Анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
Проанализировать основные положения научных разработок теории нравственно-эстетического воспитания личности.
Рассмотреть эстетический компонент образовательной среды дошкольного учреждения.
Определить условия эффективного эстетического воздействия образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.

Содержание

Введение 2
1. Характеристика содержания понятия «образовательная среда» 3
2. Эстетика образовательной среды дошкольного учреждения 5
3. Влияние эстетики образовательной среды дошкольного учреждения на развитие творческой активности детей 9
Заключение 13
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

Влияние эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие детей.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

     Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического, так как в его основе лежит развитие эстетического восприятия, развитие эмоционально-чувственного отношения к действительности, являющихся составной частью познания мира. Исследователи (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, М.Ю. Кистяковская, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин) утверждают, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка.1

     Целью работы является анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.

     Достижение  указанной цели потребовало решения  следующих задач:

  1. Проанализировать основные положения научных разработок теории нравственно-эстетического воспитания личности.
  2. Рассмотреть эстетический компонент образовательной среды дошкольного учреждения.
  3. Определить условия эффективного эстетического воздействия образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников.
  4.  
  5. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста

     Эстетическое  воспитание определяют как целенаправленный процесс формирования творческой активности личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, жить и творить «по законам красоты». Из данного определения не трудно заметить особенности эстетического воспитания.

     Во-первых, эстетическое присутствует во всех видах  воспитания, и любое воспитание по своей природе эстетично.

     Во-вторых, связь эстетического воспитания с одаренностью осуществляется через креативность, проявление которой возможно в любой деятельности человека, и поэтому эстетическое воспитание многозначно.

     В-третьих, эстетическое чувство связано непосредственно  со всеми проявлениями жизни.2

     Дети  в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в  окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Это  дает основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.3 Эстетическое чувство у дошкольника (отзывчивость на прекрасное, безобразное, смешное и др.) развивается посредством эмоционального восприятия мира. Все, от чего он получает яркие впечатления и наслаждение, развивает его эстетически.

     Эстетическое  воспитание в дошкольном детстве  имеет две цели. С одной стороны, оно выступает как средство формирования чувствительности через зону ближнего развития – первую природу (природа, быт, игра). С другой, подготавливает базу для развития форм эстетического сознания – эстетического чувства, эстетического вкуса и эстетического идеала.4 Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

     1. Формирование эстетического отношения детей к окружающему.

  • развивать умение увидеть и прочувствовать красоту природы, поступков, искусства, понимать прекрасное.
  • Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

     2.  Развитие художественных умений в различных областях искусства.

  • Обучение детей рисованию, лепке, конструированию.
  • Пению, движениям под музыку.
  • Развитие словесного творчества.5

     Методы  эстетического воспитания очень  разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.6

 

2. Эстетический компонент образовательной среды дошкольного учреждения

     В настоящее время остро встает проблема построения образовательной  среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

     Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

     Характеризуя  образовательную среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения:

  1. организации (предметно-пространственная);
  2. осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая);
  3. содержания (программы, методы, формы работы и др.).7

     Эстетика  в образовательной среде дошкольного  учреждения проявляется в предметной среде детей, во внешнем и внутреннем облике воспитателя, в воспитательном процессе, в педагогическом красноречии, в педагогическом такте и общении, в стиле поведения и деятельности воспитателя. Тем самым, педагог своей деятельностью, с одной стороны, преобразовывает среду обитания детей в дошкольных детских учреждениях, с другой – обеспечивает эстетику своего внешнего и внутреннего облика, а также эстетику воспитательного и учебного процессов, педагогическое красноречие, т.е. в  основных видах своей деятельности и при этом обеспечивает единство и многообразие нравственно-эстетического, проявляющихся в наличии педагогического такта как опорного нравственно-эстетического явления, в эстетике педагогического общения и таком стиле поведения и деятельности  педагога, в котором явственно проявляется его высокая нравственно-эстетическая культура.

