Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа
Целью исследования является изучение активных методов обучения, их применение в процессе преподавания экономических дисциплин. Рассмотреть использование активных методов обучения экономики в учреждениях НПО.
Задача исследования: Изучить сущность и понятие активных методов, их классификацию. Рассмотреть применение активных методов обучения на занятиях учреждений НПО по экономике.
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении.
Наиболее
устоявшееся современное
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.
В литературе можно встретить деление методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод.
Именно активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают учащемуся раскрыться как личности
Активные методы обучения- методы обучения, позволяющие вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми [8, с. 28].
К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
Современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Но особое внимание уделяется, интерактивны методам — методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.
Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения учащимися своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды.
При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и дисциплинам. Соединение в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.
В профессиональном обучении активные методы могут применяться на тех занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.
Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:
освоение предметных знаний;
умение
применять эти знания на практике
(в контексте учебной
овладение междисциплинарными умениями;
коммуникативными умениями;
умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
умения
сотрудничать и работать в группах,
учиться и
Активная
мыслительная и практическая деятельность
обучаемых в учебном процессе
является важным фактором повышения
эффективности усвоения и практического
освоения изучаемого материала на уроках
экономики.
1.2. Классификация активных методов обучения
АМО подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Различные
авторы классифицируют АМО по разным
основаниям, выделяя разное количество
групп АМО и по-разному
Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.
По
характеру учебно-
Воронова А.А. выделяет три основных типа методов АСПО:
Мы будем придерживаться следующей классификации АМО или МАСПО, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.
Каждая
группа АМО предполагает специфическую
организацию взаимодействия участников,
пребывающих в позиции
1.3. Применение активных методов обучения, на уроках экономики.
На примере курса "Теория и история налогооблажения".
М.Р.Пинская, доцент, г. Москва
Особой проблемой является также методика обучения экономическим дисциплинам. Кафедра «Налоги и налогообложение» Финансовой академии имеет свои разработки по данному вопросу, базирующиеся на американском опыте. На старших курсах большинство наших студентов уже совмещает учебу с постоянной работой, как правило, в ведущих консалтинговых, аудиторских фирмах. Если при обучении студентов младших курсов основное внимание уделяется набору фактов, получению информации, то главный метод обучения в выпускающих кафедрах - обмен знаниями и опытом, усвоение нового на базе имеющегося опыта.
Мы исходим из того, что обучение – это превращение информации в полезное знание. Цикл обучения предполагает прогресс обучающегося с прохождением им четырех различных стадий процесса обучения – практический опыт, осмысление опыта, обобщение опыта и практическое применение. Для того чтобы обучение было эффективным, необходимо уметь практически применять полученные знания, то есть формулировать основные принципы (находясь на стадии обобщения) на основе проведенного анализа (на стадии осмысления опыта) и получения практического опыта.
На стадии
практического опыта