4.2. Прохождение программы.
В старшей группе
количество занятий аппликацией увеличивается:
по одному занятию в неделю — всего в течение
учебного года около 39 занятий.
На каждом занятии необходимо обращать
внимание на качество детских работ, так
как от качества вырезывания и наклеивания
зависит изображение в целом.
В начале учебного года необходимо закреплять
умение вырезать округлые формы, поскольку
этот навык в средней группе освоен еще
недостаточно. Затем на основе умения
вырезывать разные предметы по частям
дети должны овладеть рациональным приемом
получения большого количества одинаковых
деталей из бумаги, сложенной гармошкой.
Наиболее сложным является обучение приемам
вырезывания симметричных форм, так как
детям трудно представить конечный результат,
вырезая лишь половину контура.
Основное содержание
детских работ и в этой возрастной группе
— предметное изображение, основанное
на принципе плоскостного конструирования.
Передавая изображение того или иного
предмета в аппликации, дети используют
самые разные способы вырезывания: прямолинейные,
косоугольные, криволинейные, округлые,
волнистые. Поэтому, подбирая предметы
для изображения, воспитатель должен обращать
внимание на его эстетические свойства.
Кроме того, нужно учитывать изобразительные
возможности детей и владение техникой
работы с ножницами, чтобы на основе прошлого
опыта обучать их новым знаниям и умениям.
В начале учебного
года, когда закрепляются умения вырезывать
округлые формы, можно использовать следующую
тематику: осенние листья, фрукты, овощи,
грибы, цветы, цыплята, заяц, птичка и др.
В течение года следует периодически обращаться
к предметной аппликации, предлагая для
изображения различные игрушки: самолет,
ракета, машина, автобус, троллейбус, кораблик,
медведь, Чебурашка, неваляшка.
На освоение вырезывания одинаковых форм
из бумаги, сложенной гармошкой, можно
подобрать самые различные предметные
изображения: веточка с листьями, цветы,
елочные бусы, елочные игрушки, забавные
игрушки.
Особенно
широко используется прием парного вырезывания
в декоративной аппликации, где детям
требуется много одинаковых элементов.
Поэтому в течение года можно предлагать
детям украшать узорами и полосу (шарфик,
полотенце, дорожка), и квадрат (ковер,
платок, салфетка, скатерть), и круг (тарелочка,
поднос, круглый коврик, салфетка), и треугольник
(косынка, петрушкин колпак). Кроме того,
они могут украшать готовые силуэты (фартучек,
зонтик, чайник, шапочка и др.).
Обучая детей вырезыванию симметричных
фигур, следует подбирать изображения
симметричной формы: вазы, груша, бабочка,
мотылек, петрушка, елка, куколка, матрешка,
кукольные платья и другая одежда.
Помимо
предметной и декоративной аппликации,
необходимо предлагать сюжетную и пейзажную:
встреча зайчика с колобком, зима, избушка
в снегу, девочка идет с флажком, дом, украшенный
к празднику, птички на ветке, расцвели
желтые одуванчики и др.
В старшей
группе дети выполняют различные работы
по замыслу. На основе имеющихся знаний,
умений и навыков они учатся самостоятельно
решать ту или иную тему. К новогоднему
празднику, например, можно предложить
придумать и выполнить украшения для елки,
зала, группы. К различным праздникам сделать
поздравительные открытки. На таких занятиях
непременно следует сказать детям, чтобы
они изображали то, что особенно запомнилось,
что произвело сильное впечатление.
На занятиях
и в повседневной жизни дети могут выполнять
коллективные работы разнообразного содержания:
большой красивый ковер с цветами и сказочными
птицами, витрина с вазами, любимые игрушки,
машины едут по дороге, птицы прилетели,
рыбки плавают, лесная полянка и т. д.
4.3 Методы и приемы
обучения.
Как и прежде,
нужно уделять большое внимание в повседневной
жизни обследованию предметов, которые
предстоит изобразить, рассматриванию
иллюстративного материала, наблюдениям
окружающего.
На занятиях важное место отводится восприятию
и анализу предметов. Но если в предыдущей
группе воспитатель активизировал детей
вопросами, то теперь необходимо предоставлять
больше самостоятельности самим детям.
Можно предлагать детям план для анализа
предмета или спрашивать, о чем нужно рассказать,
рассматривая предмет.
