Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов.

Содержание

Введение
1. Жизненный цикл организации
1.1. Этап предпринимательства. Становление
1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности
1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     2. Экспертное оценивание

     3. Изучение и обсуждение стадий  жизненного цикла

     4. Обработка и анализ результатов

     5. Комментарии и выводы. Анализ  управленческих ошибок.

     3.0 Механизм управления организацией  по стадиям ее жизненного цикла  и направления его совершенствования

     Жизненный цикл организации (материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической  организации, переход организации  в новое качествоМассовое обновление основного капитала - материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение, становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы жизненного цикла.

     Типичный  жизненный цикл организации представлен  на рис.

     Фазы  жизненного цикла фирмы можно  описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

     Даже  самые успешные фирмы, “живущие”  долго, не могут похвастаться, что  после каждого жизненного цикла  они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них - получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

     Необходимо  сказать, что в жизненном цикле  фирмы очень важное место принадлежит  четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность  развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

     Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это - слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

     Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития производства по-прежнему являются технические возможности предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на изменения внешней среды.

     Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием  предприятия на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. В настоящее время в экономических науках описание жизненных циклов носит преимущественно качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за недостаточной проработки отдельных методологических моментов.

     Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных  циклов спроса, технологии и товара:

     - Ситуация гармоничного рынка;

     - Ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта;

     - Ситуация нарушения гармоничности  рынка в сфере производства;

     - Ситуация нарушения гармоничности  рынка в сфере производства  и в сфере сбыта;

     - Ситуация нарушения гармоничности  рынка в сфере сбыта при 

     отсутствии спроса;

     - Ситуация нарушения гармоничности  рынка в сфере производства 

     и сбыта при отсутствии спроса.

     Разработан  механизм управления развитием предприятия  на основе модели жизненных циклов. Реализация механизма предполагает применение метода QFD (развертывание функции качества) и метода экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями. Использование механизма позволяет обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию промышленного предприятия в соответствии с изменениями требований окружающей среды.

     Модель  жизненных циклов является одним  из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.

     По  аналогии с известной классификацией, выделено три иерархических уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают влияние определенные группы факторов:

     1. Макроуровень - факторы внешней среды  косвенного воздействия;

     2. Мезоуровень - факторы внешней  среды прямого воздействия;

     3. Микроуровень - факторы внутренней  среды.

     Определена  степень управляемости факторов для различных видов жизненных  циклов. Разработанная классификации  отражает необходимость учета взаимосвязи  различных видов жизненных циклов и факторов внешней среды при разработке и реализации менеджментом предприятия стратегических решений.

     4. Сформулированы условия развития  предприятия с учетом взаимосвязи  различных видов жизненных циклов. Рассмотрены основные ситуации  взаимодействия жизненных циклов  спроса, технологии и товара.

     Сочетания жизненных циклов спроса, технологии и товара наиболее объективно отражают изменения на различных уровнях  управления промышленным предприятием. Для обеспечения конструктивности анализа взаимосвязи категорий  «спрос», «технология» и «товар», в рамах диссертационного исследования сформулированы ограничения, обусловленные определениями данных категорий:

     1. Кривая жизненного цикла товара  отражает количество проданного (и произведенного) товара в определенный  период времени.

     2. Кривая жизненного цикла технологии отражает возможность производства товара, соответствующего потребительским требованиям в определенный период времени.

     3. Кривая спроса отражает потенциальный  объем продаж конкретного товара.

     4. Спрос на протяжении всего  жизненного цикла удовлетворен одним видом товара, который в свою очередь, реализован в рамках конкретной технологии.

     5. Длительности жизненных циклов  спроса, технологии и товара равны,  т.е. являются элементами единого  цикла развития.

     6. Кривая жизненного цикла товара не может быть выше кривой жизненного цикла технологии.

     7. Длительности стадий различных  видов жизненных циклов могут  не совпадать во времени. 

     Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных  циклов спроса, технологии и товара:

     Ситуация 1. Производится и продается необходимое и достаточное количество товара, которое может потребить конкретный рынок. В этом случае кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара совпадают.

