Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Любое производство включает в себя два взаимосвязанных процесса: процесс функционирования и процесс развития.
Для управления процессом функционирования производства необходимо его постоянно возобновлять и поддерживать в предусмотренном стандартами и техническими условиями состоянии, обеспечивать ритмичный выпуск продукции определенного качества, ее доставку потребителям, хранение и реализацию.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 3
1.1. Управление нововведениями 3
1.2. Классификация нововведений 3
1.3. Принципы организации управленческих инноваций. 5
1.4. Субъекты объекты управленческих инноваций 7
1.5. Методы формирования позитивного отношения к нововведениям в организации. Приемы стимулирования исполнителей нововведений 10
2. Практическая часть 12
2.1. Организационная структура управления в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 43» городской округ Первоуральск 14
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

КР ТУ.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    Организация управленческих инноваций предполагает решение проблемы методического обеспечения инновационного процесса. В процессе разработки и реализации управленческих нововведений применяются различные методы и средства. Кроме методов подготовки проекта изменений и внедрения, необходимо уделять должное внимание организации работы по управлению процессом внедрения новшеств. Эта работа должна строиться с применением научных методов, доказавших свою эффективность в сходных ситуациях. 

    1. Субъекты  и объекты управленческих инноваций
 

    Под субъектом инноваций понимается специализированный орган управления инновационным процессом. Базовым условием осуществления функции организации управленческих инноваций является ее организационное закрепление за конкретной группой исполнителей. Другими словами, необходимо возложить на компетентных служащих обязанности по обеспечению достижения цели организационных изменений в учреждении. Успешность исполнения указанной функции специальным органом (службой) достигается при соблюдении следующих условий:

    - назначение ответственных за исполнение мероприятий по организации управленческих инноваций позволяет сконцентрировать усилия специалистов и ресурсы для решения управленческих проблем конкретного типа. Необходимые мероприятия и действия будут исполняться, если за это отвечают конкретные служащие;

    - создание специального органа управления разработкой и реализацией нововведений означает, что соответствующая функция включена в систему разделения управленческого труда в учреждении. Следовательно, на исполнение данной функции распространяется действие формальных и неформальных правил организации работы в системе административной деятельности;

    - официальное утверждение ответственных за управление инновационным процессом обеспечивает стабильность функционирования субъекта инноваций в условиях бюрократической организации. Для этого необходимо подготовить соответствующие документы, регламентирующие статус и функции субъекта инноваций.

    Образование специального органа управления инновациями  обеспечивает централизацию распространения управленческих нововведений. Субъект инноваций должен занимать соответствующее положение в организационной структуре управления.

    Организация управления инновационным процессом  основывается на принципах проектного управления. Часто целесообразно организовать в органах государственного и муниципального управления комиссию по совершенствованию управления, представляющую собой целевую группу компетентных служащих, ответственных за определение задач организационных изменений и разработку плана инноваций в административной деятельности. Статус комиссии свидетельствует, что она не является линейным структурным подразделением. И именно это позволяет избежать «текучки» традиционных отделов в организации работы комиссии.

    Для выполнения возложенных на комиссию функций ей должны быть делегированы специальные полномочия. Подготовка и реализация управленческих инноваций требует концентрации ресурсов организации и затрагивает работу практически всех структурных подразделений. Поэтому субъект инноваций функционирует эффективно, если обладает рядом полномочий:

    правом  самостоятельно готовить решения в пределах компетенции;

    координировать  работу структурных подразделений  в процессе внедрения новшества;

    контролировать  исполнение принятых решений.

    Особое  значение имеет принцип формирования состава комиссии. Постоянными членами комиссии должны быть руководители органа управления и руководители его структурных подразделений. Это позволяет включить руководящий персонал в процесс планирования изменений. Коллективное обсуждение проекта изменения методов административной деятельности обеспечивает согласование позиций заинтересованных сторон — разработчиков и исполнителей нововведения.