В случае затруднений воспитатель может
спросить, что упущено в процессе анализа
предмета. В этой возрастной группе нужно
больше внимания обращать на сравнение
признаков и качеств предметов, учить
детей видеть различия в величине, пропорциях,
продолжать совершенствовать формообразующие
движения. Рассматривая с детьми произведения
декоративно-прикладного искусства, необходимо
учить замечать красоту цветосочетаний,
гармонию форм, выразительность композиции.
К использованию образцов
в старшей группе воспитатель прибегает
в отдельных случаях, когда нужно показать
детям конечный результат новой, сложной
работы. Например, воспитатель показывает
образцы с изображением ваз, обращая внимание
на симметричную форму (одна половина
вазы очень похожа на другую, она отражается
как в зеркале). Можно использовать вариативные
образцы.
Демонстрировать
приемы вырезывания на каждом занятии
не следует. Необходимо чаще опираться
на опыт самих детей, привлекая некоторых
из них к показу наиболее трудных моментов
работы, к объяснению того, как нужно выполнить
аппликацию, какой использовать прием
вырезывания. В тех случаях, когда вводится
новый прием вырезывания, показ этапов
и способов работы осуществляется самим
воспитателем. Например, вводится вырезывание
одинаковых предметов из бумаги, сложенной
гармошкой. Воспитатель показывает, как
нужно сложить бумагу, как вырезать какую-либо
знакомую форму, и после этого получается
сразу несколько одинаковых фигур.
Труднее всего
дети усваивают вырезывание симметричных
форм, так как им сложно представить конечный
результат. В таком случае использование
показа приемов работы бесспорно. Целесообразно,
обучая детей этому приему, прибегать
к тренировочному действию, а в некоторых
случаях использовать «прорисовку» пальцем
линии контура на листе бумаги, сложенном
пополам. Постепенно овладевая понятием
«половина предмета», дети переходят к
сознательному использованию этого приема.
Во время обследования предмета симметричной
формы важно акцентировать внимание детей
на обведении половины его контура, закрывая
другую половину листом бумаги.
К показу приемов
работы воспитатель обращается не только
с введением нового приема работы ножницами,
но и с введением нового способа изображения.
Например, в старшей группе вводится способ
изготовления аппликаций методом обрывания
бумаги, который используется для изображения
предметов неровной пушистой фактуры,
некоторых пейзажей, декоративных работ.
Осуществляя показ приемов работы, воспитатель
подчеркивает, что аппликация выполняется
без ножниц, одними лишь пальцами рук.
Левая рука держит бумажную заготовку,
а правая — большим и указательным- пальцами
обрывает бумагу по задуманной линии.
Этот способ вызывает у детей большой
интерес, и они с удовольствием учатся
выполнять им аппликации.
Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель
должен чаще задавать им вопросы не только
о том, как вырезать предмет той или иной
формы, но и получить выразительную аппликацию:
найти удачную композицию, передать несложное
движение путем изменения положения отдельных
частей, подобрать подходящую бумагу.
В этой группе нужно чаще давать детям
возможность самим выбрать цвет бумаги,
а для этого не ограничивать ее цвета при
подготовке материалов.
Воспитатель
использует словесные методы обучения,
так как дети имеют уже достаточный опыт
изготовления аппликаций. Помимо вопросов,
указаний и напоминаний, воспитатель применяет
советы, направленные на развитие творческой
активности детей. Например, для выполнения
декоративной аппликации воспитатель
советует детям сначала подобрать наиболее
подходящие цвета бумаги, подумать, какими
элементами украсить работу, как их вырезать
и расположить, чтобы было красиво.
Воспитатель
меньше опекает детей, больше стимулирует
их индивидуальные творческие возможности,
развивает самостоятельность. Не торопясь
с подсказкой, педагог старается косвенно
подвести ребенка к правильному решению.
Например, ребенок срезал у полоски углы
— получились неодинаковые, косые срезы
у крыши. Это огорчает его, Воспитатель
предлагает подумать, как можно получить
сразу два одинаковых угла. Только в случае
необходимости подсказать прием работы:
сложить полоску пополам, не делая линию
сгиба, и срезать угол — получится с двух
сторон одинаково.
