Теория экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением её анализировать. С помощью анализа изучается тенденция развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, основываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются
Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Цель анализа состоит в получении ключевых характеристик финансового состояния организации для принятия оптимальных управленческих решений различными пользователями информации. В число задач можно включить: объективная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта, его платежеспособность финансовой устойчивости, деловой активности. Выявление возможности увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшение использования заемных средств, прогнозирование финансовых результатов, потенциальная угроза банкротства (финансовая несостоятельность).
Основными задачами экономического анализа являются:
1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глу¬бокого экономического анализа результатов деятельности пред-приятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных про¬гнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недо¬статков и, ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводить¬ся не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и опе¬ративного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо. повышать оперативность и действен¬ность анализа.
4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.
5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использова¬нию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг.
7. Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления ры¬ночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.
8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Цель данной контрольной работы: закрепить знания, полученные при решении задач.

Работа содержит 1 файл

теория экономического анализа.docx

— 129.36 Кб (Скачать)

     Решение: 

  1. Выручка от продаж рассчитывается по формуле:

y= с*в*а,

где с - среднедневная выработка продукции одним рабочим, руб.,

    в - количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни.;

    а - среднегодовая численность рабочих, чел. 

    2.  Рассчитаем влияние трудовых  факторов на изменение выручки  от продаж способом абсолютных  разниц.

    ∆с = 900 – 930 = -30 руб.

    ∆в = 240 – 245 = -5 дней.

    ∆а = 580 – 600 = 20 чел.

    yс = ∆с*Вплпл = -30*345*600 = -4410000 руб. = -4410 тыс. руб.

    yв = Сфактплпл = 900*(-5)*600 = -2700000 руб. = -2700 тыс. руб.

    yа = Сфактфакт*∆А = 900*240*(-20) = -4320000 руб. = -4320 тыс. руб.

    Сделаем проверку:

    ∆y = yс+ yв + yа

    -11430 = -4410 + (-2700) + (-4320)

    -11430 = -11430

    Из  рассчитанных данных способом абсолютных разниц можно сделать выводы, что:

    - снижение среднедневной выработки продукции одним рабочим на 30 руб. привело к снижению выручки от продаж на 4410 тыс. руб.

    - снижение количества отработанных дней в среднем за год одним рабочим на 5 дней. привело к снижению выручки от продаж на 2700 тыс. руб.

    - среднегодовая численность рабочих на 20 человек привело к снижению выручки от продаж на 4320 тыс. руб.

    3. Рассчитаем влияние трудовых  факторов на изменение выручки  от продаж интегральным методом.

    Для трехфакторной мультипликативной  модели У= с*в*а:

Δyс = ∆с /2 * (в0110) + 1/3 * ∆с*∆в*∆а = -4292500 руб. = -4292,5тыс.руб.

Δyв = ∆в /2 * (а0110) + 1/3 * ∆с*∆в*∆а = -2699500 руб. = -2699,5тыс.руб.

Δyа = ∆а /2 * (с0110) + 1/3 * ∆с*∆в*∆а = -4438000 руб. = -4438 тыс.руб.

    Сделаем проверку:

    ∆y = yс+ yв + yа

    -11430 = -4292,5 + (-2699,5) + (-4438)

    -11430 = -11430

    Из  рассчитанных данных интегральным методом  можно сделать выводы, что:

    - снижение  среднедневной выработки продукции одним рабочим на 30 руб. привело к снижению выручки от продаж на 4292,5 тыс. руб.

    - снижение  количества отработанных дней в среднем за год одним рабочим на 5 дней. привело к снижению выручки от продаж на 2699,5 тыс. руб.

    - среднегодовая численность рабочих на 20 человек привело к снижению выручки от продаж на 4438 тыс. руб.

    4. Сопоставим результаты расчетов.

    Таблица 3

    Сопоставление результаты расчетов влияние факторов на изменение выручки  от продаж  способом абсолютных разниц и интегральным методом

Показатели Методом абсолютных разниц Интегральным  методом
Изменение выручки от продаж, тыс. руб. -11430 -11430
В том  числе за счет:

среднегодовой численности рабочих

-4320 -4438,5
количества  отработанных дней в среднем за год  одним рабочим -2700 -2699,5
среднедневной выработки продукции одним рабочим -4410 -4292,5

    Вывод:

    Из  сопоставления результатов расчетов видно, что общий результат изменения  выручки от продаж одинаковый (-11430 тыс. руб.), но изменения за счет факторов отличаются. Это происходит из-за того, что происходит дополнительное изменение  результативного показателя, т.к. факторы  действуют взаимосвязано. 
 
 
 
 
 
 
 

          Задание 4

            Используя индексный метод, проанализирйте влияние факторов(объеа проданной продукции в натуральном выражений q и себестоимости единицы продукции) на изменение результативного показателя – себестоимости реализованной продукции.(таб.4.1)

                                                                                                                Таблица 4.1

Исходная  информация для проведения факторного анализа

себестоимости роданной продукции

Вид продукции Объем проданной продукции

в натуральном выражении (q) шт.

Себестоимость еденицы

  продукции, (z), руб.

Предшествующий  год Отчетный

год

Предшествующий  год Отчетный

год

         А 25 27 320 340
         В 40 40 150 200
         С 20 12 140 180
     Сумма 85 79 610 720
 

      Решение:

            Для проведения факторного анализа воспользуемся индексной  системой:

      

      откуда 

      Составим  расчетную таблицу(4.2)    

                                                                                                                                Таблица 4.2

Вид продукции Объем проданной продукции, шт. — q Себестоимость единицы продукции, руб., — z Расчетные значения
Предыдущий  год Отчетный год Предыдущий  год Отчетный год z0q0 z1q1 z0q1
А 25 27 320 340 8000 9180 8640
В 40 40 150 200 6000 8000 6000
С 20 12 140 180 2800 2160 1680
Сумма         16800 19340 16320
 

      Совокупное  действие двух факторов на изменение  общей себестоимости определим  с помощью индекса затрат на производство продукции (результативного индекса):

       = 19340 / 16800 = 1,151 или 115,1%.

      Индекс  показывает, что общая себестоимость  продукции в отчетном периоде  по сравнению с прошлым увеличилась  на 15,1%, что в абсолютном выражении составило:

       = 19340 – 16800 = 2540 руб.

      Влияние изменения себестоимости единицы  продукции на величину общих затрат определим с помощью факторного индекса себестоимости продукции:

       = 19340 / 16320 = 1,185 или 118,5%.

      Следовательно, за счет изменения себестоимости  единицы продукции по каждому  товару произошло увеличение общей  себестоимости на 18,5%, что в абсолютном выражении составило:

       = 19340 – 16320 = 3020 руб.

      Влияние изменения объема продукции на величину общих затрат определим с помощью  факторного индекса физического  объема продукции:

       = 16320 / 16800 = 0,971 или 97,1%.

      Следовательно, за счет снижения общего объема продукции  себестоимость всей продукции снизилась  на 2,9%, что в абсолютном выражении  составило:

       = 16320 – 16800 = -480 руб.

      Поверим взаимосвязь индексов и разложение абсолютного прироста по факторам: 

Izq = Iz x Iq   1,151 = 1,185 х 0,971

   2540 = 3020 – 480 руб. 
 

     Вывод:

            Таким образом, можно  сделать вывод, индексный метод  имеет недостаток: при определении  влияния одного из факторов другие принимаются в расчет неизменными. Это условный прием элиминирования не отражает реальную ситуацию. При  использовании индексного метода несколько  занижается результат влияния тех  факторов, замена (или подстановка) которых проводиться раньше, за счет завышения результата последней  подстановки.  

 

           Задание 5

            Проведите сравнительную рейтинговую оценку хозяйственной деятельности пяти акционерных обществ (АО) используя исходные данные о пяти финансовых показателях и коэффициентах их значимости (таб.5.1)

                                                                                                                                             Таблица 5.1

Исходные данные для рейтинговой оценки деятельности АО

Номер АО и
Финансовые  показатели для комплексной  оценки
Коэффициент ликвидности коэффициент оборачиваемости  оборотных активов рентабельность  продаж, % Рентабельность капитала, % доля  собственного капитала  в совокупном капитале, %
А 1 2 3 4 5
1 1,5 3,5 30 28 14
2 1,8 3,2 25 26 20
3 1,4 3,1 35 24 30
4 2,0 2,7 26 38 18
5 1,6 2,2 24 21 35
2 2 4 3 3

- коэффициент значимости финансовых  показателей

Для комплексной  оценки хозяйственной деятельности организации используйте метод суммы мест.

Информация о работе Теория экономического анализа