Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:17, контрольная работа
При планировании себестоимости продукции на предприятии все затраты группируют по двум признакам:
- по экономическим элементам;
- по калькуляционным статьям.
Группировка затрат по экономическим элементом предусматривает объединение всех затрат по признаку однородности вне зависимости от того, где и на что они произведены.
Рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов. Классификация основных ценообразующих факторов представлена на рисунке 1.
1. Цена производства. Цена товара — это превращенная форма стоимости, которая определяется рабочим временем, необходимым для производства товара при данных общественно нормальных производственных условиях и среднем уровне умелости и интенсивности труда. Цена товара равна сумме общественных издержек производства и средней прибыли.
Основная динамика цен на товары определяется динамикой цены производства: снижение цены производства происходит в результате роста производительности труда, снижения затрат на орудия труда, сырья на единицу продукции и наоборот — рост цены производства обусловлен противоположным действием аналогичных факторов.
2. Спрос и предложение. В рыночных условиях формирование цены товара происходит под влиянием действия законов спроса и предложения. При этом необходимо принимать во внимание тип рынка: свободной конкуренции, монополизированного и т.д.
Закон спроса — потребители при высоких ценах приобретают товары и услуги в меньшем объеме, чем при более низких. Закон предложения — производители производят больше данного товара при более высоком уровне цен на него, чем при более низком.
Цена равновесия на какой-либо товар определяется пересечением кривых спроса и предложения.
Согласно закону спроса потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать для различных товаров. Экономисты измеряют степень чуткости потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса по цене измеряется соответствующим коэффициентом эластичности — ЕD.
ЕD = процентное изменение спрашиваемой продукции / процентное изменение цены
Необходимо отметить, что кривая спроса описывается функцией С обратной зависимостью и поэтому коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательный знак. Принято знак "—" у коэффициента эластичности игнорировать и рассматривать его как имеющего положительное значение.
Значение ЕD > 1, характеризует спрос на продукцию как эластичный, ЕD < 1— неэластичный спрос, ЕD = 1 означает адекватную (равную) реакцию потребителя на изменение цены продукции. Изменение цены на продукцию, имеющую разное значение коэффициента эластичности, оказывает различное влияние на общую выручку предприятия. Если спрос эластичен (Е0 > 1), изменение цены приведет к изменению выручки в противоположном направлении. И наоборот, если спрос на товар неэластичен, то цена и общая выручка будут изменяться в одном и том же направлении.
3. Состояние денежной сферы. Непосредственное влияние на цены внутреннего рынка оказывает изменение покупательной способности денежной единицы соответствующей страны, а на внешние цены — движение валютных курсов национальных денежных единиц.
Из экономической теории известно, что цена товара, являясь денежным выражением его стоимости, обратно пропорциональна стоимости денег. Также известно, что для стабильного и сбалансированного рынка действует формула: количество денег = сумме цен. Однако это соотношение часто нарушается по различным причинам.
Так, например, излишний выпуск денег в обращение снижает их меновую и потребительную стоимость — деньги обесцениваются. Общий рост цен, вызванный падением стоимости денег, представляет собой увеличение масштаба цен, т.е. дороговизну. Дороговизна является одной стороной инфляции, вторая сторона — дисперсия цен на товары различных отраслей (отклонение от средней цены). Две стороны инфляции стимулируют и дополняют друг друга.
На состояние денежной сферы государства оказывает существенное влияние движение валютных курсов. Механизм воздействия изменения валютного курса на цены следующий:
а) внешний рынок
Страна понизила курс своей валюты (девальвировала). При прочих равных условиях возникает возможность реального снижения цен на свои товары, так как импортер (покупающий у этой страны товар) должен заплатить за товар в своей валюте меньше за то жг количество товара. Это повышает конкурентоспособность экспортера.
При повышении курса национальной валюты (ревальвации) происходит обратный процесс, который ведет к снижению конкурентоспособности экспорта, так как продажные цены в данном случае повышаются.
б) внутренний рынок
Снижение курса валюты страны на внутреннем рынке ведет к возрастанию цен на импортную продукцию, что способствует общему росту цен в стране и означает повышение конкурентоспособности национальных товаров.
При повышении курса национальной валюты происходят обратные процессы, т.е. более низкие импортные цены способствуют замедлению инфляции. Однако более дешевые импортные товары ослабляют и подрывают позиции внутренних производителей. В этом случае государство должно вести более разумную протекционистскую политику.
4. Конкуренция.
5.