Анализ аппликаций
необходимо проводить при активном участии
детей. Как и прежде, нужно обращать внимание
детей на выразительность работ, изобразительные
особенности, на качество вырезывания,
предъявляя более высокие требования
в сравнении со средней группой. Нужно
учить детей критически оценивать свою
аппликацию, сравнивать ее с другими. Например,
детям предлагается самим решить, красивая
ли у каждого получилась работа, удачно
ли подобрана по цвету бумага, аккуратно
ли вырезаны элементы, интересно ли расположены
и т. д.
Подумав, дети должны самостоятельно положить
свою аппликацию на стол с красным флажком
(если она отвечает тем требованиям, о
которых говорил воспитатель) или на стол
с синим флажком (если, по мнению самого
ребенка, есть ошибки и мало красоты). Разбирая
затем одну и другую группу работ, дети
коллективно выясняют, правильной ли была
самооценка. К подведению итогов занятия
также нужно привлекать самих детей, обучая
их умению видеть общие удачи, находки
и ошибки.
- Структура
занятий по аппликации
в старшей группе.
Процесс занятия делиться на три части:
вступительная часть – указания воспитателя,
беседа с детьми; руководство процессом
выполнения работы; заключительная часть
– просмотр и оценка детских работ.
Первая часть занятия должна
быть заранее продумана и отработана.
Структура этой части занятия
примерно такова:
- сообщение
содержания предстоящей работы,
создание интереса и эмоционального
настроя;
- анализ
образца. Напоминание о виденном
ранее, чтение текста, беседа с
детьми;
- конкретные
указания к выполнению работы.
Активное участие детей в пояснениях
и показе приемов выполнения.
Первые слова, с которыми воспитатель
обращается к детям, должны
быть эмоциональными, заинтересовать
детей предстоящей работой, создавать
живой образ того, что дети
будут делать. В старшей группе разговор
следует вести в более деловом и серьезном
тоне, но не забывать о выразительности
интонации.
Затем проводится анализ образца.
Воспитатель задает вопросы –
дети отвечают. Плохо, когда воспитатель
все объясняет и рассказывает
сам. Объяснять самому следует
только то, что ново или трудно
для детей; если же можно
опереться на предыдущий опыт
детей, то следует обратиться
к их памяти и сообразительности,
задавая вопросы, вызывая на
высказывания, замечания. Если необходимо,
воспитатель дает дополнительные
пояснения. Конкретные указания
о способах выполнения работы,
установление последовательности
особенно важны. В этом дети
также должны принимать активное участие
– отвечать на вопросы, припоминать усвоенные
ранее умения. Перед тем как приступить
к работе, дети должны хорошо уяснить,
с чего им следует начинать и как действовать.
Эти указания дает им воспитатель.
Вторая часть занятия – руководство
процессом выполнения работы. В
процессе выполнения детьми самой
работы воспитатель должен руководить
занятием в целом, а также
уделять внимание отдельным деталям,
не упуская ни того, ни другого.
При необходимости оказывать
индивидуальную помощь при каких-либо
затруднениях.
Заключительная часть анализа
– просмотр и оценка детских
работ детьми и воспитателем.
В большинстве случаев она
носит характер развернутого анализа,
на котором должны быть представлены работы
всех детей. Анализ детских работ проводится
тотчас же после окончания занятия или
после прогулки.
В первом случае между процессом работы
и анализом необходим небольшой перерыв,
чтобы дать физическую разминку детям.
Целесообразно проводить анализ
после того, как дети уберут
свои рабочие места. Очень активно
и плодотворно анализ проходит
после прогулки; занимает он всего
5-7 минут, что не нарушает общего
режима детской жизни.
Вопросы, задаваемые воспитателем
при анализе, должны быть разнообразными.
Нельзя все сводить к единственному
вопросу «правильно или неправильно».
Во всех случаях следует обращать
внимание детей на эстетические
качества работы.
После ответов детей на вопросы
и их самостоятельных высказываний
заключительные слова говорит
воспитатель. Он дает общую оценку занятию,
выделяя в отдельных работах то, что он
считает в данный момент важным. Этим подводится
итог занятию.
