Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Развитие международной торговли как экономическое условие для развития международных экономических отношений . Характеристика системы международных товарно-денежных и экономических отношений. Сущность классической и неоклассической теории торговли, ее недостатки. Главные недостатки меркантилиститской теории международной торговли.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....3 – 4
I. Понятие международной торговли……………………………….…..….5 – 7
II.Теории международной торговли
II.1 Классическая теория международной торговли…………………..….8
II.2 Теория сравнительных преимуществ………………………….….9 – 10
II.3 Меркантилиститская теория международной торговли…... 10 – 11
II.4 Теория абсолютных преимуществ………………..……11 - 13
II.5 Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона…………………13-15
II.6 Теория международной торговли Леонтьева………………..15 – 16
II. 7 Неотехнологическая теория внешней торговли……...……..16 - 18
II.8 Теория Фирмы……………………………………………...…….....18
II.9 Теория международной конкурентоспособности нации ….19
Заключение………………………………………………………………..20 – 21
Литература………………………………………………………………...........22

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 43.54 Кб (Скачать)

В результате такой  торговли в выигрыше оказываются  все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что им­портируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.  

Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Сторонники неотехнологического направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.  

Основными переменными  при неотехнологическом подходе - это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы.  Неотехнологическая школа связывает преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. Многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.8 Теория Фирмы 

 Теория связана  с усилением роли отдельных  фирм и корпораций в международной  торговле.  Преимущества всегда  получает не нация, а отдельная  фирма – экспортер данного  товара. Только после расширения  производства и насыщения внутреннего  рынка фирма может выйти на  внешний рынок.  Чтобы продать  свои изделия, необходимо найти   страну - покупателя, у которой структура  спроса на внутреннем рынке  была бы максимально приближена  к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления  торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне  экономического развития, и между  развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые  обосновано американским экономистом  Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно - технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.9  Теория международной  конкурентоспособности нации 
 

Теория разработана  американским исследователем М. Портером. Он пришел к  заключению, что место  каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством  и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих  отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.  

Портер считал наличие  факторов производства определяющим в  обеспечении сравнительных преимуществ. Он не огpани­чивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ус­коренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергocберегающей технологиях,  вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.  

1. технологии и  их продукты, рождение которых  обусловлено внутренними условиями  страны,  которые получили широкое  распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими  поставщиками своей продукции  на мировом рынке.  

2.  наличие смежных  и обслуживающих· отраслей  является  важным дополнительным стимулом  совершенствования продукции.  

3. стратегия фирмы  и наличие конкуренции  на  внутреннем рынке заставляют  фирмы постоянно совершенствовать  свое производство· и искать  новых покупателей. Любая фирма  ориентирована на завоевание  прочных позиций на рынке, поэтому  она должна постоянно искать  новые пути  к снижению издержек  производства и совершенствования  продукции.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют  свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной  торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно,  и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом: 

. Развитие и усложнение  международной торговли нашло  отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях  различия в международной специализации  можно проанализировать лишь  на основе совокупности всех  ключевых моделей международного  разделения труда.  

1. Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиям отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.  

2. Обмен сходными, близкими по своим характеристикам,  но не идентичными товарами  связан, прежде всего, с необходимостью  более полно удовлетворять дифференцированные  потребности, с учётом различий  в спросе и вкусах отдельных  категорий потребителей.  

3. Фирмы и корпорации, активно использующие технологические  нововведения, создают новые источники  специализации, а страны, в экономике  которых существенные позиции  занимают такие предприятия, могут  подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими  развитыми странами. 

Теории ·международной торговли как классические, так и  современные, хотя и не  могут  дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений,  но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные  страны и компании завоевывают прочные  позиции на мировом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

1.                 А.С. Булатов, «Мировая экономика», М.,  «Экономистъ» 2005г.; 

2.                 И.П. Николаева «Мировая экономика», М., 2003г.; 

3.                 Е.Ф. Авдушин «Международные экономические отношения», «Юристъ» 1999г.; 

4.                 О.Д. Давыдов «Внешняя торговля-время  перемен», М., 1998г.; 

5.           С.И. Долгова, И.И. Кретова «Предприятие на внешних рынках», 1997г.; 

6.                 А.С. Булатов «Экономика внешних  связей России», М., 1999г.; 

7.                 И.И. Дюмулен «Всемирная торговая организация», М., 1997г.; 

8.                 М. Пебро «Международные экономические,  валютные  и финансовые отношения» М., 2001г.; 

9.                 Д. Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения». Соч. Т.1. М., 1955г. 

10.            П. Х . Линдерт «Экономика мирохозяйственных связей» М., 1992. 

11.            «Современные теории внешнеэкономических  отношений». Сборник статей. М., ИНИОН, 1992.

Информация о работе Теории международной торговли