Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:41, реферат
Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. В качестве высшей ценности в эпоху Античности признавался (с некоторыми специфичными для Спарты, Древней Греции и Древнего Рима трактовками) идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория — Красота (идеал прекрасного), обращенная, прежде всего, к духу и телу человека. Она существенно дополнила представление о гармонично развитой личности.
Введение…………………………………………………………………………3
Обоснование новой методологии педагогики………………………………..4
Педагогические ценности и их классификация……………………………….7
Аксиологический компонент профессиональной педагогической культуры.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Обоснование
новой методологии педагогики……
Педагогические ценности и их классификация……………………………….7
Аксиологический компонент профессиональной педагогической культуры.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества, всегда составляли одну из сущностных основ стратегии в сфере образования. В качестве высшей ценности в эпоху Античности признавался (с некоторыми специфичными для Спарты, Древней Греции и Древнего Рима трактовками) идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория — Красота (идеал прекрасного), обращенная, прежде всего, к духу и телу человека. Она существенно дополнила представление о гармонично развитой личности. Античный идеал в эпоху Возрождения приобрел новый смысл в духовной жизни, в том числе и в образовании, построенный на вере в безграничные возможности человека, его воли и разума, концепции о гармоничной, раскрепощенной творческой личности как высшем Начале бытия. Человек, личность, ее внутреннее богатство и достоинство становятся в один ряд с Истиной, Добром и Красотой. Человек является центром системы ценностей, ее главным носителем.
1. Обоснование новой методологии педагогики
Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее "врастания" в педагогическую теорию и практику. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педаго-гических идей, которые были сформулированы Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребелем, И.Ф.Гербартом, А-Дистервегом, Дж-Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX — XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.
Отечественная педагогика
первой половины XX в. имела в своем основании
ряд идей, которые в настоящее время утратили
свое значение, почему и подверглись острой
критике. В основу способов построения
учебных предметов была положена идея
последовательного накопления знаний.
Среди форм обучения приоритет приобрела
классно-урочная система преподавания.
Начиная с б0-х гг. отечественная
культура обогатилась идеями диалога,
сотрудничества, совместного действия,
необходимости понимания чужой точки
зрения, уважения личности. Переориентация
современной педагогики на человека и
его развитие, возрождение гуманистической
традиции являются важнейшими задачами,
поставленными самой жизнью. Их решение
требует в первую очередь разработки гуманистической
философии образования, выступающей в
качестве методологии педагогики.
Исходя из этого, методологию педагогики
следует рассматривать как совокупность
теоретических положений о педагогическом
познании и преобразовании действительности,
отражающих гуманистическую сущность
философии образования.
Однако, как известно, научное познание,
в том числе и педагогическое, осуществляется
не только из-за любви к истине, но и с целью
полного удовлетворения социальных потребностей.
В этой связи содержание оценочно-целевого
и действенного аспектов жизнедеятельности
человека определяется направленностью
активности личности на осмысление, признание,
актуализацию и создание материальных
и духовных ценностей, составляющих культуру
человечества. Роль механизма связи между
практическим и познавательным подходами
выполняет аксиологический, или ценностный,
подход, выступающий своеобразным "мостом"
между теорией и практикой. Он позволяет,
с одной стороны, изучать явления с точки
зрения заложенных в них возможностей
удовлетворения потребностей людей, а
с другой — решать задачи гуманизации
общества.
Согласно этой методологии,
одна из первостепенных задач — выявление
гуманистической сущности науки, в том
числе и педагогики, ее отношения к человеку
как к субъекту познания, общения и творчества.
Образование как компонент культуры в
этой связи приобретает особую значимость,
так как является основным средством развития
гуманистической сущности человека.
2. Педагогические ценности и их классификация.
Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира, целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни. Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтнзом научных знаний в области человековедения. Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
- равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем;
- равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
Эти принципы позволяют совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже одноценностный; предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию мира.
Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Педагогические ценности - это те ее особенности, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей, они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.
Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно обеспечить человеку условия для максимальной реализации своих возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности
Овладение педагогическими
ценностями осуществляется в
процессе педагогической
• ценности, связанные с утверждением
личностью своей роли в социальной
и профессиональной среде (общественная
значимость труда педагога, престижность
педагогической деятельности, признание
профессии ближайшим личным окружением);
• ценности, удовлетворяющие потребность
в общении и расширяющие его круг (общение
с детьми, коллегами, референтными людьми,
переживание детской любви и привязанности,
обмен духовными ценностями.);
• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование.);
• ценности, позволяющие осуществить
самореализацию (творческий, вариативный
характер труда педагога, романтичность
и увлекательность
• ценности, дающие возможность удовлетворять
прагматические потребности (возможности
получения гарантированной государственной
службы, оплата труда и длительность отпуска,
служебный рост ).
Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся, отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы:
- собственно педагогические действия,
направленные на решение профессионально-
- коммуникативные действия, позволяющие
реализовать личностно- и профессионально-
действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.
Ценности-средства подразделяются на группы: как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью.
Ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога: взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
Ценности-знания – это психолого-педагогические и предметные знания, степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.
Названные группы педагогических ценностей образуют аксиологическую модель, в которой ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Различают личностные, групповые и социальные педагогические ценности.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.
Социально-педагогические ценности отражают
характер и содержание тех ценностей,
которые функционируют в
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности. [1 с190]
3. Аксиологический компонент профессиональной педагогической культуры.
Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования, общеобразовательной школы и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести в палитру ценностей педагогических, овладение ими и углубление мира педагогических ценностей создают ту материальную основу, на которой строится здание профессионально-педагогической культуры личности учителя.
Субъективное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.
Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.