Время
проведения занятия |
Тема
занятия |
Программные
задачи |
Материал
|
Подготовка
к занятию |
Приемы
обучения |
Сентябрь
|
Красивый узор
(по замыслу) |
Закреплять
приемы вырезания геометрических элементов
и составления узоров, сочетая
по цвету, композиции (самостоятельно,
творчески) |
Разноцветная
бумага. Белый фон. Геометрические заготовки
(круги, квадраты, полоски) |
Рассмотреть орнаментированные
предметы. Выделить особенности их
украшения |
Инструкция
о выполнении узора. Поощрение самостоятельности,
творческих поисков детей |
Сентябрь
|
Фрукты |
Учить передавать
форму и цвет апельсина, сливы, дыни,
арбуза, попарно сопоставляя их по
величине и цвету (на выбор) |
Заготовки соответствующих
цветов. Белый фон |
Обследование
основных свойств фруктов |
Закрепление приемов
вырезания круга и овала из
квадрата и прямоугольника |
Сентябрь
|
Овощи (с натуры)
|
Учить вырезать
реальную форму огурца, моркови, свеклы
и т. д. с ботвой и листьями |
Заготовка цветной
бумаги. Белый фон |
Обследовать основные
свойства овощей |
Показ приемов
вырезания предметов, имеющих характерные
признаки |
Сентябрь
|
Грузовик
|
Учить передавать
форму, расположение основных частей;
аккуратно наклеивать. Предоставлять
возможность выбрать цвет бумаги
|
Полоски разного
цвета. Голубой фон |
Рассмотреть грузовики
разных марок. Выделить основные конструктивные
части, их форму, цвет |
Закрепление последовательности
вырезания и наклеивания фигур
|
Октябрь
|
Грузовики везут
урожай овощей и фруктов (коллективная
работа) |
Учить определять
содержание аппликации, совместно и
творчески выполнять его, устанавливая
взаимосвязи между разными предметами;
радоваться результатам коллективной
деятельности |
Голубой фон, полоски
цветной бумаги разной величины
|
Провести беседу
об уборке урожая в колхозах и совхозах.
Использовать иллюстрации |
Объяснение
задания. Помощь в распределении
работы. Активизация самостоятельности
детей |
Октябрь
|
Украсим узором
фартук |
Формировать умение
украшать силуэты фартуков элементами
геометрического узора с использованием
мотивов народного орнамента (на
выбор); красиво сочетать цвета, использовать
разное расположение узора |
Фон: силуэты
белого, красного и других цветов. Полоски
бумаги разной окраски для узора
|
Организовать
выставки изделий, выполненных народными
мастерами. Рассмотреть узоры
|
Показ вариантов
украшения фартуков геометрическими
узорами. Поощрение творчества детей
|
Октябрь
|
Автобус |
Учить вырезать
основные части силуэта автобуса;
передавать их величинные и цветовые
отношения |
Полоски разного
цвета. Белый фон |
Рассмотреть автобус,
сравнить с грузовиком |
Закрепление приемов
вырезания частей и последовательности
их наклеивания |
Октябрь
|
Многоэтажный
дом |
Учить передавать
строение и части дома современной
архитектуры путем сочетания
прямоугольников разной величины и
цвета |
Полоски разного
цвета и величины |
На прогулке
рассмотреть особенности домов,
их строения, различия по высоте, элементам
украшения |
Показ приемов
выполнения аппликации. Активизация
детей, опора на их прошлый опыт,
уровень знаний и умений |
Ноябрь
|
Праздничная гирлянда
из листьев (коллективно) |
Учить вырезать
осенние листья из прямоугольника путем
складывания его пополам, держа
за сгиб. Формировать умение из отдельных
красочных листьев составлять гирлянду
для украшения зала |
Полоски желтого,
красного, оранжевого, зеленого цветов
|
Организовать
беседу о празднике Октября. Прочесть
стихотворения о празднике
|
Показ приема вырезания
симметричных форм листьев. Закрепление
приемов последовательного складывания
и вырезания из бумаги |
Ноябрь
|
Букет из листьев
в вазе (с натуры) |
Закреплять
прием вырезания листьев и
вазы путем сгибания заготовки бумаги
пополам. Составлять красивый букет, используя
сочетания ярких форм, с синим
фоном |
Разноцветные
полоски и прямоугольник для
вазы. Синий фон |
Рассмотреть букет,
составленный из осенних листьев
|
Закрепление приема
вырезания листьев. Подведение детей
к использованию того же приема для
изображения вазы, видоизменив конфигурацию
предмета |
Ноябрь
|
Улица (коллективно)
|
Закреплять
умение изображать многоэтажные дома,
виды городского транспорта и размещать
силуэты на плоскости. Уметь договариваться
о содержании и последовательности
выполнения задания |
Разноцветная
бумага для изображения аппликаций
и оформления фона |
Организовать
прогулку по улице; рассмотреть дома,
стоящие в ряд, разные виды транспорта
|
Инструкция
о порядке выполнения задания, помощь
в его распределении, подборе
материала |
Декабрь
|
Веселые неваляшки
|
Учить более
точно вырезать круги, соизмерять их
по величине, сочетать по цвету для
передачи выразительного образа игрушки
|
Цветные полоски.
