Внешняя среда организации – среда косвенного воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучить влияние внешней макро среды организации. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Определить значение внешней среды;
Сформулировать определение внешней среды организации и рассмотреть ее характеристику;
Изучить и проанализировать внешнюю макросреду организации;
Описать факторы, имеющие важнейшее значение для руководства организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация и ее среда………………………………………………………...4
1.1. Значение внешней среды………………………………………………….5
1.2. Определение внешней среды……………………………………………..6
2. Характеристика внешней среды………………………………………………8
2.1. Взаимосвязанность факторов внешней среды…………………………...8
2.2. Сложность внешней среды………………………………………………10
2.3. Подвижность среды………………………………………………………11
2.4. Неопределенность внешней среды……………………………………...12
3. Внешняя макросреда организации…………………………………………...13
3.1. Технология……………………………………………………………….14
3.2. Состояние экономики…………………………………………………...15
3.3. Социокультурные факторы……………………………………………..16
3.4. Политические факторы………………………………………………….17
3.5. Природно-географические факторы……………………………………18
3.6. Демографические факторы……………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ1.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

    Факт  взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Согласно Роберту  Б. Рейчу, экономисту из Гарвардского университета, «Земной шар быстро превращается в единый рынок. Товары становятся все дешевле, независимо от национальных границ». Из каждого потраченного американцем доллара 20 центов падает на импорт [6].

    Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, как считают Эмери и Трист, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Знаменитый автор в области управления Питер Друкер описывает проблемы и вызовы менеджерам во времена бурных изменений в книге с таким же названием.

    Специалисты ввели понятие «хаотичных изменений» для описания внешней среды 80-х  гг., которое характеризуется еще  более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью [7].

    Эмери и Трист приводят в качестве примера  провал одной английской фирмы по производству пищевых консервов, которая  «так и не сумела осознать, что ряд  внешних событий становится настолько  взаимоувязанным, что это ведет к необратимым общим изменениям». Как они указывают далее, «выживание становится решающим образом, связанным с уровнем знаний организации о ее окружении». 
 
 

2.2. Сложность внешней среды

    Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Организации, работающие со сложной внешней средой, имеют дело с многими категориями данных, необходимых для принятия решений.

    Если  говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

    Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные [8].

    По  показателю разнообразия факторов в  более сложных условиях будет  находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все  это не касается.

    Один  исследователь суммирует последствия  сложностей такого рода для управления: «Организации, работающие в несложной  среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего с  несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений». 

 

     2.3. Подвижность среды

    Подвижность среды — это скорость, с которой  происходят изменения в окружении  организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Вероятно, лучшими работами на эту тему являются книги Элвина Тоффлера «Шок будущего» и «Третья волна», а также Джона Несбитта «Мегатренды».

    Однако  при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов [9].

    Кроме того, подвижность внешнего окружения  может быть выше для одних подразделений  организации и ниже для других.

    К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой  подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

    2.4. Неопределенность внешней среды

    Неопределенность  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  организация (или лицо) по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [11]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Внешняя макросреда организации

    Один  из способов определения окружения  и облегчения учета ее влияния  на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основных группы.

    Согласно  Элбингу, среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

    Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них [10].

    Здесь речь идет о таких факторах, как  состояние экономики, научно-технический  прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

    К примеру, на фирму «Дженерал Моторс»  напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов — фирм «Форд», «Тойота» и «Крайслер». «Дженерал Моторс» должна реагировать на эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе.

    В то же время такие факторы, как  новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе журналистом Джеком Андерсеном, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее.

    Макросреда (среда косвенного воздействия)- это среда, которая представлена более общими внешними факторами, оказывающими влияние на микросреду в целом. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Например, авария на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 г. в штате Пенсильвания, не отразилась непосредственно на фирме «Бэбкок энд Уилсон», проектировавшей станцию. Подробное освещение причины аварии средствами массовой информации, по случайности совпавшее с выходом на экраны известного фильма «Китайский синдром», — вот что изменило отношение широкой публики к использованию атомной энергии. Чернобыльская авария 1986 г. подлила масла в огонь общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к всплеску активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей [12].

    Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено  опираться на предположения о  такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать  возможные последствия для организации.

    Среди факторов косвенного воздействия важнейшее  место занимает технология, которая  одновременно является и внутренней переменной.

    3.1. Технология

    Технология  является одновременна внутренней переменной в внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации [1].

    Научно  – технические  факторы включают:

    - ускорение научно - технического  прогресса;

    - появление безграничных возможностей  в создании новых товаров, биотехнологий,  робототехники и т.п.;

    - рост ассигнований на НИОКР;

    - ужесточение госконтроля за качеством и безопасностью товара.

    3.2. Состояние экономики

    Руководство должно также уметь оценивать, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства [3].

    Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

    Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. Из истории, к примеру, известно, что киноиндустрия процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют место и локальные вариации. Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.

    Социально-экономическая  среда во многом обуславливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары и его влиянием на положение отдельных слоев населения. Характеризуется распределением общества по его принадлежности к различным классам,  или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности и т.д. [2].

    Если  она развивается благополучно, то можно легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции. В  условиях же неблагоприятного развития экономики, инфляции, дефицита и т.п. поведение потребителей практически непредсказуемо.

    3.3. Социокультурные факторы

    Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.

Информация о работе Внешняя среда организации – среда косвенного воздействия