     Предметно-пространственная часть среды формируется наполнением ее произведениями искусства, изобразительными материалами и оборудованием для занятий художественной практикой. «Эстетическая часть» среды обеспечивается позицией педагога, его профессионализмом и эстетической культурой, пониманием красоты и форм ее существования, компетентностью в области искусства и художественной деятельности, умением создать эмоциональный фон для развертывания изобразительной деятельности.

     Основная  задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.8 Поэтому и организовать пространственно-предметную среду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми степенями свободы не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития.

     Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

  • эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс;
  • целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус;
  • эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения;
  • важные качества обстановки детского сада — это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом;
  • эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, ее национальный, местный колорит.

     Эстетика детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства. Основные ее компоненты:

  • архитектурно-планировочная структура зданий, помещений и участка детского сада;
  • освещение и цветовая отделка помещений и участка; 
    комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств;
  • природа (живая и неживая) и озеленение;
  • произведения искусства в интерьере и на участке;
  • творческие работы воспитателей и детей.

     Значительную роль в развитии ребенка-дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству (картины, эстампы, скульптура, мелкая пластика, художественные фотографии). 
Особенно привлекательны для детей произведения декоративного искусства.

     Большая роль в развитии у детей эстетических чувств, представлений принадлежит природе. Однако использовать в целях эстетического воспитания ландшафтный интерьер может далеко не каждое детское учреждение, чаще встречается искусственное озеленение: аранжировки цветов, листьев, природного материала (спилы, кора, камень, ветки и т. д.) сочетают с мозаикой, витражами, металлом, текстилем.9

     Эстетика  воспитательного процесса проявляется на трех уровнях, из которых:

  1. первый  уровень - эстетика личного примера воспитателя,
  2. второй – эстетика собственно воспитательного процесса,
  3. третий – эстетика результата воспитательного процесса.

     Эта эстетическая триада воплощает гармонию и целостность, единство многообразия прекрасного и возвышенного в  педагогике, в особенности в педагогической деятельности. Эстетика воспитательного процесса проявляет себя в гуманной педагогике, наполненной любовью к детям, трепетным к ним отношением и осознанием своей миссии обеспечить им благополучное детство и плодотворное становление.10

     Умело подобранный воспитателем тематический материал познакомит детей  с творчеством разных писателей и поэтов, поможет сформировать у детей эстетическое восприятие индивидуальной манеры художников-иллюстраторов, будет содействовать более органическому переходу к другим видам деятельности – изобразительной, строительным играм, развлечениям.

     Существенное влияние на формирование эстетических вкусов детей оказывает изобразительная деятельность и музыка.11

     Эстетическое  воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в  зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

     К основным формам организации эстетического  воспитания дошкольников относятся: самостоятельная  художественная деятельность; учебные  занятия; экскурсии; театрализованные игры и игры-драматизации; праздники и развлечения.

     Дети  любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Очень часто такая  деятельность носит синтетический  характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.12

3. Влияние эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников

     Образовательная среда является своего рода катализатором  в процессе самореализации личности, способным ускорить или замедлить  этот процесс. Главным направлением развития воспитания в дошкольном учреждении является не просто наличие системы воспитательных мероприятий, но достижение ими целостности и эффективности, позволяющих раскрывать индивидуальность дошкольника. Можно говорить о тесной связи эстетического образования с процессами интеллектуального и нравственного становления ребенка. В целом, для дошкольного учреждения важно создание такой образовательной среды, которая позволит достичь эффективности эстетического образования во взаимодействии с другими направлениями развития личности ребенка.13

     Следует отметить, что Е.А. Флерина уже в одной из первых своих работ «Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях» излагает концептуальные положения о создании оптимальной среды для развития личности дошкольника. Разрабатывая содержание развивающей среды, Е.А. Флерина определяет ее структурные компоненты: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игрушки, изобразительные материалы и т.д.

Информация о работе Анализ влияния эстетики образовательной среды на эстетическое развитие дошкольников