Белый фон. Куклы-неваляшки |
Организовать
игры с неваляшками (оставить их в
игровом уголке) |
Обследование
игрушек, разъяснение приемов выполнения
выбранной игрушки |
Декабрь
|
Сказочный дом
в лесу между елками |
Учить творчески
воплощать тему. Обучать умению вырезать
елочки приемом складывания заготовки
пополам; свободно размещать вырезанные
фигуры на листе, сочетая их по цвету
|
Цветная бумага.
Синий фон |
Рассмотреть иллюстрации,
где изображены разные варианты сказочных
домов в зимнем убранстве
|
Показ приема вырезания
елочек при складывании прямоугольника
пополам. Поощрение творческих проявлений
детей |
Декабрь
|
Варежки для
Снегурочки |
Учить вырезать
различные элементы узора и украшать
ими силуэты варежек, вырезанных
из разноцветной бумаги. Развивать
творчество |
Полоски цветной
бумаги. Силуэты варежек |
Принести и
рассмотреть цветные варежки, украшенные
красочными узорами |
Предложение самостоятельно
украсить силуэты варежек, красиво
подбирая формы и цвета элементов.
Поощрение творческих поисков и
результата |
Декабрь
|
Нарядная елка
|
Учить вырезать
елку и украшения для нее (шары,
гирлянды, зверюшек), используя знакомые
приемы. Обучать созданию яркого и
нарядного украшения. Формировать
радостное ожидание праздника
|
Зеленый прямоугольник
для елки. Обрезки цветной бумаги
|
Украсить на
участке елку разноцветными игрушками,
флажками |
Закрепление приема
вырезания елки. Активизация творчества
детей в процессе ее украшения. Поощрение
удачных работ, отбор образцов для
выставки |
Январь
|
Снегурочка
|
Учить передавать
выразительный образ Снегурочки
(в длинной шубке с воротником,
шапке, варежках) на основе соединения
отдельных деталей, вырезанных знакомыми
приемами |
Цветная бумага.
Голубой фон. Кукла Снегурочка
|
Вспомнить стихотворения
о зиме, елке. Рассмотреть игрушку
Снегурочку |
Предложение вспомнить
о празднике в детском саду,
гостях, которые пришли из леса (Дед
Мороз, Снегурочка). Показ приемов
вырезания, свободный выбор цвета
бумаги |
Январь
|
Веселый хоровод
|
Закреплять
умения детей вырезать предметы симметричной
формы приемом складывания пополам
по типу гармошки. Формировать творческие
способности дошкольников в процессе
декоративного украшения образцов
|
Полоски цветной
бумаги. Разноцветные обрезки |
Организовать
хороводные игры детей: "Ходит Ваня"
и др. |
Напоминание приемов
складывания заготовки для вырезания
хоровода матрешек или петрушек (на
выбор). Поощрение творческих находок
в оформлении аппликации. Использование
лучших работ для украшения участка
|
Январь
|
Снегирь |
Учить вырезать
части птицы и объединять их, соотнося
по величине, окраске для создания яркого
образа. Воспитывать заботливое отношение
к птицам |
Бумага соответствующих
цветов и форм |
Наблюдать за снегирем.
Выделить части тела птицы, их форму, окраску,
расположение |
Соблюдение
формы и расположения частей в силуэте
снегиря, выбор бумаги для вырезания. Показ
приемов изображения. Анализ правильности
выполнения задания. Активизация детей
|
Февраль
|
Зимующие в
парке птицы (коллективная работа)
|
Учить создавать
композицию с птицами, согласовывая
коллективные действия детей при
выполнении задания; вырезать разновидности
птиц, варьируя их форму, окраску оперения
(снегирь, воробей, синичка и др.).
Прививать чувство удовлетворения
от результата совместной деятельности
|
Цветная бумага
разной формы. Общая основа для аппликаций
(голубой, розовый тон) |
Сделать кормушку
для птиц и наблюдать за ними в
парке. Закрепить знание названий зимующих
птиц, их отличительных особенностей
|
Предложение вспомнить
последовательность вырезания форм
для снегиря и передача на этой
основе образа синички и других птиц.
