Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью является рассмотреть концепцию жизненного цикла. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы жизненного цикла организации;
- понять какие задачи стоят перед руководителем организации;
- изучить применение жизненного цикла организации на практике;
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы жизненного цикла организации…………………......6
1.1. Понятие жизненного цикла организации…………………………………...6
1.2. Своеобразие жизненного цикла организации, его стадии…………….....13
1.3. Формирование организаций и фазы организационного развития…….…14
II. Развитие и роль руководителя в управлении организацией………………18
2.1. Модели организационного развития………………………………………18
2.2. Роль руководителя в управлении организацией…………………………21
2.3 Механизмы обновления организации………………………………………26
III. Использование теории жизненного цикла организации на практике работы предприятия (на примере ООО «Стиль»)………………………….….28
3.1. Краткая характеристика организации……………………………………..28
3.2. Применение теории жизненного цикла в практике работы организации.31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...…39
Многочисленные исследования показывают, что организации в течении жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, перестав отвечать избранным целям; погибаю когда оказывается неспособными выполнить свои задачи.
Для разных типов организации характерны модели жизненного цикла. Так, выделяется четыре этапа жизни организации в бизнесе. К ним относятся этапы: «тусовка», «механизация», «внутреннее предпринимательство» и «управление качеством».
На этапе тусовки бизнес –организация проходит стадии формирования и развития, стабилизации и стагнации, кризиса. [9, c.65]
Этап механизации характеризуется созданием отлаженного, эффективно функционирующего механизма. На этом этапе организация в бизнесе проходит стадии формирования и развития. Генеральной стратегией компании на этапе механизации является достижение стабильности бизнеса.
Стадия стабилизации и стагнации отличается упорядочиванием и систематизацией всех организационных процессов, дает компании возможность жить на рынке достаточно долго. Неслучайно, такие консервативные организации, как западные банки, сохраняют практически в неизменном виде свою структуру на протяжении 50-60 лет, слегка совершенствуя лишь способы документооборота или информационного облика. Функциональные обязанности могут видоизменяться с учетом развития всего банковского дела, но не требует коренной ломки отношений с персоналом. Строгая иерархия, ответственность позволяет организации сохранять свою стабильность на рынке, планируя и достигая необходимого уровня прибыльности.
Стадия кризиса – появление кризиса, характеризующего типичный вариант развития. Прежде всего менеджер испытывает трудности в постановке реальных задач руководителем подразделений – делегирование им полномочий и невмешательство в их дела. Сама структура организации становиться многоуровневой и громоздской, увеличивается число отделов, служб, что затрудняет управление, прохождение информации как сверху вниз, так и снизу вверх. Организация начинает походить на бюрократическую машину какого-либо министерства, затрудняя принятие управленческих решений, усложняя взаимоотношения людей, появляются проблемы в области маркетинга, начинают расти расходы компании, теряется инициатива людей. [9, с.66]
Стадия внутреннего
Построить такие отношения довольно трудно, поскольку инвестор, идя на риск, не получает никаких гарантий, что с этим делом ничего не случиться. Отсюда для отечественного инвестора главные показатели контроля – прибыльность.
Стадия управления качеством – связь между массовым обновлением капитала (активных элементов) и жизненным циклом фирмы. [9, с.67]
1.2. Своеобразие жизненного цикла организаций, его стадии
Для успешного развития организации ее субъект управления должен знать, на каком этапе развития находиться организация, и оценивать, насколько принятый стиль управления соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие «жизненный цикл организации».
Модель циклов и стадий
развития организации по шкале времени
может быть представлена в терминах
жизненного цикла, означающего как
процессуальность развития, так и
его стадийность. Как правило, специалисты,
несмотря на продолжающиеся дискуссии,
сходятся в том, что полный жизненный
цикл организации обязательно
В соответствии с концепцией
процессуальности и стадийности
развития организации ни одна организация
(фирма, предприятие и учреждение)
не может слишком долго оставаться
в одном и том же состоянии,
а всегда проходит несколько этапов
своего развития, каждый из которых
сменяется следующим, но зачастую не
просто, а с переживанием трудностей,
противоречий. Выделяют несколько уровней
подобной этапности. Периоды, переживаемые
организацией в рамках однотипных ценностных
установок и фиксирующие в
первую очередь специфику
1.3. Формирование организаций
и фазы организационного
Формирование организации является исходным моментом в ее деятельности, началом жизненного цикла. Формирование организации происходит на основе следующих принципов:
1. Цель
2. Специализация деятельности организации.
3. Специализация знаний.
