Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:06, курсовая работа
Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных
1.2. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения
3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников
3.3 Результаты и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По методике оценки агрессивности А. Басса и А. Дарки были выявлены
достоверные различия по шкалам вербальной агрессии (υ=6,7; ρ=0,01) и чувства вины (υ=7,01; ρ=0,01). Взрослеющие дети теперь имеют более высокий статус и вместе с тем формально теряют возможность проявлять агрессию в определённых формах, поскольку это социально неприемлемо и не соответствует их статусу. В связи с этим уменьшается частота проявления всех иных форм агрессии, кроме вербальной как наиболее "безопасной" и ненаказуемой. Вместе с этим 3 классникам внушается чрезвычайная ответственность за свои поступки, и многие свои действия оцениваются более критично, что вызывает возрастание показателей чувства вины.
Были также отмечены статистически значимые различия доли ситуативной (реактивной) тревожности по методике Спилберга – Ханина (υ=6,98; ρ=0,01) и прагматической оценке состояния астенизации у школьников (υ=6,65; ρ=0,01). Более подробно можно найти информацию в главе описании диагностики агрессивного состояния младших школьников.
Отдельные типы факторов наличия школьной тревожности достоверно различаются во 2- х и 3-х классах. Об этом говорят различия шкал страха самовыражения (υ=6,82; ρ=0,01), шкалы низкой физиологической сопротивляемости стрессу (υ=7,13; ρ=0,01) и фрустрации потребности в достижении успеха (t=2,81; ρ=0,01). Различия связаны с процессом взросления и формальным прекращением игровой формы взаимоотношений, а так же с приоритетными направлениями дальнейшей деятельности у учеников 3 класса.
Заключительным
этапом анализа данных стало вычисление
коэффициентов линейной корреляции
между различными показателями для
выявления взаимосвязей. Поскольку
основной задачей исследования является
изучение влияния семьи на процесс
социализации индивида, рассматриваются
взаимосвязи показателей тестов
друг с другом. Прочие корреляционные
зависимости не рассматривались
как не представляющие интереса для
исследования. Полную корреляционную
матрицу со всеми корреляционными
связями можно найти в
Подведя
итог вышесказанному, можно с уверенностью
утверждать, что на процесс социализации
ребенка особую и главную роль
отводят все же родительской семье,
а не школе. Так как именно от того,
насколько благополучен ребенок
в школьном обучении говорит о
том что у него благоприятная атмосфера
принятия его таким какой он есть и в семье.
Это несомненно важный показатель. Так
как большинство учеников все же пытаются
соответствовать ожиданиям родителей
и соответствовать их требованиям, что
порождает много тревожности и это в свою
очередь ведет к возникновению и формированию
стереотипов агрессивного поведения среди
учеников младших классов. А это в свою
очередь затрудняет взаимодействие ребенка
с окружающими или вообще приводят к исключению
некоторых форм этого взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию проблем агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
В первой главе рассмотрены особенности психической сферы и возрастные особенности и новообразования, влияющие на возникновение агрессивности у детей. Психологи, изучающие вопросы формирования агрессивности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от младшего детского к старшему детскому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Она заключается в том, что устремленность в своем присутствии, стремление доказывать, что ребенок тоже человек становится основной направленностью детей; мальчики и девочки стремятся занять свое место под солнцем в отношениях с взрослым человеком, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Основным психологическим новообразованием раннего детского возраста становится личностное самоопределение, так называемый кризис трех лет, поскольку именно в нём заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни уже взрослого ребенка, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.
Вторая
глава целиком посвящена
Исходя из этого можно сделать вывод, что ни в какой другой сфере общественной жизни чувства не получают такого простора для своего развития и проявления как в семье. Поэтому можно считать, что семья – это особое социальное пространство, в котором разворачивается эмоциональная жизнь ребенка. Как положительные, так и отрицательные чувства.
Третья
глава посвящена разбору
ВЫВОДЫ
Процесс социализации в младшем школьном возрасте протекает поэтапно и сопровождается как изменениями существующих компонентов личности, так и появлением в её структуре новообразований. Все основные теоретические концепции социализации выделяют социализацию как особый процесс, не сводящийся к простой сумме основных её факторов.
Основным
компонентом социализации является
личностное самоопределение. В этом
психологическом
Избранная большинством родителей стратегия — успехи в обмен на личную свободу — приводит к повышению у детей не только личностной тревожности, но и повышение агрессивности. Показатели личностной тревожности подвергаются большему влиянию этого воспитания, чем показатели ситуативной; следовательно, подобная стратегия приводит к формированию специфического паттерна поведения.
В семьях, где в педагогических целях практикуется ограничение личной свободы и каждое действие ребёнка подвергается оценке со стороны родителей, в школьном возрасте у детей наблюдается повышение уровня агрессивности (в частности вербальной и косвенной агрессии) и враждебности (что проявляется раздражительностью и нежеланием налаживать контакт со сверстниками).
Отсутствие
в воспитательном процессе глубокого
эмоционального взаимодействия родителя
и ребёнка сказывается на последующих
взаимоотношениях младшего школьника
с классом; предпочтение отдаётся формам
общения, не требующих от ребенка
глубокого личностного
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Шкала
ситуативной тревожности
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных
ниже предложений и зачеркните цифру
в соответствующей графе справа
в зависимости от того, как вы
себя чувствуете в данный момент. Над
вопросами долго не задумывайтесь,
поскольку правильных и неправильных
ответов нет.
№пп | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я испытываю
чувство внутреннего |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Информация о работе Агрессивность младших школьников и ее коррекция