Направление внимания на создание разных
композиций. Коллективное обсуждение
работ |
Февраль
|
Украшение чашки
с блюдцем |
Вырезать элементы
растительного узора и украшать
ими силуэты чашки и блюдца,
гармонично подбирая формы и цвета
|
Разноцветная
бумага. Белые силуэты чашки и
блюдца |
Рассмотреть особенности
украшения нескольких пар чашек
с блюдцами |
Закрепление приемов
вырезания цветов, листьев, их комбинаций
в узоре. Поощрение детской самостоятельности
и творчества |
Февраль
|
Любимая кукла
|
Учить вырезать
и наклеивать в определенном порядке
основные части силуэта куклы, пользуясь
приемами симметричного вырезания.
Дать возможность сварьировать цвет
одежды и элементы украшения (бант,
воротник и т. д.) |
Бумажные заготовки
разного цвета и формы. Куклы
|
Нарядить кукол
в новые красивые платья, рассмотреть
их строение, соотношение частей
|
Внесение кукол
в нарядных платьях, закрепление
представления об их строении, особенностях
изображения. Выбор вариантов для
исполнения |
Февраль
|
Зимняя картинка
(по замыслу) |
Закреплять
умения детей в изображении несложной
композиции на зимнюю тему. Учить выбирать
ее и реализовывать в аппликации самостоятельно
и творчески |
Разноцветная
бумага. Голубой,синий, розовый фон
|
Закрепить в
беседе представления о зимних явлениях,
рассмотреть иллюстрации |
Предложение выбрать
содержание. Закрепление приемов изображения.
Активизация творческих поисков. Анализ
результатов. Организация выставки
|
Март
|
Самые красивые
цветы — маме |
Вырезать круги
разного цвета, размера и составлять
из них красивые цветочные композиции
(на выбор). Воспитывать любовь и
уважение к матери |
Разноцветные
полоски. Белый, голубой, розовый, желтый
фон (на выбор) |
Выучить стихи
о маме, о празднике 8 Марта. Формировать
желание сделать подарок для
мамы |
Рассматривание
веток с цветами. Показ приемов
вырезания и составления из кругов
розы, анютиных глазок и других цветков
|
Март
|
Герои мультфильмов
|
Учить вырезать
и составлять композиции по содержанию
знакомых мультфильмов (Винни-Пух, Крокодил
Гена и др.). Развивать творческое
отношение к работе, ее содержанию
|
Заготовки бумаги
разного цвета. Цветной фон (на выбор)
|
Организовать
беседу об интересных мультфильмах и
их главных героях (их поступках, особенностях
внешности) |
Предложение вспомнить
знакомых героев мультфильмов, характерные
особенности их внешности. Показ
приемов их симметричного вырезания.
Поощрение положительных результатов
работы |
Март
|
Ветка вербы (с
натуры) |
Учить более
точно передавать особенности натуры,
используя приемы обрывной аппликации
для создания выразительного образа
пушистой ветки |
Заготовки (мягкой)
цветной бумаги. Серый, голубой, розовый
фон |
Рассмотреть ветку
вербы с пушистыми почками, выделить
их форму, цвет, расположение на ветке
|
Показ приемов
обрывания контура бумаги для
силуэтов почек (чтобы они получились
мягкими, пушистыми). Наклеивание их
в три слоя в соответствии с
натурой. Сравнение с образцом
|
Апрель
|
Узор из тюльпанов
|
Учить вырезать
цветы и листья тюльпанов и
составлять из них узор на круге, квадрате,
полосе (на выбор), красиво сочетая
и чередуя формы, цвета. Развивать
художественный вкус детей |
Красные, желтые,
зеленые заготовки бумаги. Белый,
желтый фон |
Принести букет
тюльпанов, рассмотреть форму цветов
и листьев. Полюбоваться их красотой
|
Закрепление приемов
симметричного вырезания и способов
построения орнамента на плоскости
геометрических фигур в разных вариантах
|
Апрель
|
Космический корабль
летит к звездам |
Учить вырезать
космический корабль, складывая
прямоугольник пополам; украшать его
иллюминаторами и другими деталями,
помещая среди небесных светил
|
Оранжевый прямоугольник.
