Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:15, контрольная работа
Всякая организация как общественный институт характеризуется различными способами упорядочивания и регулирования деятельности людей и групп, которые должны быть всесторонне изучены и систематизированы. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина—теория организации.
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем нужны организации? как они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…2
Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях…..….4
Закон композиции и пропорциональности…………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….19
Список литературы…………………………………………………….…21
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Всякая организация как общественный институт характеризуется различными способами упорядочивания и регулирования деятельности людей и групп, которые должны быть всесторонне изучены и систематизированы. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина—теория организации.
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем нужны организации? как они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?
Трудно переоценить роль организаций в жизни общества, поскольку вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций. Семья, школа, коллектив, в котором Вы учитесь или трудитесь, — это различные типы организаций. Организации являются элементом общественных систем, в которых живут люди, и представляют собой самую распространенную форму их взаимодействия.
Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.
Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.
Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.
Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира.
Необходимость изучения законов организации при профессиональной подготовке менеджеров различных уровней связана с тем, что достижение конкретных результатов управленческой деятельности предусматривает создание тщательно продуманной системы управления, обеспечивающей эффективное целенаправленное поведение всех членов организации. Для этого менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, регламентирующие функционирование организаций. Он должен владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки, уметь различать статические и динамические особенности организационных систем, грамотно применять принципы рационализации, основанные на использовании новых рыночных технологий. Кроме того, менеджер должен разбираться в тонкостях организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки.
Цель
моей работы - рассмотрение таких вопросов,
как особенности законов и
сущность закона композиции и пропорциональности.
Существуют разные подходы к изучению принципов и закономерностей организации на теоретическом уровне. Один подход ограничивает свою сферу только или преимущественно организациями людей в различных областях практической деятельности. Этот подход больше уклоняется в сторону теории управления. Он имеет хорошо выраженную прагматическую или даже рекомендательную направленность и носит характер прикладной теории гуманитарного плана. Другой подход тяготеет к фундаментальным универсалиям, опираясь на теорию систем, теорию управления, на системологию и даже на философию, он пытается прийти к обоснованию практических приложений исходя из общей теории организации, относящейся ко всем уровням организации материального мира.
Этот подход в большой степени использует современные достижения естествознания и поэтому имеет внушительную теоретическую базу.
Существует две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми.
Кроме писаных законов, определяющих жизнь в обществе, существуют сотни неписаных, существующих в виде принципов, пословиц, поговорок, афоризмов, просто изречений, интуитивных догадок, они - плод многовекового опыта народов, который и есть коллективная мудрость человечества. Например: «по одежке протягивай ножки»; «не зная броду - не суйся в воду»; «всяк сверчок - знай свой шесток»; «выше головы не прыгнешь» и т.п. Многие из неписаных законов были сформулированы известными мыслителями: «Целое важнее суммы частей, его составляющих» (Аристотель); «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку» (Гераклит); «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Актон); «Чтобы управлять Природой, надо подчиниться ей» (Бэкон) и т.п. Одни законы изменяются со временем, так как изменяется сама система, для которой предназначены все эти законы, другие - кажутся вечными, неизменными.
Жизнь современного общества определяется не только в рамках законов, но и многочисленных кодексов, деклараций, инструкций. Как правило, такие законы объясняют, чего не следует делать, но не могут помочь ответить на вопросы, как устроена сложная система и как избежать очередного кризиса. Сложная динамическая система всегда остается в значительной степени «черным ящиком». Исследования таких систем нацелены на выявление важнейших связей, зависимостей, законов, то есть цель любого исследования - это попытка заглянуть в «черный ящик» и попытаться превратить его в «белый»: определить закономерности поведения.
Каждый менеджер должен постоянно помнить, что любая организация действует в поле единых законов природы и общества.
Закон — это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.
На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Познать закон — означает раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого предмета, явления.
Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации. Применительно к организации закон — это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Понятие закона близко к понятию закономерности, которая может рассматриваться как некоторое «расширение закона» или «совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность изменений системы».
Между этими категориями существует постоянная взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности, в свою очередь, служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.
Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления. Это область философии. Частные, или специфические, законы изучаются частными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.).
Выявление
законов и закономерностей
а) анализ большого количества конкретных организационных систем (исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование закономерностей развития на основании статистической обработки полученного материала, апробация полученных закономерностей на вновь выбранных системах);
б) перенос закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем.
Такой перенос должен производиться не механически, а в результате серьезной работы по сопоставлению, выявлению факторов общности и различия, проверке действенности переносимых закономерностей, их корректировки.
На протяжении многих веков и тысячелетий человечество стремилось разгадать наиболее общие закономерности, которые лежат в основе создания и развития Универсума, ибо, не познав целого, нельзя познать сути его частей.
Первая попытка создать универсальную методологию развития принадлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считают три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем:
-закон единства и борьбы противоположностей,
-закон перехода количественных изменений в качественные ,
-закон отрицания отрицания.
По мнению А.А. Богданова, в своей диалектике Гегель думал найти всеобщий мировой метод, причем понимал его не как метод организации, а более неопределенно и абстрактно, как метод «развития».
Уже этой неясностью и отвлеченностью исключался объективный успех попытки, но помимо того, как метод, взятый из специальной, идеологической области, из сферы мышления, диалектика и по существу не была достаточно универсальна. Тем не менее, систематизация опыта, выполненная Гегелем с помощью диалектики, превосходила своей грандиозностью всё, когда-либо сделанное философией, и имела огромное влияние на дальнейший прогресс организующей мысли.
Говоря о законах диалектики Гегеля, Богданов согласен отнести их к всеобщим, но только к одной сфере мироздания — к законам его развития, тогда как миру, кроме того, присущи единые законы строения и функционирования. Работа самого Богданова — это еще одна попытка создания универсального метода.
Постановка вопроса в его «Тектологии» отличается тем, что основывается на выяснении организационной сущности объекта, и тем, что эта организационная сущность, по его мнению, подчиняется универсальным законам.
Богданов уверен, что есть все основания говорить о всеобщей организационной науке, так как обнаруживается живая реальная тенденция к ее возникновению, возрастание однородности и связи методов, практических и теоретических, прогрессивное сближение и объединение мелких специальностей во все более тесные группировки и системы. Он приводит большое число примеров сходства и общности механизмов построения, функционирования и развития различных систем. Так, все разнообразные приемы и приспособления машинного производства обобщаются в одном проникающем и резюмирующем методе — превращении энергии (это принцип устройства и применения всех машин).
Единство принципов устройства, используемых Природой и Человеком: рычаг, оптическая линза, парус; аналогии в устройстве глаза у головоногих моллюсков и у высших позвоночных.
Централистическая форма устройства свойственна различным жизненным комплексам, социальным и индивидуальным (строение звездных и планетных систем, эта же форма воспроизводится и в структуре атома). Интенсивность света, наполненность пульса, сон — бодрствование, уровень шума, соответствующий музыкальному ритму, процессы дыхания и смены поколений имеют «волновую» природу, поэтому имеют однотипное графическое изображение. Сходство в методах размножения у разных животных и растений, сходство между многими семенами и яйцом. Повторение организационных типов наблюдается на всех ступенях бытия: человеческие сообщества на разных континентах проходили через одни и те же типы экономической организации - примитивный родовой коммунизм, патриархат, феодализм.
А. Пуанкаре, французский физик, математик и философ, чуть раньше Богданова (1906 г.) писал: «Одно и то же уравнение - лапласовское - встречается в теории ньютоновского тяготения, теории движения жидкостей, учении об электрическом потенциале, учении о магнетизме, о распространении теплоты». В биологии это положение названо принципом универсальности. Основные закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи. Это означает, что биологический механизм, свойственный одному виду организмов или даже одному типу клеток, универсален (т.е. может быть обнаружен у ряда других видов организмов или окажется всеобщим). Принцип познания имеет существенное значение, так как заставляет даже частную закономерность рассматривать как потенциально всеобщую и искать границы ее применения.