    Результатом обсуждения вопросов повестки дня заседаний  комиссии является решение по следующим  вопросам: цели и задачи управленческого нововведения; предмет и масштаб изменений; бюджет и временные рамки инновационного процесса.

    Для проведения экспертной оценки проектов решений целесообразно привлекать к участию в заседаниях комиссии представителей вышестоящих организаций, а также ученых. Периодичность заседаний комиссии зависит от уровня управления, интенсивности работы органа управления и сложности решаемых проблем.

    Определенное  место в структуре организации  управленческих инноваций в системе  административной деятельности занимают объекты инноваций — подвергаемые целенаправленному изменению компоненты управленческой системы.

    Объекты инноваций отражают предметную сторону  организационного развития органов государственного и муниципального управления. Инновация всегда является результатом изменения конкретного элемента организации. Выбор объектов инноваций не может быть произвольным — он основывается на оценке фактического состояния управленческой системы.

    От  конкретного объекта инновации  зависит содержание планируемых организационных изменений. Объекты инноваций варьируются в соответствии с видами компонентов административной деятельности. К ним относятся: цели; задачи; структура; технология; персонал.

    Цели  и задачи деятельности имеют стратегическое значение для функционирования органов управления. Взаимодействие с внешней средой создает условия для изменения характера и содержания целей и задач. Наибольшее влияние на изменение целевой ориентации административной деятельности оказывают объект управления и вышестоящие органы управления.

    Особенность административной деятельности состоит  в том, что ее цели и задачи (функции) не изменяются произвольно. Их изменение существенно ограничено. Цели и задачи органов государственного и муниципального управления закрепляются и регулируются нормативно-правовыми актами или решениями вышестоящих органов. Стабильность целей и функций административных учреждений необходима для исполнения возложенных на них полномочий. Нововведения в этой области могут поставить под сомнение реализацию уставных целей органа управления. Кроме того, изменение целей невозможно осуществить в одностороннем порядке — для этого необходимы специальные полномочия. Как правило, возникновение новых задач управленческой деятельности не влечет реформирования существующих органов. Для новых задач создаются новые органы или структурные подразделения.

    Структура деятельности отражает устойчивые линейные и функциональные взаимосвязи между  компонентами административной деятельности. Организационная структура не самоцель, поэтому она должна изменяться, перестраиваться при изменении внутриорганизационных условий и внешних связей организации. Каждому набору исполняемых функций соответствует определенный тип структуры. Ее изменение зависит от сложности и интенсивности управленческих проблем, от эффективности применяемых методов управления, от наличных ресурсов.

    Органы  государственного и муниципального управления обладают жесткой пирамидальной организационной структурой. В этих условиях предметным полем управленческих нововведений является изменение концентрации управления — соотношения централизации и децентрализации в системе управления. Предметом инноваций служит изменение (уменьшение или увеличение) количества уровней управленческой иерархии. Большое значение имеет также обоснованное изменение порядка специализации управленческой деятельности — горизонтального разделения труда в учреждении.

    Технология  деятельности состоит из процедур и  методов деятельности органов управления. Эффективность реализации управленческих функций зависит от того, насколько рационально организован процесс исполнения. Это составляет ядро бюрократической организации. Изменение алгоритма выполнения управленческих функций будет составлять содержание нововведений в сфере технологии. Процедуры и методы деятельности требуют постоянной оценки по критериям надежности, оперативности и экономичности. Чтобы приблизить технологию к желаемому состоянию, необходимо определить, насколько оправдан принятый порядок подготовки и реализации управленческих решений, насколько эффективны применяемые способы воздействия на объект управления.

    Технология  управления составляет основу административной деятельности, поэтому нововведения в технологии имеют наибольший полезный эффект. Главные задачи изменения технологии — это сокращение продолжительности цикла подготовки и реализации управленческих решений и повышение эффективности последних. Для этих целей управленческие нововведения предполагают изменение количества и содержания этапов разработки решений и видов операций, которые осуществляются на данных этапах.

