Законы и принципы организации

Автор: Елена Кошкина, 07 Декабря 2010 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:
* входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя)
* преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам)
* результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)
* влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значения)

Содержание

Введение 3
Законы организации. 5
Основополагающие законы организации. 6
Законы организации второго уровня. 12
Принципы динамической организации 16
Принципы приоритета 18
Принципы соответствия 21
Заключение. 23
Список литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Теория организации.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Принцип приоритета функций  над структурой при  создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц.

    Если  невозможно сформировать набор структурных  единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели.

Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень не большой диапазон изменения структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или приема отдельных людей в рамках сокращения или увеличения выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями.

      Например, оборонное предприятие  по производству танков не  получает государственного заказа  и простаивает. Руководителю предлагают два варианта плана конверсии: первый — переход на выпуск изделий ширпотреба: ложек, вилок, кроватей и т.д., а второй — переход на выпуск автомобилей для инвалидов. Первый вариант на бумаге более выгоден, однако реально осуществить его будет практически невозможно без полной реорганизации. А на это уйдет много лет. Второй вариант более приемлем и окажется более прибыльным, так как уже существующие звенья и налаженная система коммуникаций при небольших изменениях могут сразу включиться в слаженную работу. Таким образом, у действующей организации небольшой выбор среди новых наборов функций.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. Особое внимание должно уделяться персоналу, личностным и профессиональным характеристикам работникам. На стадии создания должны быть заложены основы комфортной работы. В этом случае хорошо работает система номенклатурного назначения, т. е. приглашение на управленческую должность людей, ранее работавших с собственниками организации либо по рекомендации (табл. 2).

    Табл. 2 Особенности номенклатурных назначений

    Положительные аспекты     Отрицательные аспекты
    Сохранение профессионализма в управленческом труде  

    При перемещениях человек имеет больше возможности найти интересную работу Появляются новые идеи управления и  новые кадры  

    При назначении на новую должность человек всегда испытывает прилив энергии  

    Расширяются связи за счет новых контактов  

    Быстрое освобождение очередного руководящего поста для продвижения кадров

    Механистический подход к человеку (без учета личных качеств)  

    Надежда на слабую ответственность  

    Слабый  профессиональный уровень на начальном этапе работы

 

Принцип приоритета объекта  управления над субъектом  для действующих  организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Например, главный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгалтерии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает И по-другому, когда номенклатурный работник постепенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кончается.[1; 118-120] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Принципы  соответствия

Принцип соответствия между  поставленными целями и выделенными  ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуации, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить этот вопрос. Даже у президента страны должен быть линейный руководитель, который представлен в виде коллективного органа: конгресс, парламент и т.д.

Принцип соответствия эффективности  производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправдано. Известный политический лозунг бывшего СССР периода застоя: «Экономика должна быть экономной» не соответствует данному принципу.

Принцип оптимального сочетания  централизации и  децентрализации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, нем их промежуточные по размеру аналоги. Многие руководители не замечают, что их организации постепенно превращаются в больших монстров с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъединение организаций на филиалы — это важная задача руководителей. Критерии проведения этой работы — снижение спроса на товары, рост незапланированных увольнений персонала, рост затрат на управленческий аппарат.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным 
количеством вспомогательных операций.

Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. Например, равномерная подготовка рабочих к сдаче экзаменам по техники  безопасности.

Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.

Принцип синхронизации (системный  принцип): среди производственных и  информационных процессов необходимо выделить постоянный  или  временный  центр  синхронизации,   под который должна подстраиваться работа других подразделений. [3;45-46] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Профессиональное  использование законов организации  способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации

    Система управления (СУ) представляет собой  совокупность всех элементов, подсистем  и коммуникаций между ними, а также  процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех  подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.

    • Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления — механизм управления.

    • СУ организации рассматривается  как сочетание науки и искусства  управления, где наука — это прагматизм, а искусство — творчество.

      При создании новой организации  функции служат основой для  формирования структуры (подразделений,  должностей, закрепления за ними  прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации  производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. В общем виде функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями и функции управления управленческой деятельностью.

      К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность.

      Каждая функция, процедура и  операция имеют три главных  параметра: трудоемкость, сложность  и стоимость.

      Каждая общая функция управления, составляющая КФУ, включает набор процедур: подготовку, согласование, принятие, утверждение и организацию выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения.

      Типовое звено соответствует  только одной единичной самостоятельной общей функции управления. Оно обладает большей независимостью и стабильностью, чем звено управления. Границы типового эвена и звена управления в общем случае не совпадают.

      Основные принципы формирования  типового функционального звена управления: однозначность, детерминированность, стабильность, ограниченность, согласованность, необходимая детализация, совершенствование.

      В практике организации функциональной  подготовки организаций важное  значение имеет совместимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Б.З. Мильнер, Теория организации, ИНФРА-М, Москва, 2001г.
  2. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2000.
  3. Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2001.
  4. Доблаев В.Л. Теория организации. – М.: Институт молодежи. 1995.

Информация о работе Законы и принципы организации