АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена проблема развития творческого мышления у студентов художественно-графического факультета, которые в силу рода своей деятельности, безгранично нуждаются в идеях, неординарных решениях. Так как корень решения многих педагогических задач, да и не только, лежит в поиске факторов определяющих развитие данного качества личности, то одна из задач, которые я перед собой ставлю, рассмотреть факторы, влияющие на развитие креативности. Определить при каких условиях, наиболее продуктивно развивается творческое мышление. Кроме того актуализировать важности его развития.

Содержание

1. Введение
2. Арт-технологии
2.1 -Что такое Арт технологии?
2.2 -Направления в арт технологиях
3. Креативность
3.1 -Что такое креативное мышление?
3.2 -Четыре стиля креативного мышления
3.3 -Важность креативного мышления сегодня
3.4 -Определение креативного потенциала
3.5 -Креативные люди
3.6 -Роль образования в развитии креативности
4. Арт-терапия как условие развития креативного
мышления студентов ХГФ
-Условия формирования творческого мышления
4.2 -Обсуждение и интерпретация работ
4.3 -Упражнения
5. Заключение
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АРТ_Терропия как условие развития креативных способностей студ. ХГФ.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Арт-технологии

2.1 -Что такое Арт технологии?

2.2 -Направления в арт технологиях

3. Креативность

3.1 -Что такое креативное мышление?

3.2 -Четыре стиля креативного мышления

3.3 -Важность креативного мышления сегодня

3.4 -Определение креативного потенциала

3.5 -Креативные  люди

3.6 -Роль образования в развитии креативности

4. Арт-терапия как условие развития креативного

мышления студентов  ХГФ

    1. -Условия формирования творческого мышления

4.2 -Обсуждение и интерпретация работ

4.3 -Упражнения

5. Заключение 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

3

5

5

7

10

10

12

16

18

21

23

27 

27

30

38

43

  1. 44ВВЕДЕНИЕ

  В данной работе будет рассмотрена  проблема развития творческого мышления у студентов художественно-графического факультета, которые в силу рода своей деятельности, безгранично  нуждаются в идеях, неординарных решениях. Так как корень решения  многих педагогических задач, да и не только, лежит в  поиске факторов определяющих развитие данного качества личности, то одна из задач, которые я перед собой ставлю, рассмотреть факторы, влияющие на развитие креативности. Определить при каких условиях, наиболее продуктивно развивается творческое мышление. Кроме того актуализировать важности его развития.

  Задумайтесь, что происходит вокруг, мир переполнен информацией, возможностями и альтернативами. И главная проблема ни в том, как  усвоить эту информацию, а как  её забыть, ведь количество научных  знаний удваивается каждые 2,5 года. То, что сегодня истина, завтра может  оказаться заблуждением. Сложно даже представить, что будет уже через  пару лет, что станет актуальным, а  что безнадежно устареет. Цифровые технологии развиваются космическими темпами. Ещё пару лет назад мобильный  телефон с фотокамерой был  роскошью, сегодня же это неотъемлемый атрибут телефона. Купленный сегодня  компьютер устареет через 5-6 месяцев. Еще вчера ученые говорили о перспективе в сфере нанотехнологий, а уже сегодня создано большое количество различных вещей, которые так или иначе призваны в ближайшее время войти в нашу жизнь.

  Сегодня компьютеры во многих сферах деятельности заменили человека. Программисты ещё  недавно, со знанием рутинных операций, алгоритмов могли получить работу, но сегодня этого мало. «Теперь, когда  компьютеры демонстрируют способности  к выполнению работы, использующей левое полушарие мозга, нам необходимо сделать упор на наши правые полушария». Просто знаний стало мало, необходимы способности к их нестандартному применению. Творческий подход к решению проблем, «способность создавать красоту, мечты, постоянно придумывать что-то новое, в чем нуждается мир, даже не зная этого, а так же возможность выйти за рамки обыденного в погоне за целью и смыслом». Это и есть ключ к успеху.

  «Информационный век заканчивается, а новый ведет  к обществу креативных работников-еретиков, волшебников, мечтателей и сказочников, распознавателей тенденций и  созидателей будущего, «вдыхателей» жизни и создателей смысла». Поэтому развитие творческих способностей в образовательной сфере должно стоять на одном из главных мест. В этой работе я рассмотрю развитие креативности средствами арт-технологий. Арт-тарапия выступит в роли  «тесака», с помощью, которого будет создаваться художественное произведение-скульптура.

  Объектом  исследования будет процесс обучения студентов художественно-графического факультета. Предметом исследования условие развития креативного  мышления с помощью арт-технологий.

  Цель, которую я пред собой ставлю, исследовать  влияние арт-терапии на развитие креативности у студентов ХГФ.   
 
 
 
 
 

2. АРТ-ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Что такое Арт-технологии?

  Арт-технологии,  арт-терапия или просто «лечение» искусством. Искусством, которое по своей природе плод и результат творчества, воплощение личности автора. Это что, то новое, то чего до этого никто не создавал, личное и индивидуальное. Индивидуальность, пожалуй, ключевое слово. «В ней нет норм и правил, нет стандартов, это раскрепощение и выражение личности». Суть арт-технологий проста. Смотри на искусство, переживай его, чувствуй его, и пробуй сам создавать. Другими словами арт-технологии это средство для развития творчества. Средство позволяющее «научиться» выплескивать эмоции, рождать новые представления о вещах, явлениях, чувствах. Многим покажется, что речь идет о развитии нерационального, безрассудного мышления, которое нет необходимости развивать, если ты ни художник, ни поэт и ни музыкант. Но это заблуждение. Да, знания, разум и логика это важно, но если нет отношения к новому полученному знанию, оно не усваивается, не становится ценностью. Любому человеку, будь то художник, музыкант, инженер, строитель, физик, что бы быть успешным, нужно уметь решать проблемы, искать различные варианты решений, а не зацикливаться на одном «упершись в стену». Для этого ему необходимо обладать творческим, не шаблонным мышлением, и арт-терапия может оказаться тем самым «спасительным кругом» в решении проблемы развития творчества. Но арт- терапия используется не только для развития креативности.

  Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

  Спектр  проблем, при решении которых  могут быть использованы техники  арттерапии, достаточно широк:

  • внутри- и межличностные конфликты,
  • кризисные состояния
  • экзистенциальные и возрастные кризисы
  • травмы
  • потери
  • постстрессовые расстройства
  • невротические расстройства
  • психосоматические расстройства
  • развитие креативности
  • развитие целостности личности
  • обнаружение личностных смыслов через творчество
  • многое другое

  Арт-терапия  эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей  и подростков. Метод не имеет ограничений  и противопоказаний. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Направления в арт-технологиях

  К сформировавшимся в последние годы инновационным направлениям арт-терапии можно отнести следующие.

1. Мультикулътуральное направление, предполагающие повышенное внимание клинициста к социальному и культурному опыту клиента и тесно связанное с учетом его этнической, расовой, классовой и профессиональной принадлежности, а также наличия у него опыта жизни в иных культурных сообществах (аккультуризация). Все это позволяет специалисту более успешно проводить арт-терапевтическую работу с представителями культурных меньшинств, мигрантами, беженцами, включая лиц, подвергшихся политическим преследованиям, этническим «чисткам», а также с жертвами межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

2. Феминистский подход, а в более широком смысле – гендерно-ориентированное направление, связанное с изучением того, как традиционная культура и социальные нормы влияют на отношение к женщинам в семье и обществе и их образ «я», а также на отношения между полами и сексуальное поведение людей, включая такие формы сексуального поведения, которые связываются с понятием «нетрадиционной сексуальной ориентации».

3. Интегративное направление отражает попытки современных арт-терапевтов более активно использовать в арт-терапевтическом процессе те формы творческого самовыражения, которые традиционно ассоциируются с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией, включая и мультимодальные формы арт-терапевтической практики, предполагающие одновременное или последовательное применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной экспрессии.

4. Экологическое направление, связанное с использованием современными арт-терапевтами экоэстетических представлений и, свидетельствующее об их стремлении создать для клиентов целостную среду, объединяющую природу, культуру и технику.