    Персонал  является самым динамичным объектом инноваций. Управленческие нововведения в данной сфере затрагивают в  первую очередь управленческий персонал органа управления. Функции органов управления исполняют служащие этих органов. Кроме того, их деятельность нельзя заменить никакими техническими средствами. Качество управленческих решений напрямую зависит от компетентности служащих, их стремления повышать результативность своего труда.

    Для повышения эффективности административной деятельности в результате управленческих нововведений подвергается изменению профессионально-квалификационная структура руководящего состава учреждения. Но наибольший удельный вес должны занимать инновации, которые совершенствуют формы управления персоналом и кадровой работы. Другими словами, необходимо внедрять нововведения в области кадровой политики. Основным объектом изменений будет служить механизм реализации кадровой политики. Инновации в этой сфере включают в себя изменение процедур подбора и продвижения руководителей, программ профессионального развития, технологий и критериев оценки эффективности деятельности. 

    1. Методы  формирования позитивного  отношения к нововведениям в организации. Приемы стимулирования исполнителей нововведений
 

    По  мере развития научно-технического прогресса  управлять человеком извне становится все сложнее. Результат деятельности все в большей степени начинает зависеть от воли и возможностей работника, определяемых квалификацией. В этих условиях каждый человек сам должен определять свое поведение.

    Организации развиваются через нововведения. Но на их пути возникают различные  барьеры, в том числе и психологические: инертность, предрассудки, стереотипы массового, группового или индивидуального  сознания, которые вызывают отрицательную установку на новое. Чтобы уменьшить их влияние, убедить в преимуществах нового, надо практически показать, что при нововведении будет лучше, чем до него. Но при этом всегда есть некий момент начала настройки сознания на требуемую волну, появление первого внимания и интереса. Эта первичная установка сознания на принятие или неприятие нового неодинакова у разных категорий работников. Это зависит от их возраста, стажа, уровня и характера образования, положения в коллективе. Поэтому при разработке нововведения необходима тщательная подготовка социально-психологических аспектов внедрения.

    Позитивное  или негативное отношение к нововведению нарастает постепенно, поэтому возникает множество возможностей влиять на формирование отношения к нововведению. Для формирования позитивного отношения необходима специально планируемая система мер по подготовке к осуществлению нововведений. В их числе можно назвать меры собственно психологические и меры административные, экологические, правовые, но учитывающие психологические особенности исполнителей нововведений. Наибольшее значение имеют диагностические, развивающие и тонизирующие методы4.

    Диагностические методы, т.е. методы, посредством которых изучаются личность и коллектив, позволяют фиксировать психические состояния, состояния знаний, умений и навыков исполнителей нововведений, социально-психологический климат, развитие сотрудничества и других характеристик личности и коллектива. Данные, получаемые с помощью этих методов, служат индикаторами, указывающими на отношение исполнителей к нововведениям.

    Наибольшей  способностью повышать эффективность  осуществления нововведений обладают развивающие методы, направленные на формирование новых качеств и свойств у личности и коллектива, адекватных ситуации нововведения. Чтобы эти методы действовали, необходимо иметь модельное представление о тех отношениях, которые должны быть сформированы в результате нововведений, т.е. представленности нововведений в поведении людей. То есть при планировании самих нововведений необходимо планировать развитие самочувствия, отношений людей при нововведениях. В этом случае развивающие методы способствуют достижению психологических и социально-психологических целей.

    Тонизирующие  методы – это методы поддержки, одобрения, участия. Они не так действенны, как первые две группы методов, но могут дать эффект в течение непродолжительного времени. Однако в стрессовых ситуациях они способны сдерживать развитие негативной мотивации в тех или иных обстоятельствах, возникающих вследствие нововведения.

    Основная  цель психологических методов – формирование психологической готовности к нововведению. Под психологической готовностью понимается устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости нововведения и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению.

    Таким образом, готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.

Информация о работе Теория управления