Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:36, реферат
Целью работы является анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
Проанализировать основные положения научных разработок теории нравственно-эстетического воспитания личности.
Рассмотреть эстетический компонент образовательной среды дошкольного учреждения.
Определить условия эффективного эстетического воздействия образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.
Введение 2
1. Характеристика содержания понятия «образовательная среда» 3
2. Эстетика образовательной среды дошкольного учреждения 5
3. Влияние эстетики образовательной среды дошкольного учреждения на развитие творческой активности детей 9
Заключение 13
Список использованных источников 15
Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с материальным ее оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни».14
По мнению Р. Чумичевой, среда образовательного учреждения строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном.
Первый пласт – вещный материализованный. Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста. Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.
Второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении педагога с ребенком, ребенка с искусством. По мнению Р.М. Чумичевой на этом уровне происходит взаимопроникновение произведений «взрослого» искусства и предметов, вещей, образов, знаков, символов, элементов как средств коммуникации, воплощающих в себе и эстетические, и социальные отношения, помогающие ребенку осуществлять раскодирование различных видов искусств, языка искусств и знаков – средств общения, конструируемых и изменяемых самостоятельно ребенком или в сотворчестве со взрослыми или сверстниками. Позиция воспитателя состоит в моделировании образовательной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.15
Эстетические
представления характеризуют
Психологически ребенок готов понять красоту как таковую. Но это произойдет при соответствующем общении со взрослым. Опыт показывает, что к ребенку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает.
Методика формирования представлений о красоте посредством искусства включает: художественное наблюдение в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в живописи; знакомство с искусством через рассказ воспитателя, беседы, художественно-дидактической игры; развитие художественных ассоциаций; активизация желания общаться по поводу красоты на вербальном (беседа) и невербальном (творчество) уровнях.16
Следует
отметить, что художественно-эстетическая
среда позволяет ребенку
Знакомство с искусством, его восприятие оказывают влияние на все аспекты духовной жизни ребенка. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора, формированию представлений об искусстве, художниках, средствах художественной выразительности разных видов искусства.
В
созданной художественно-
Таким
образом, эстетически организованная
образовательная среда способна
быть воспитывающей, создавать условия
для развития творческого потенциала
личности, обеспечивать удовлетворение
эстетических и художественных запросов.18
Заключение
Проблеме эстетического воспитания и развития личности, формирования ее духовности посвящено достаточно большое количество педагогических и психологических исследований. Эстетическое воспитание детей должно осуществляться путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания.19 Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.20
Человек
не рождается с готовыми эстетическими
потребностями, вкусами, идеалами, он все
это приобретает, живя в определенной
обстановке, общаясь с другими
людьми. Создание эстетически организованной
образовательной среды в дошкольном учебном
заведении обеспечивает ребенку: чувство
психологической защищенности, доверия
к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое
развитие; возможности самовыражения,
саморазвития в своей деятельности; социальную
адаптированность (гармонизацию отношений
с социумом).21
Список использованных
источников