5. Социалъно-конструкционистское или нарративное направление, предполагающее использование таких представлений и понятий, которые связаны с опосредованным языком и разными формами невербального дискурса социальным взаимодействием, и требующее учета отношения клиента к ситуации дистресса. Данное направление тесно связано с использованием различных моделей анализа системы отношений и поведения клиента и интерпретации его изобразительной продукции, включая так называемую «множественную интерпретативную стратегию» (см. статью Эбби Келиш) и стратегию «постпозитивистских интерпретаций».

  Все представленные выше направления арт-терапии в той или иной степени связаны с постмодернизмом, знаменующим собой новый этап в развитии общества, культуры и форм научного познания. Как пишет В. П. Руднев (1999), «постмодернизм – основное направление философии, искусства и науки». «Как отмечает Ширли Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода арт-терапевт предоставляет клиенту различные материалы и средства для художественной работы фасилитирует его визуальную экспрессию. Последний же практически самостоятельно выбирает фокус и предмет художественной работы и определяет значение художественного продукта. В процессе последующей работы над художественным образом и его интерпретации клиент и психотерапевт занимают исследовательскую позицию. Все это предполагает высокую степень доверия психотерапевта к тем способам решения проблем, которые использует клиент, и его субъективному опыту. Кроме того, это связано с отказом психотерапевта от постановки задач и направления клиента в ходе его работы, а также с преимущественной ориентацией на художественную продукцию клиента и ее значение как определяющие направленность психотерапевтического процесса (Anderson and Goolishian, 1988). В некоторых случаях арт-терапевт может предлагать клиенту альтернативные способы интерпретации образов в контексте развиваемого ими нарратива.»

  Другими словами преподаватель озвучивает цели, но не ставит конкретных задач связанных с алгоритмом достижения цели перед студентом, а участвует в творческом процессе, являясь при этом скорее наставником, помогающим студенту воплотить творческий замысел. При этом он ни как не ограничивает свободы подопечного. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. КРЕАТИВНОСТЬ

3.1 Что такое креативное мышление?

  Каждый  из нас уникален по своей сути. В  природе не существует двух абсолютно  одинаковых людей. Индивидуальность делает нас особенными, и осознание этого  украшает нашу жизнь и наполняет  ее цветными красками. Мы созданы творцом, чтобы творить и воплощать  мечты в реальность. Творчество это  то, что нас объединяет, и в  тоже время отличает.

  Сегодня в мире существует бесчисленное количество изобретений, которыми мы пользуемся, даже не думая, что кто-то их изобрел. Почта, первый телефон, Интернет - это  малый перечень того, без чего сегодня  не может обойтись ни один человек. А ведь еще столетие назад идея о всемирной информационной паутине  была фантастикой. Сегодня компьютеры стали настолько умными, что их искусственный интеллект позволяет  им принимать решения в зависимости  от ситуации. И все это кто-то придумал, об этом кто-то мечтал, стремился и  искал возможные пути решения, т.е. творил.

  Именно  творчество и способность окунуться  в неизвестность ради осуществления  замысла, умение видеть то, о чем  другие даже и не мечтают, определяет творческое или креативное мышление. В свою очередь креативное мышление является комбинацией личных свойств  и особенностей характера, которыми мы обладаем. Креативность может выражаться в великих деяниях, таких как  создание всемирно известных шедевров, или в обычном умении решать повседневные проблемы. «Креативное мышление отражает то, как мы воспринимаем окружающий нас мир, и затрагивает как  используемые нами методы, так и  достигнутые результаты». Креативные методы зачастую предлагают прямое решение  окружающих нас проблем «все гениальное просто». И креативные личности реагируют на эти проблемы. Например, борьба с террористическими атаками в последние годы сфокусировала внимание ученых на создании различных типов новых защитных материалов. 

  Но  тут важно понимать, что креативный результат может быть как обыденным, настройка какого-либо устройства, чтобы оно работало лучше, так  и экзотическим, как написание  «Моны Лизы»

Информация о работе АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета