Автор: Анна Сазонова, 30 Ноября 2010 в 21:37, курсовая работа
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Введение………………………………………………………………3
I. Сущность и природа стресса………………………………………5
1.1. Причины и источники стресса…………...……………………..5
1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………8
II. Управление стрессами…………………………………………...12
2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях…....12
2.2. Методы преодоления стресса………………………………….17
Заключение…………………………………………………………..23
Приложение………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………...27
Библиотека
5баллов.ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. У РосБизнесКонсалтинг |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. Столыпина»
ФИЛИАЛ ФГОУВПО «ПАГС» в г. БАЛАКОВЕ
Факультет государственно-правового управления
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая
работа
по дисциплине: «Управление персоналом»
на
тему: «Управление стрессами»
Выполнила:
студентка 4 курса,
очной формы обучения
специальности 080504.65
«Государственное и муниципальное управление»
Фадеева Ю.К.
Преподаватель:
ст.
преп. Солдаткин А.А.
Балаково 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Сущность и природа стресса………………………………………5
1.1. Причины и источники стресса…………...……………………..5
1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………8
II. Управление стрессами…………………………………………...12
2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях…....12
2.2. Методы преодоления стресса………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс - это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.
В целом стресс - явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.
Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.
Цель данной курсовой работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят.
Чтобы
разобраться в поставленном вопросе, а
именно как же все-таки нужно управлять
стрессами, в данной работе были использованы
труды преподавателя Института современных
психологических технологий, доцент кафедры
психотерапии Российской медицинской
академии постдипломного образования,
к. м. н. В.П. Колосова; психолога-консультанта,
тренинг-менеджера Ж. Попова; профессора
кафедры социальных проблем и психологии
АНХ при правительстве РФ, Е.С. Жарикова.
А также были использованы периодические
издания «Управление персоналом» и «Служба
кадров».
Глава I: СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА СТРЕССА.
«Впадать в гнев - значит вымещать
на себе ошибки другого».
Александр Поп
Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс1 - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 - 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.
По своей сути стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.
Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие - «эмоциональный или психологический стресс».
Однако стресс - это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.
Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):
Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников2:
Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.
Ко всему этому «букету» стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
Таким
образом, причины стрессов особого секрета
не составляют. Проблема же заключается
в том, как профилактировать стресс, воздействующие
на причины, его вызывающие. Основное правило
здесь напрашивается само собой: нужно
четко отличать стрессогенные события,
на которые мы можем как-то повлиять, от
тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что
на кризисную ситуацию в стране или в мире,
на неотвратимо надвигающийся пенсионный
возраст и пр. отдельный человек если и
может воздействовать, то очень незначительно.
Поэтому подобные события следует оставить
в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных
факторах, которые могут быть нами изменены
реально.
1.2. Виды и фазы стресса.
«Смело выходи из себя,
если другого выхода нет».
Януш Васильковский
ВИДЫ СТРЕССА.
В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс - отрицательного.
Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.
По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.
По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».
Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».
Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.
Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.
Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.
ФАЗЫ СТРЕССА.
Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.