Законы и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Законы организации по важности делятся на два уровня. К первому относятся основополагающие законы организации: закон синергии, закон самосохранения и закон развития, ко второму – менее важные законы организации: закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации.

Содержание

Введение

1. Понятие “зависимость”, “закон”, “законность”.

1.1 Законы организации.

1.2 Специфические законы социальной организации.

2. Основополагающие законы организации.

2.1 Закон синергии.

2.2 Закон самосохранения.

2.3 Закон развития.

2.4 Закон информативности-упорядоченности.

2.5 Закон единства и анализа.

2.6 Закон композиции и пропорциональности.

3. Принципы оптимизации и разнообразие структур.

3.1 Экспресс-анализ структур управления предприятием.

3.2 В поисках оптимальной организационной структуры.

3.2 Как создать правильную организационную структуру.

3.3 Принципы оптимизации деятельности людей.

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Законы и принципы организации..doc

— 75.50 Кб (Скачать)

правая  – “энергией. ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

      Для анализа положения организации  очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания. УР= (У-Л / У) * 100%.

      Представляют  практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».)

      Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный  ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь  существуют и используются 4 стратегии.

      Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

      Основная  особенность такой стратегии  – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

      Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства  или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

      Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы  своей ниши в науке, технологии и  информации.

      Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем  собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и  рисков. Уменьшая потенциал организации  на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

    Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может  существенно увеличить страховое  поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования  юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

2.3 Закон развития.

   Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

    Развитие  организаций обусловлено следующими факторами:

-  изменение  внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)

-  изменение  внутренней среды (перемещения  работников, переход на новые  технологии и др.)

-  потребности  и интересы человека и общества (потребность в самовыражении  человека, потребность в прибавочном  продукте общества и др.)

-  старение  и износ материальных элементов  (оборудования, человека, технологии)

-  изменение  экологии

-  технический  прогресс

-  глобальное  состояние мировой цивилизации

    Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы  ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней  или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности  – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают  в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например,  для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

непрерывности  - процесс изменения потенциала системы  идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

Стабилизации -  система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности;

   Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

-  крайне  централизованный и разбухший  аппарат управления;

-  всеохватывающая  система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;

-  рост  числа всякого рода совещаний  для выработки таких решений;

-  передача  решений и ответственности из  одного отдела в другой.

Снять синдром  большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам

    Бизнес-план  - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации  со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

2.4 Закон информативности-упорядоченности.

   Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

  Обычно  информацию разделяют на 2 больших  класса: объективную (овеществленную в  товаре ( например о работнике –  диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

  Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

  Информация  обладает такими характеристиками как  объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

   Информатизация  управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда  и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов  и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности  управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

   Информационная  среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная  среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

   Закон: чем большей информацией располагает  организация о внутренней и внешней  среде, тем она имеет большую  вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

   Следствие: информированность работника после  достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. 

   Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.

Самым важным приложением  закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама  – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

2.5 Закон единства  и анализа.

   Суть  анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

   Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится  настроится на наиболее экономный режим  функционирования в результате постоянного  изменения своей структуры или  функций. Эти изменения идут в следующем цикле: 
 

 
 
 
 

   Скорость  и результат преобразования зависят  от диапазона изменения внешней  и внутренней среды.

   Практический  подход к анализу и синтезу  организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.

2.6 Закон  композиции и пропорциональности.

   В окружающем нас мире все приспособлено для  совместного сосуществования. Все  лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

   Закон: каждая материальная система стремится  сохранить в своей структуре  все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности  или в заданном подчинении

(пропорции).

   Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

   Реализация  закона в организации требует  обязательного использования набора принципов.

- Принцип  планирования: Каждая организация  должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

- Принцип  координации:  Каждая организация  должна следить за стратегическими,  тактическими и оперативными  изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

- Принцип  полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.

   Практика  использования закона   состоит  в обоснованном выборе необходимых  элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Принципы  оптимизации и разнообразия структур.

   3.1 Экспресс-анализ структур управления  предприятием. 
 
 

  
 

Информация о работе Законы и принципы организации