Регулирование цен. Рыночное ценообразование
как стихийное формирование цен на рынке
в результате несогласованных действий
многих производителей и покупателей
сохраняется в современных условиях, но
не в чистом виде, а в сочетании с государственно-
Регулирование цен представляет собой деятельность государства или монополии, направленную на установление определенного уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль и устойчивую конкурентоспособность. Это не разовый акт, а, как правило, комплекс мероприятий, политика по активизации всех ценообразующих факторов на длительный период времени.
При проведении ценовой политики государство и монополии могут применять как административные, так и экономические методы.
Административное регулирование цен — непосредственное административное управление, в основе которого лежит собственность монополии или государства на реализуемые товары.
Экономическое
регулирование цен — это
Государственное регулирование цен — система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий:
а) при административном регулировании: замораживание цен и другие способы фиксации цен на определенном уровне; контроль цен;
соглашения с предприятиями; установление границ и диапазонов цен;
б) при косвенном государственном регулировании:
обеспечение определенного уровня прибыли предприятия за счет субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной политики и т.п.;
воздействие на издержки через снижение цен на сырье и материалы, установление льготных тарифов;
воздействие на спрос и предложение конкретных товаров (протекционизм в сельском хозяйстве);
государственные закупки товаров и услуг.
Монополистическое регулирование цены осуществляется практически по такой же схеме, как и государственное регулирование.
Ценообразующие
факторы второго уровня находятся
полностью в сфере влияния
предприятия—производителя
Увеличение объема поставок товаров дает возможность предприятию-поставщику установить более низкую цену (предоставить оптовую скидку) в силу "эффекта масштаба производства и реализации продукции".
Долговременные связи продавца и покупателя также могут быть реальной основой для корректировки цены товара.
Обеспечение специальных условий поставки товаров и их оплаты (например, рассрочка платежа) часто является формой скрытых скидок на цену товара, но неблагоприятные условия поставок могут вести и к повышению цены товара.
Франко-цена товара предполагает включение в базовую цену, как правило, расходов по доставке товара и его страхованию к месту потребления (например, цена франко-вагон, франко-склад покупателя).
На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки, с ориентацией на спрос, с ориентацией на конкуренцию.
Первый подход к ценообразованию, с ориентацией на издержки, может быть реализован по принципу "издержки плюс прибыль" (для промышленных предприятий) и "издержки плюс накидки" (для торговых предприятий), а также по принципу "целевой нормы прибыли".
Методика расчета цены по принципу "издержки плюс прибыль" такова:
рассчитывается
полная себестоимость единицы
добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости единицы продукции и получается цена продукции.
Данный подход к определению цены прост, но имеет ряд недостатков: в калькуляцию включаются иногда не совсем обоснованные накладные расходы; не учитывается потенциальный спрос на продукцию и может быть упущена потенциальная прибыль.
Методика расчета (назначения) цены, обеспечивающей получение "целевой нормы прибыли" при установленных объемах производства и продаж, следующая:
оценивается производственная мощность предприятия по производству и реализации продукции на плановый период;
калькулируются все издержки производства данного объема продукции и определяется целевая норма прибыли;
суммируя производственные расходы, накладные расходы и целевую прибыль, получают целевой доход или целевую выручку;
цена продукции — это результат деления целевого дохода на запланированный объем производства продукции.
Подобный методический подход может быть использован для рынка с неэластичным спросом на данный вид продукции или услуг.
Ценообразование с ориентацией на спрос не всегда может быть успешно применено на практике. Спрос значительно сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с издержками. Обычно на практике приходится иметь дело с анализом движения спроса за прошедший период и на этой базе давать прогноз цены на товар. Если необходимо определить цену на новый товар, при отсутствии достоверного представления о кривой спроса на данный товар, предприятие вынуждено изучать спрос на аналогичный товар. Оценка спроса может вестись статистическими методами, а также при помощи проводимых интервью и экспериментов.
Ценообразование
с ориентацией на конкуренцию (закрытые
торги) принято обычно среди крупных поставщиков,
которые приглашаются к участию в торгах
на поставку определенных видов товаров.
Предложения (тендеры) с указанием наименьшей
цены предприятия поставщики обычно представляют
заранее в запечатанном конверте к определенному
сроку. Такая форма представления цены
необходима для соблюдения условий и правил
добросовестной конкуренции. Победитель
тендера (как правило, с наи-| . меньшей
ценой) не имеет права вносить изменения
(в сторону увеличения) в первоначально
установленную цену. Поэтому предприятия
при установлении наименьшей цены основываются
на собственных затратах и на анализе
возможностей конкурентов.
Информация о работе Стоимостная оценка продукции предприятия