Обрезки синей, желтой, зеленой бумаги.
Синий фон |
Провести беседу
о космических полетах, космонавтах.
Составить альбом и поместить
в уголке книги |
Показ приема вырезания
космического корабля. Поощрение творчества
детей при создании композиции
|
Апрель
|
Игрушки-зверюшки
|
Учить вырезать
основные части игрушки, передавая
форму, расположение частей, их относительную
величину в обобщенной форме красочно
и ярко (лиса, белка, заяц, медведь - на
выбор) |
Заготовки цветной
бумаги. Белый, голубой, красный, зеленый
фон (на выбор) |
Разместить
игрушки в игровом уголке. Предложить
поиграть с ними, обследовать их
строение, характерные особенности,
форму и т. д. |
Предложение выбрать
игрушку для выполнения в аппликации.
Закрепление приемов вырезания
и наклеивания фигур. Выставка работ
|
Май
|
Праздничное панно
(по замыслу, коллективно) |
Учить определять
содержание аппликации для отражения
праздника 1 Мая (праздничный салют
над Кремлем, праздничную улицу,
хоровод кукол в национальных
костюмах и т. д.) |
Цветная бумага,
однотонный цветной фон (на выбор)
|
Провести прогулку
по празднично украшенным улицам. Рассмотреть
иллюстрации. Прочитать стихотворения
|
Помочь детям
в выборе интересного содержания
и воплощении его в аппликации.
Активизация творчества каждого
ребенка |
Май
|
Венок к обелиску
Славы |
Закреплять
умение детей вырезать цветы и
листья путем складывания заготовки
пополам (тюльпаны, ландыши и др.)
и составлять из них узорную композицию
в виде венка |
Заготовки красной,
белой, зеленой бумаги. Черный фон
круглой формы |
Провести беседу
о празднике Победы, о подвиге
героев. Возложить цветы к обелиску
Славы. Формировать уважение к героям,
ветеранам войны |
Предложение вырезать
цветы и составить из них венок
в честь праздника Победы, в
память о героях войны |
Май
|
Бабочка (Сказочная
птица) |
Учить вырезать
бабочку приемом сгибания прямоугольной
бумаги пополам, дополнительно наклеивать
украшения на крылья, усы и т. д.; выбирать
цвета бумаги и красиво сочетать их
|
Разноцветные
прямоугольники. Обрезки цветной
бумаги. Белый, голубой фон |
Рассмотреть иллюстрации
с разновидностями бабочек. Выделить
и запомнить их особенности по
окраске крыльев, количеству декоративных
элементов |
Обращение внимания
детей на использование приема симметричного
вырезания. Развитие художественного
вкуса при оформлении аппликации |
Май
|
Девочка на лугу
(коллективная работа) |
Учить вырезать
и наклеивать силуэт девочки из отдельных
частей, помещать его среди цветов,
трав и бабочек. Формировать умение
передавать соотношения по величине,
цвету, расположению на основе |
Цветная бумага
разной величины и формы для вырезания.
Голубой фон с зеленой полосой
|
Организовать
экскурсию на луг или рассмотреть
картины, иллюстрации. Выделить приемы
расположения, сочетания предметов
по цвету, величине |
Закрепление приема
вырезания фигур, их расположения на
основе в виде красочного панно. Анализ
работы |
|
Используемая
литература.
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному
искусству. Интеграция художественного
и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация
общего образования).
2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие
для учащихся пед. училищ по специальности
№ 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010
«Воспитание в дошкольных учреждениях».
- М.: Просвещение, 1997.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность
дошкольников: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 1998.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника
в изобразительной деятельности: Учебное
пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений. - М.: 1999.
5. Квач Н.В. Развитие образного мышления
и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений.
- М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы
изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельности
детей: Лаб. практикум: Учебное пособие
для студентов пед. Институтов по специальности
№ 2110 «Педагогика и психология» (дошк.)
- М.: Просвещение, 1987.
10. Методические
рекомендации к «Программе воспитания
и обучения в детском саду» (сост.
Васильева) - М.: Просвещение, 2004г.
11. "Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию", под
ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979
г.
12. Программа воспитания и обучения «Радуга».
/ Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993.
13. Эстетическое воспитание и развитие
детей дошкольного возраста: Учебное пособие
для студентов высших педагогических
учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г.
Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А.
Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский
центр «Академия», 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ.