Аксиолгический подход в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. В качестве высшей ценности в эпоху Античности признавался (с некоторыми специфичными для Спарты, Древней Греции и Древнего Рима трактовками) идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория — Красота (идеал прекрасного), обращенная, прежде всего, к духу и телу человека. Она существенно дополнила представление о гармонично развитой личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Обоснование новой методологии педагогики………………………………..4
Педагогические ценности и их классификация……………………………….7
Аксиологический компонент профессиональной педагогической культуры.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 31.88 Кб (Скачать)

В процессе своей деятельности каждый педагог как личность актуализирует  лишь ту часть профессиональных и  педагогических ценностей, которая  является для него жизненно и профессионально  необходимой. Эта особенность необходимой  профессиональной инициативы дается учителю  в его сознании в форме «Я-профессиональное», с которым и корректируется индивидуализированный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения.

Оно позволяет учителю самоопределиться и самореализоваться, решать для себя, в конечном итоге, проблему смысла жизни. Представляя собой не только систему наиболее общих суждений, знаний о деятельности, о себе, о других и обществе, педагогическое сознание является в то же время продуктом и результатом исключительно индивидуального опыта, особым механизмом профессионального становления личности учителя, позволяющим сделать всеобщность педагогической культуры индивидуальной сферой деятельности.

     Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный, профессионально-групповой, социально-педагогический.[3 c125]

    Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это - совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

    Групповые педагогические ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах (учителя школы, лицея, гимназии; преподаватели колледжа, техникума, университета).

    Личностно-педагогические ценности представляют собой сложные социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций.

Сознание каждого конкретного  учителя, аккумулируя социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид  аксиологических функций. К числу такого рода функций могут быть отнесены концепция формирования личности специалиста, концепция деятельности, представления о технологии построения образовательного процесса в школе, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и др. Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности в жизни учителя.[2 с95]

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 Таким образом одна из первостепенных задач аксиологического подхода — выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и  личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные  со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.

Я согласна с мнениями авторов Ведь аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. учащихся. Ценности-цели в ней выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

    Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Для разработки технологий частичного обновления методов и приемов  обучения и воспитания недостаточно. Необходимо в развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

 

 

 

 

Литература

  1. Сластенин В.А, Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, [электронный ресурс] – 2000 - 0.56 Mb.
  2. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  3. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений/Состав. В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. – М., изд-во Московского психолого-социального института., Воронеж, изд-во НПО «Модек»., - 2005

 


Информация о работе Аксиолгический подход в педагогике