Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа
Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Менее
чем у половины класса воздействие
стрессового характера (получение
плохой оценки и т.д.) вызывает ответ,
иногда сопровождающийся агрессивным
поведением. «Ответ» может быть направлен
не только на учителя, иногда ответная
реакция внешне не проявляется и
«уходя во внутреннюю среду» может
быть психосоматическим недугом.
Рис.18 Значение
уровня школьной тревожности по методике
Филлипса 3 класс
Из рис. 18 видно, что почти 75% учеников 3 класса имеют низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу.
Этот
показатель может означать некоторый
страх, который дети не могут перевернуть
в агрессивную тенденцию на учителей,
а вымещают тем самым на своих
одноклассниках, и сверстниках. Посмотрим
результаты, полученные во 2 классе, на
рис. 19.
Рис. 19
Значение уровня школьной тревожности
по методике Филлипса 2 класс
Почти половина учеников 2 класса имеют повышенный и низкий уровень проблем и страхов отношений с учителями. При этом у них возникает негативный фон, который характеризует наличие высокого значения по данному показателю. У одного испытуемого он особенно силен - 87%. Этот негативный эмоциональный фон может снижать успешность обучения учеников, а для учителей-предметников, может стать как одной из причин плохой успеваемости учеников.
Вывод:
значение показателей у учеников
в обоих классах
Рекомендации: 1) Социальному педагогу провести разъяснительные беседы с родителям учеников обоих классов, характеризующихся повышенными показателями по шкале низкой физиологической сопротивляемости стрессу.
2) Предоставить
родителям необходимую
3) Школьному
психологу провести
Фактор проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Рис. 20
Значение уровня школьной тревожности
по методике Филлипса 3 класс
Из рис.
20 видно, что почти треть учеников находятся
в страхе отношений с учителями. Большая
часть имеет умеренную выраженность данного
показателя, что составляет 50%.
Рисунок
21. Значение уровня школьной тревожности
по методике Филлипса 2 класс
По рис. 21, можно судить о том, что у учеников 2 класса существует страх и проблемы в отношениях с учителями. Это является общим негативным эмоциональным фоном отношений со взрослыми в школе. Из за этого может быть снижена успешность обучения детей.
Таким образом, большинство учеников 3 класса имеют умереренный уровень наличия тревожности в классе по общим числовым и процентным показателям, в отличие от учеников 2 класса. Для наглядности нами были составлены таблица, график, диаграмма и общая таблица со всеми баллами, которые набрали испытуемые в классе. Понижение тревожности у тех детей, которые имеют высокие и повышенные показатели, а также стимулирование интереса к учебе является одной из главных стратегий, которые должны быть направлены в данной группе.
Страх
самовыражения и страх
Также применялся проективный тест «Рука» Вагнера.
Главной особенностью этой методики является акцент на вероятности реализации агрессивных тенденций в поведении. Эта задача осуществляется за счет специфической системы подсчета баллов и коэффициентов теста, разработанной Бриклином и Пиотровским. Авторы предполагают что агрессивность как интегративная характеристика определяется соотношением побуждающих и тормозящих агрессию мотивов. При этом указывается что вероятность агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные тенденции перевешивают тенденции социальной кооперации (доброжелательность, общительность, зависимость, страх).
Стимульный материал теста представляет собой десять карточек: девять – с изображениями человеческой руки в различных положениях, а десятая карточка пустая. Среднее время проведения теста 15 минут.
В соответствии
с разработанной системой анализа
результатов, ответы испытуемого классифицируются
по 11 категориям, подробное описание
полученных результатов представлено
в таблице 7.
Табл. 7 Результаты по проективной методике «Рука» Вагнера
№ | Шкала | 2 класс | 3 класс | ||
Абс. | % | Абс. | % | ||
1 | Агрессивность | 1574 | 30,8 | 2033 | 29,9 |
2 | Директивность | 806 | 15,8 | 1085 | 16,0 |
3 | Страх | 249 | 4,9 | 347 | 5,1 |
4 | Аффектация | 187 | 3,7 | 285 | 4,2 |
5 | Коммуникация | 525 | 10,3 | 712 | 10,5 |
6 | Зависимость | 127 | 2,5 | 195 | 2,9 |
7 | Эксгибиционизм | 289 | 5,7 | 365 | 5,4 |
8 | Увечность | 148 | 2,9 | 236 | 3,5 |
9 | Активная безличность | 278 | 5,4 | 364 | 5,4 |
10 | Пассивная безличность | 163 | 3,2 | 198 | 2,9 |
11 | Описание | 615 | 12,0 | 806 | 11,9 |
Из табл.
7 видно, что ученики 3 класса более
агрессивны. Это говорит о том,
что рука для них представляется
как атакующая, повреждающая, наносящая
вред, обиду, агрессивно доминирующая,
активно хватающая другого
Директивность
также преобладает, хотя и не намного,
у учеников 3 класса. Так как рука
представляется ведущей, руководящей,
разрушающей, активно влияющая на другого
индивида. Это может говорить о
вероятности проявления агрессивных
тенденций в поведении и
Преобладание
таких шкал как страх, аффектация
и коммуникация у учеников 3 класса
говорит о том, что перед те,
как что либо сделать, или перед
агрессией у них преобладает
страх Высокие показатели по шкале
аффектация говорят о позитивном
эмоциональном отношении к
Зависимость как и коммуникация, их результаты по двум классам практически похожи и отличаются долями процента. Зависимость связана с подчинением владельца руки другому лицу. Испытуемые, дающие такой ответ, активно ищет поддержки со стороны других лиц, ожидая, что они должны уделять ему свое время и внимание.
Показатели по шкале эксгибиционизм преобладают у учеников 2 класса. Означает принятие участия в деятельности, связанной с развлечениями или другими публичными проявлениями себя напоказ.
Ответы по показателю увечность больше у учеников 3 класса. Это говорит о том, что ответы могут являться как личными так и безличными. Предполагает представление руки как больной, искалеченной, поврежденной.
Активная безличность одинакова по количественным показателям как у учеников 2 класса, так и у учеников 3 класса. Этот показатель предполагает представления о руке, как имеющей тенденцию к действию, осуществление которого не требует присутствия другого лица.
Показатель
пассивная безличность
И наконец, по последнему показателю, описание, проводится стандартное описание физического состояния руки, настроения, связанного с ней, или эмоционального отношения к ней. Никакой специфической тенденции к действию в этом случае не фиксируется и не подразумевается.
Исходя
из полученных результатов, можно сделать
следующие выводы, касающиеся проявления
агрессивности в младшем
3.3
Результаты и их
интерпретация
Полученные данные позволяют сделать определённые предположения относительно взаимосвязи отдельных признаков.
Однако
для достоверного изучения данные исследования
были подвергнуты математико-
Необходимо было выяснить, есть ли статистически значимые различия показателей методик у учеников 2 класса и 3класса. Это вычисление осуществлялось при помощи коэффициента t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок (в случае, если данные распределены по нормальному закону) или критерия согласия χ² (если распределение данных не подчиняется нормальному закону). Затем необходимо вычислить коэффициенты линейной корреляции между различными показателями для выявления существующих взаимосвязей.
Первым этапом математико-статистического анализа данных стал анализ различий показателей учеников 2-х и 3-х классов. В результате анализа было выявлено, что между учениками 2-х и 3-х классов есть различия по отдельным шкалам всех психодиагностических методик. Полная корреляционная таблица приведена в Приложении 4, здесь же приводятся лишь значимые для целей исследования различия.
Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция