Анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
Проанализировать основные положения научных разработок теории нравственно-эстетического воспитания личности.
Рассмотреть эстетический компонент образовательной среды дошкольного учреждения.
Определить условия эффективного эстетического воздействия образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.

Содержание

Введение 2
1. Характеристика содержания понятия «образовательная среда» 3
2. Эстетика образовательной среды дошкольного учреждения 5
3. Влияние эстетики образовательной среды дошкольного учреждения на развитие творческой активности детей 9
Заключение 13
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

Влияние эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие детей.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с материальным ее оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни».14

     По  мнению Р. Чумичевой, среда образовательного учреждения строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном.

     Первый  пласт – вещный материализованный. Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста. Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.

     Второй  – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении  педагога с ребенком, ребенка с  искусством. По мнению Р.М. Чумичевой на этом уровне происходит взаимопроникновение произведений «взрослого» искусства и предметов, вещей, образов, знаков, символов, элементов как средств коммуникации, воплощающих в себе и эстетические, и социальные отношения, помогающие ребенку осуществлять раскодирование различных видов искусств, языка искусств и знаков – средств общения, конструируемых и изменяемых самостоятельно ребенком или в сотворчестве со взрослыми или сверстниками. Позиция воспитателя состоит в моделировании образовательной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.15

     Эстетические  представления характеризуют общую  жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей. Уверенно можно сказать, что дети дошкольного возраста неравнодушны к красоте, они замечают ее проявления и обозначают словом «красивое». Но отношения ребенка со средой не имеют той тонкости и многообразия, как у взрослых. Его опыт гораздо беднее. Поэтому у ребенка представления о красоте неадекватны, своеобразны. Это явление объясняет и Л.С. Выготский в психологическом очерке «Воображение и творчество в детском возрасте».

     Психологически  ребенок готов понять красоту  как таковую. Но это произойдет при соответствующем общении со взрослым. Опыт показывает, что к ребенку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает.

     Методика  формирования представлений о красоте  посредством искусства включает: художественное наблюдение в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи; знакомство с искусством через рассказ воспитателя, беседы, художественно-дидактической игры; развитие художественных ассоциаций; активизация желания общаться по поводу красоты на вербальном (беседа) и невербальном (творчество) уровнях.16

     Следует отметить, что художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта), разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т.п.). Р.М. Чумичева утверждает, что эффект образовательной среды зависит не столько от условий, сколько в большей мере от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и эстетическое развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.17

     Знакомство  с искусством, его восприятие оказывают  влияние на все аспекты духовной жизни ребенка. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора, формированию представлений об искусстве, художниках, средствах художественной выразительности разных видов искусства.

     В созданной художественно-эстетической среде разворачивается поэтапный  процесс комплексного развития личности, который предполагает:

  • формирование и развитие способности художественного мироощущения;
  • введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами;
  • самовыражение в изобразительной деятельности;
  • воспитание художественного вкуса, развитие музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

     Таким образом, эстетически организованная образовательная среда способна быть воспитывающей, создавать условия  для развития творческого потенциала личности, обеспечивать удовлетворение эстетических и художественных запросов.18 
 

 

Заключение

     Проблеме  эстетического воспитания и развития личности, формирования ее духовности посвящено достаточно большое количество педагогических и психологических  исследований. Эстетическое воспитание детей должно осуществляться путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания.19 Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.20

     Человек не рождается с готовыми эстетическими  потребностями, вкусами, идеалами, он все  это приобретает, живя в определенной обстановке, общаясь с другими  людьми. Создание эстетически организованной образовательной среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в своей деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).21  

 

Список использованных источников 

  1. Байер О., Погрибняк Н.. Социокультурная пространственно-предметная среда и ее влияние на художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста. №3(29). 2010.
  2. Ветлугина Н.А. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.. 1978.
  3. Городецкая Ю.А.. Проблемы эстетического воспитания школьников в условиях развития отечественной педагогической системы// Высшее образование сегодня. №3. 2008.
  4. Детский сад. Книга для заведующих/ под ред. Л.П.Тарасовой. - М.. 1982.
  5. Дронова О.. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. №6. 1996
  6. Евтушенко И.Н.. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и ее диагностика// Начальная школа плюс до и после. №4. 2008.
  7. Иванова Е.. Воспитание и развитие в дошкольном возрасте. – Тарту. 2009.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика. – И.: Академия. 2000.
  9. Компанцева Л. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре/ Л. Компанцева// Детский сад от А до Я. №4. 2005.
  10. Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб. науч. тр./ Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. – Мн.: НИО. 2002
  11. Цквитария Т.А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы/ автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Ростов-на-Дону. 2008.
  12. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка/ Р.М. Чумичева// Детский сад от А до Я. №4. 2005.
  13. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение. 1985.
  14. Кузьмина Р.И.. Эстетическое воспитание в контексте потенциальной одаренности школьника// [Электронный ресурс] http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/texts.html

Информация о работе Анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников