценки состояния,
отдельных психических
Однако
любые интерпретации, имеющие своей
целью обозначение дисфункций, должны
подвергаться тщательной проверке.
Четвертый этап:
Анализ социальных и культурных влияний
Четвертый
этап анализа предполагает использование
психотерапевтом всего репертуара интерпретативных
стратегий, связанных с анализом
эстетических и формальных характеристик
работы, индивидуальных особенностей
клиента, а также социальных и культурных
влияний, с тем чтобы сформировать интегрированное
заключение или то, что Моулс (Moles, 1966) называет
«суммой очков». Этот этап связан с сочетанием
самых разных подходов к интерпретации,
что вполне оправдано, поскольку речь
идет об интегрированной оценке. Данный
этап не является строго формализованным
и имеет высокоэвристический характер.
Он, по сути, связан с объединением разных
теорий в единый интерпретативный репертуар
(Politsky, 1990), когда психотерапевт начинает
формулировать то, что Армстронг называет
«гипотезами относительного потенциального
содержания изображения». При построении
гипотез он может исходить из определенной
системы представлений. В то же время он
должен уметь фокусировать анализ на различных
составляющих, включая образ (текст), клиента
и, наконец, общество и культуру. Используя
при этом формалистскую гипотезу, психотерапевт
попытается объяснить особенности художественного
объекта, не обращая внимание на какие-либо
иные аспекты анализа, кроме когерентности
самого образа. Феноменологическая гипотеза
будет нацелена на объяснение отношений
между художественным объектом и воспринимающим
его субъектом. Все это может быть дополнено
построением феминистской или марксистской
гипотез, позволяющих объяснить взаимоотношения
между художественным объектом и его автором
в определенном социальном и культурном
контексте. При этом следует учесть, что
возможны как консервативные, так и радикальные
подходы к анализу социальных и культурных
влияний. Вполне вероятно при этом, что
использование радикальных подходов будет
нацелено на достижение определенных
социальных изменений путем трансформации
сознания клиента или каких-то суперструктур
и поддерживающих их идеологий. Очевидно,
что к таким подходам можно отнести некоторые
направления феминизма и марксизма.
Впечатления и наблюдения
Мы
предпочитаем пользоваться понятием «впечатления»,
поскольку убеждены в том, что используемые
психотерапевтом интерпретативные стратегии
и формулируемые им заключения могут быть
ошибочными. Грань между знанием и незнанием
подлинного смысла художественного объекта
всегда гораздо более зыбка, чем мы думаем.
Можем ли мы полностью постичь смысл работы?
Можем ли мы обогатить содержание или,
напротив, обеднить? Подобные вопросы
могут составлять основу для дальнейших
дебатов об использования различных интерпретативных
стратегий в арт-терапии. Если мы стремимся
понять клиента и продукты его творчества
посредством использования взвешенного
подхода к анализу их содержания, мы, в
конечном счете, можем сформировать достаточно
обоснованные впечатления, ведущие к гибким
заключениям.
Интерпретативный репертуар и формулировка гипотез
1. А. Эстетический подход к восприятию художественной продукции (отказ от критических оценок, центрирование на образе).
Б. Феноменологический подход (оценка проекций, допустимость (субъективности восприятия, феноменологические описания).
2. Формалистский
подход (анализ разных формальных характеристик
художественной работы, их тщательное
описание, но не интерпретация).
3. Личностный подход (анализ особенностей психического развития клиента, истории его жизни и заболевания, семейной системы, защитных механизмов, архетипических проявлений, сильных и слабых сторон личности).
4. Социокультурный подход (анализ связанных с этнической, классовой, демографической, религиозной и т. д. принадлежностью клиента влияний на процесс и результаты его изобразительной деятельности, включая патогенные социокультурные влияния).
5. Впечатления и наблюдения (формулирование субъективных и объективных гипотез).
На
данный момент была не озвучена еще
одна деталь. Чтобы творить, создавать,
что-то новое необычное необходимо
накапливать опыт «общения» с
искусством, расширять насмотренность,
повышать культурный опыт. Для этого
преподавателю следует
Ниже
приведены в пример пару уроков.
4.3 УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения по И. Ю. Хрящеву
Упражнение 1
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте его — от ступней до макушки... Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки... ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу — сделайте это.