4. Координация организации по горизонтали и вертикали.
5. Принцип полномочий.
6. Определенность в рамках организации.
7. Соответствие поставленным задачам.
8. Принцип управленческих знаний.
9. Принцип сбалансированности структуры.
10. Принцип постоянства в любой организации, особенно в бизнес-организациях.
Технология формирования организации включает несколько стадий. Выделяют, например, стадии; кристаллизации, когда группа людей осмысливает потребности общества и вырабатывает решения для своего будущего; признания, когда люди, образующие организацию, начинают взаимодействовать с другими организациями, уточняют цели и предмет деятельности, разрабатывают проекты учредительных документов, перспективный план, структуру управления, совместные усилия, добиваясь признания; институциализации, когда деятельность организации осуществляется на основе устойчивых форм взаимодействия составляющих ее людей и с другими организациями. При этом происходит упорядочение, формализация отношений между людьми.
В процессе формирования осуществляется
правовое регламентирование
В соответствии с современными концепциями жизненный цикл организации определяется тремя фазами развития общества. Протяженность каждой фазы определяется периодом примерно в сто лет.
Первая фаза приходится на зарождение организации в условиях действия в экономике предшествующего технологического уклада.
Вторая фаза связанна со
структурной перестройкой экономики
на базе новой технологии производства
и соответствует периоду
Третья фаза приходится на
отмирание устаревающего
Во взаимосвязи со сменой
фаз в жизненном цикле
В свою очередь организация, которая продала лицензии, получает в итоге дополнительные средства для проведения инновационной деятельности по созданию новой и более конкурентоспособной продукции.
Отсюда берет начало очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная средняя волна, по Н.Д. Кондратьеву).
Конъюнктурные изменения (короткие
волны) вызываются на рынке товаров
многими, часто непредсказуемыми причинами.
Конъюнктурные изменения
В современной концепции
инновационных процессов
Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения – продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производстве подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение производства новой продукции. Как первая, так и вторая фаза связанны со значительным рисковыми ивестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это дает возможность окупать инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем поступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж. [1, с.238]
Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая фаза связанна с зарождением нововведений – процессов и осуществляется путем проведения широкого круга научно – исследовательских работ (НИР) технологического профиля; вторая фаза – с освоением нововведений – процессов на объекте; Третья фаза – с распространением и тиражированием новой технологии с многократным повторением на других объектах; четвертая фаза – со снижением объемов продукции и продаж в связи с насыщение рынка и появлением аналогичной продукции с наиболее высоким технико- экономическим показателями. Снижение продажной цены продукции из-за ее устаревания приводит к снятию ее с производства, т.е. каждый продукт проходит через этапы рождения, роста, зрелости и уклада.
На доминирование
Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологии производства. [1, с.238-239]
II. Развитие и роль руководителя в управлении организацией
2.1. Модели организационного развития
Парадигма как система форм меняющейся конструкции применима к формам существования организаций следующим образом. Составим классификацию (модель состава) организаций в зависимости от форм управления ими.
Закрытая модель характеризуется единоначалием в управлении организации. Каналы информации в данной модели (графически она изображена на рис.2) расположены строго вертикально, а информация по ним поступает преимущественно сверху вниз, поэтому здесь борьба за информацию равносильна борьбе за власть.
Инициатива в закрытой модели не поощряется, вся ответственность лежит на руководителе. Модель хорошо работает, когда удается построить иерархию для осуществления процесса в виде конвейера, поэтому деятельность работников должна быть как можно полнее регламентирована в виде положений, инструкций, стандартов и т.д. Слабость ее состоит в том, что при значительном изменении внешней среды модель может разрушиться, как, например, предприятия российского ВПК (военно-промышленный комплекс) при проведении экономических реформ в стране.
Рассмотренная модель структуры
свойственна в целом
Модель случайного управления типична для НИИ (научно-исследовательский институт) и КБ (конструкторское бюро), в которых функционируют временные творческие коллективы работников. Такая модель (рис. 3) предполагает наличие высокого потенциала организации, в которой работаю творцы и экспериментаторы. Здесь слабо выражена иерархия управления, поэтому руководителю сложно управлять подобной организацией. Руководители этого типа ориентированы на действия по решению реально возникающих проблем; обладают талантом ведения переговоров, особенно в кризисных ситуациях; гибки и терпимы к подчиненным, с которыми стремятся установить отношения сотрудничества; много внимания уделяют своевременному выявлению и устранению неполадок в работе организации.
Информация о работе Жизненный цикл организации: практический аспект