     Рис. 1. - Гармоничный рынок

     При данной ситуации на рынке эффективное  развитие организации возможно на протяжении всего цикла, если она является участником этого цикла с самого начала. Однако входные барьеры в данный цикл высоки в силу жесткой конкуренции, так как с момента возникновения спрос полностью удовлетворен количеством произведенного и проданного товара.

     Ситуация 2. Производится необходимое и достаточное  количество товара, которое по какой-либо причине не может быть реализовано  в полном объеме. В этом случае кривые жизненных циклов спроса и технологии совпадают и расположены над кривой жизненного цикла товара.

     Рис.2 - Нарушение гармоничности рынка  в сфере сбыта

     В данной ситуации существуют проблемы в процессе реализации товара: произведенный  в необходимом количестве товар  не доходит до конечного потребителя. У предприятий могут возникать трудности с оплатой за отгруженный товар. Эффективность развития обеспечивается совершенствованием процесса сбыта. Ситуация 3. Состояние дефицита: произведено недостаточное количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка. В этом случае кривые жизненных циклов технологии и товара совпадают и расположены под кривой жизненного цикла спроса.

     Рис. 3 - Нарушение гармоничности рынка  в сфере производства

     Ситуация  дает возможность эффективного развития как торговым, так и производственным организациям на протяжении всего цикла. Однако, основная проблема заключается в увеличении масштабов производства.

     Ситуация 4. Состояние дефицита, вызванное  невозможностью произвести достаточное  количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка и неэффективностью процесса реализации. Кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара не совпадают и расположены в следующей последовательности: кривая жизненного цикла спроса, кривая жизненного цикла технологии, кривая жизненного цикла товара.

     Рис. 4 - Нарушение гармоничности рынка  в сфере производства и в сфере  сбыта

     Возможность увеличения объемов производства гарантирует  предприятию эффективное развитие. Самое низкое положение кривой жизненного цикла товара (неограниченный спрос  и наличие произведенного товара) свидетельствует о проблемах в сфере реализации.

     Ситуация 5. Состояние рынка можно характеризовать  как «отсутствие спроса». Потенциальные  потребители могут не располагать  информацией о существовании  некоего продукта или же не проявляют к нему интереса.

     В этом случае кривые жизненных циклов спроса и товара совпадают и расположены  под кривой жизненного цикла технологии.

     Рис. 5 - Нарушение гармоничности рынка  в сфере производства при отсутствии спроса

     В данной ситуации существует проблема перепроизводства. Источником проблемы может быть с одной стороны, неразвитый спрос, с другой - неэффективная работа плановых органов предприятия.

     Ситуация 6. Состояние рынка можно характеризовать  с одной стороны, как «отсутствие  спроса», т.к. произведено избыточное количество товара, с другой стороны, объем реализации товара ниже возможного. Кривая жизненного цикла спроса находится между кривыми жизненных циклов технологии и товара.

     Рис. 6 - Нарушение гармоничности рынка  в сфере сбыта и в сфере  производства при отсутствии спроса

     В данной ситуации с одной стороны, наблюдается перепроизводство товара, т.е. произведено больше, чем может  потребить рынок. С другой стороны - продано товара меньше, чем мог  бы потребить рынок. Источником проблемы может быть с одной стороны, неразвитый спрос на данный товар, с другой - неэффективная работа сбытовых служб предприятия.

     В течение длительности жизненного цикла  может иметь место одна из выявленных ситуаций, либо ситуации могут менять друг друга.

     5. Разработан метод определения этапов жизненного цикла «элементарной товарной единицы» на основе критерия прибыльности товара. Обосновано введение понятия «жизненный цикл элементарной товарной единицы».

 

      Заключение.

     Таким образом, в жизненном цикле организации  отчетливо выделяются пять этапов:

     I. Предпринимательский этап -- период  становления органи-зации, осознания  своих целей, творческого подъема  (цели двусмыслены, высокий творческий  подъем).

Информация о работе Жизненный цикл организации